В 2006 году исследовательский проект по контролю заболеваемости малярией в Уганде (Uganda Malaria Surveillance Project, UMSP) получил статус национальной программы, поскольку чиновники от здравоохранения увидели в нем перспективу спасения многих жизней. Малярия - главная причина смертности в стране, болезнь свирепствует на 95% ее территории.

Однако после многообещающего начала проект резко затормозился в связи с рядом технологических недоработок. В частности, собранная статистика хранилась и сортировалась средствами старой версии Epi Info - медлительной одноуровневой СУБД, трудной в использовании и надолго "зависавшей" при поиске.

Еще хуже было то, что информация из пунктов сбора данных доставлялась курьерами в виде распечаток. Одна такая поездка по плохим дорогам страны иногда занимала по нескольку дней и обходилась в 500 с лишним долларов. 

В девяти далеко отстоящих друг от друга сельских поселениях, где находились пункты сбора данных, отсутствовал доступ к Интернету, да и с электричеством были частые перебои.

Чтобы разрешить все эти проблемы, необходим был принципиально новый подход.

Надежда на улучшения появилась весной прошлого года, когда для проекта удалось получить несколько технических новинок: современную реляционную СУБД, девять смартфонов и приложение для удаленного доступа. Благодаря новшествам удалось радикально ускорить сбор данных, необходимых для борьбы с распространением малярии в стране.

Сегодня данные о заболеваемости накапливаются в пунктах сбора, а затем пересылаются без проводов с помощью смартфонов и вводятся в базы головного центра обработки в г. Кампала, столице Уганды.

Однако добиться всего этого оказалось непросто.

План начинает действовать

В рамках проекта UMSP в 2001 году начались клинические испытания различных медикаментов против малярии. С 2006 года проект был расширен - его участники приступили к сбору информации по индивидуальным историям болезни. Поскольку доставкой сведений занимались курьеры, данные вводились с задержкой до восьми месяцев, так что о слежении за заболеваемостью и лечением в реальном времени не могло быть и речи.

Все изменилось, когда о проекте узнали американские специалисты из Глобального фонда исследований в области здавоохранения (Global Health Research Foundation, GHRF), некоммерческой организации, помогающей малоразвитым странам в получении современных медицинских технологий. Осенью 2008 года сотрудники GHRF приехали в Уганду, чтобы разобраться с трудностями и попытаться найти способы их устранения. 

То, что они увидели, напоминало сцену из игры The Icredible Machine: причудливая и запутанная цепочка разнородных технологий; измени хоть одну, пришлось бы менять и все остальные. 

"В первую очередь необходимо было организовать систему отчетности, работающую быстро и по простой схеме, - рассказывает Джош Мэйлмен, директор по техническим операциям GHRF. - В СУБД, которая применялась на проекте ранее, с отчетностью было совсем плохо".

Ситуация начала исправляться в марте прошлого года, когда Мэйлмен привез в штаб-квартиру проекта в Кампале новый сервер Dell на четырехъядерном процессоре и современную реляционную СУБД, которую безвозмездно лицензировала для UMSP компания Health Metric Systems.
К этому времени на всех девяти пунктах сбора данных в Уганде появились компьютеры, а также солнечные панели и инверторы, дающие электроэнергию для систем. Необходимое оборудование предоставили учреждения, ставшие партнерами UMSP.

C появлением новой базы данных и центрального сервера стали особенно заметны все недостатки курьерской системы передачи данных.

"Я сидел на встрече, где участники проекта делились радостью по поводу того, насколько проще стало передавать данные для отчетов, но ведь при этом информация из отдаленных офисов по-прежнему доставлялась с задержкой в несколько месяцев, - продолжает Мэйлмен. - Проблема со сбором данных оставалась, и она была не менее серьезной, чем прежние сложности с СУБД".

Мозговой штурм

"В США мы бы просто подключились к Интернету и отправляли данные по мере их поступления, - говорит Мэйлмен. - Но здесь даже электричество не всегда есть, а компьютер хорошо, если хотя бы один на всю клинику".

Проводить Интернет по выделенной линии было бы непозволительно дорого, и на это могло уйти около года. В крупных городах Уганды есть интернет-кафе, из которых сборщики данных могли бы передавать информацию, но при таком варианте могут возникнуть проблемы с вирусами и конфиденциальностью. "Это тоже было неприемлемо", - отмечает Мэйлмен.

Отпал и вариант с передачей информации по спутниковым телефонам, так как бюджет проекта крайне ограничен, а эти устройства очень дорого стоят. 

Появилось предложение подключать обычные сотовые телефоны к удаленным компьютерам, но от этой идеи быстро отказались. Компьютеров было слишком мало, а из-за наличия свободного доступа к ним по сотовым телефонам у пользователей мог бы появиться соблазн начать отправлять личную электронную почту и другие файлы. Это, в свою очередь, создало бы вирусную угрозу для ИТ-систем пунктов сбора данных, на которых не всегда есть возможность найти специалистов для устранения технических проблем.

Тогда Мэйлмену пришло в голову попробовать решить проблему с помощью смартфонов. Он вспомнил о программном продукте, которым сам пользовался для удаленного доступа к домашним и рабочим компьютерам, - LogMeIn Rescue. Это ПО работает со смартфонами на базе Windows Mobile, Symbian и BlackBerry.

LogMeIn Rescue предлагается ИТ-специалистам компаний и поставщикам управляемых услуг в качестве защищенного приложения, позволяющего получить удаленный доступ к системам из любой точки мира. В рамках USMP приложение применяется для других задач - с помощью LogMeIn Rescue персонал штаб-квартиры в Кампале может мгновенно и защищенно получить собранные данные со смартфонов, находящихся у сборщиков информации.

Каждый из пунктов сбора данных получил по одному смартфону. Операторам ввода было поручено копировать собранную информацию на карту MicroSD и устанавливать ее в телефон. После включения тот передает данные на центральный сервер в Кампалу.

Поскольку размер файлов невелик, объем передачи для каждой клиники - всего около 320 Кбайт в месяц, а ежемесячная плата за трафик составляет не более 5 долл. Другими словами, для проекта в целом пересылка данных обходится в 45 долл. за месяц. Для сравнения, ежемесячные расходы на курьерскую доставку достигали 2200 долл.

"Приходилось тратить по 25 тыс.  долл. в год только на сбор данных, а теперь эта сумма уменьшилась всего до 540 долл., причем поступающая информация не успевает утратить свою актуальность", - отмечает Мэйлмен.

Финальный аккорд

Вернувшись в США из Уганды, Мэйлмен обратился в LogMeIn за помощью, и в компании согласились бесплатно предоставить свое ПО и услуги для сотрудников антималярийного проекта. В компании Palm, в свою очередь, проекту подарили пять смартфонов Treo 750W, а еще четыре Мэйлмен купил на онлайн-аукционах.

В апреле девять смартфонов с ПО LogMeIn были перевезены в Уганду доктором Грантом Дорси, профессором факультета инфекционных болезней Университета Калифорнии в Сан-Франциско. После краткого инструктажа уже в мае сотрудники пунктов сбора информации начали передавать с помощью смартфонов данные по заболеваемости.

Рут Кигози, координатор мониторинга и оценки программы контроля над малярией в Кампале, говорит, что смартфоны полностью изменили процесс сбора и обработки данных по заболеваемости. "Информация поступает в первую неделю каждого месяца, благодаря чему мы можем своевременно анализировать ее и распространять", - отмечает она.

По сведениям Кигози, на малярию в Уганде приходится 40% обращений в медицинские учреждения, 20% госпитализаций и 14% случаев смерти пациентов в больницах.

Как подчеркивает доктор Эрика Вейрих, основатель и директор GHRF, технологические усовершенствования оказались чрезвычайно важными для проекта.

"В начале программы у нас почти не было надежных данных по пациентам, самому заболеванию и эффективности лечения, - говорит она. - Теперь, когда врачи и исследователи получают информацию оперативно, у них есть гораздо больше времени, чтобы предотвратить и излечить болезнь. Появилась возможность пробовать новые способы лечения, проверять их работоспособность. Эффективность нашей работы выросла многократно".