Автоматизация онкологических диспансеров глазами разработчика

 Задачи, которые сегодня приходится решать российским онкологическим учреждениям, часто противоречат друг другу: повышение качества помощи онкобольным нужно обеспечить при сокращении расходов учреждения, а количество неправильно выставленных диагнозов уменьшить, снижая затраты времени на обслуживание пациентов. Подобные дилеммы характерны и для учреждений здравоохранения общей лечебной сети. Но в онкологии из-за ее специфики (высокая стоимость лекарственных препаратов при недостаточном финансировании) эти противоречия и вызываемые ими проблемы проявляются гораздо ярче.

В решении этих задач некоторые медицинские учреждения идут по пути увеличения объема работы за счет роста нагрузки на сотрудников. Но более эффективен путь, когда на помощь медикам приходят высокие технологии, позволяющие избавить персонал от рутинной работы и использовать высвободившееся время для более насущных задач.

 

Рутина

Каждый руководитель онкологического учреждения неизбежно сталкивается с одними и теми же сложностями, которых вполне можно избежать с помощью ИТ:

необходимость многократно переписывать медперсоналом повторяющиеся данные (паспортные сведения, диагноз, анамнез и пр.) и соответственно  нерациональная трата времени сотрудников;

очереди из-за невозможности предварительно спланировать время посещения пациентом врача;

утери амбулаторных карт и историй болезни на бумажном носителе и главное – потеря драгоценного времени на повторные обследования пациента;

отсутствие оперативной и достоверной информации о работе подразделений и учреждения в целом, что негативно сказывается на качестве принимаемых руководством решений;

финансовые потери из-за штрафных санкций медицинских страховых компаний, нерационального расхода медикаментов и расходных материалов.

 

Цена вопроса

 

В первую очередь у любого руководителя, обдумывающего возможность автоматизации своего учреждения, возникают два вопроса: что для этого понадобится и сколько это может стоить?

Общая стоимость внедрения медицинской информационной системы (МИС) рассчитывается отдельно для каждого конкретного учреждения и складывается из затрат на:

серверное оборудование для размещения базы данных (сервер, источник бесперебойного питания, коммутационное оборудование);

организацию и сопровождение автоматизированных рабочих мест (компьютеры, сетевые принтеры);

проектирование и строительство локальной сети для доступа сотрудников к базе данных;

организацию и ежемесячную оплату доступа в Интернет для удаленного администрирования и обновления ПО;

закупку самой медицинской информационной системы;

внедрение МИС (установка, настройка, обучение персонала);

текущее сопровождение МИС.

 

Полная цена одного рабочего места при самой "правильной" автоматизации "с нуля и под ключ" (с проектированием, соблюдением стандартов, строительством локальной сети, закупкой оборудования и всех необходимых лицензий) обходится в 50-85 тыс. руб.

Разумеется, сразу выделить деньги на автоматизацию 30-50, а часто и более 100 рабочих мест медучреждению бывает очень и очень непросто. Но если посмотреть, какую долю годового бюджета составит стоимость автоматизации, и посчитать, сколько с ее помощью можно сэкономить, то вопрос о дороговизне отпадет сам собой.

На мой взгляд, любое учреждение может позволить себе автоматизацию. Надо только этого хотеть и действовать: искать финансирование, рассматривать варианты поэтапной автоматизации, оговаривать рассрочку по оплате, скидки и т. п.

 

Советы главному врачу

 

Есть несколько моментов, которые должен иметь в виду руководитель, приступая к автоматизации.

Во-первых, внедрение любого программного обеспечения – мероприятие достаточно хлопотное и затратное.

Во-вторых, нужно определить, что важнее - сроки внедрения, стоимость системы или ее качество. Именно от этого зависит решение вопроса - покупать готовое программное обеспечение или разрабатывать его силами собственных программистов. Не исключено, что стоит выбрать разработку точно под свои нужды, но не самостоятельно, а заказав ее профессионалам.

Основные преимущества готовых решений ― это быстрота внедрения, высокая степень надежности, сравнительно низкая стоимость, и главное – отсутствие необходимости содержать собственную команду разработчиков. Однако иногда учреждению приходится платить за те функции, которые не используются, а изменить имеющийся функционал бывает довольно сложно.

При разработке силами собственной команды программистов создается только необходимый учреждению функционал, который потом можно модифицировать. Но длительное содержание собственной команды программистов обходится намного дороже, чем покупка и внедрение готовой системы, а запуск своей системы в работу происходит чрезвычайно медленно. К тому же автоматизация полностью зависит от профессионального уровня "своих" разработчиков, в большинстве случаев, увы, невысокого.

Иногда для очень специфичных сфер деятельности оптимально заказать систему "под себя" у компании-разработчика. Это позволяет избежать проблем, связанных с разработкой ПО силами своих программистов, а также использовать преимущества готовых решений, включая высокое качество кода и тестирование на всех этапах.

Выбрав систему, "узко заточенную" под конкретную специализацию (например, онкологию, стоматологию), руководителю нужно реально оценить свои потребности и грамотно распланировать мероприятия по автоматизации.

Поскольку не всегда есть возможность одновременно автоматизировать работу всех подразделений, в первую очередь можно уделить внимание критически важным службам: регистратуре поликлиники, приемному покою, службе статистики и врачам круглосуточного стационара (электронная история болезни). Следующим этапом станет установка программы во всех кабинетах врачей поликлиники (электронная амбулаторная карта) и дневного стационара.

Наиболее быстро проходят внедрения в учреждениях, где уже построена локальная сеть и приобретены компьютеры для пользователей. Серверное оборудование мы рекомендуем закупать после того, как вы окАвтоматизация онкологических диспансеров глазами разработчикаончательно определились с системой и запросили у разработчика требования к серверу, иначе он может оказаться неподходящим для выбранной системы.

Идеальным, но и наиболее дорогим вариантом является решение "под ключ", когда разработчик проводит предпроектные изыскания, проектирует сеть, составляет требования к компьютерной технике, серверному и коммутационному оборудованию. В этом случае гарантированы качество и быстрота внедрения, надежность дальнейшей эксплуатации системы.

Обычно скрыт и не принимается во внимание такой аспект: очень часто в результате обсуждений своих пожеланий с разработчиком клиент понимает, что ему нужен продукт, совершенно не похожий на то, что он хотел изначально. Наиболее правильным будет проектирование функционала системы на этапе, когда еще ничего нет. Это избавляет клиента от мучительно длинного и дорогого пути к ожидаемому результату.

Если решено приобрести готовое решение, то сориентироваться в мире предлагаемых МИС и оценить преимущества каждой  легче всего на специализированных выставках, крупнейшая из которых – "Медсофт", ежегодно организуемая Ассоциацией развития медицинских информационных технологий. Руководитель, выбирающий систему для своего учреждения, за три дня может посмотреть более 70 программных комплексов, пообщаться с представителями компаний-разработчиков и главное – увидеть каждую систему "вживую".

Поскольку главной проблемой обычно является нехватка денег, главврач вправе использовать все возможности для сокращения и оптимизации затрат. Однако, чтобы получить от системы все обещанные разработчиком результаты и преимущества, не стоит экономить на обучении сотрудников. Именно качественное обучение – залог быстрого и легкого освоения персоналом системы.

Сложнее всего справиться с "человеческим фактором" в процессе внедрения МИС: автоматизация всегда выявляет больные места, иногда даже требуется кардинально изменить организацию работы некоторых служб, к чему сотрудники онкодиспансеров оказываются не готовы. Тяжелее всего внедрения проходят в тех учреждениях, где главный врач является их единственным инициатором. При наличии у руководителя группы единомышленников внедрение проходит намного быстрее и безболезненнее для остального персонала.

 

Что на выходе

 

Сейчас уже никому не нужно доказывать выгоды использования медицинских информационных систем, профессионалы понимают, что автоматизация – это не просто удобно. Многолетним опытом доказано, что правильное использование всех возможностей МИС повышает качество лечения больных и увеличивает количество научных работ, выполняемых врачами медучреждения. И главное – использовать МИС экономически выгодно, поэтому, несмотря на финансовые ограничения, руководители онкодиспансеров находят возможность внедрять программное обеспечение.

Первым наиболее ощутимым результатом является существенное сокращение времени оформления бумажной документации. Поскольку все данные стекаются в единую базу, единожды введенная в систему информация о пациенте автоматически переносится в нужные документы других подразделений. Так как в МИС используются шаблоны, врачу не нужно каждый раз заново печатать дневники и данные осмотров. В итоге врач стационара тратит на оформление историй болезни не 3,5-4 часа в день, как раньше, а лишь 2-2,5 часа.

В результате автоматизации полностью исключается риск утери истории болезни и амбулаторной карты и всех связанных с этим издержек: назначения повторных дорогостоящих исследований и потери жизненно важного времени онкобольного. Все отчеты и журналы, требуемые законодательством, автоматически формируются за несколько минут, и руководству доступна актуальная информация для анализа деятельности учреждения в любой момент времени, что, несомненно, положительно сказывается на качестве принимаемых решений.

Потоки пациентов равномерно распределяются по специалистам поликлиники, очереди сводятся к минимуму, а медицинское оборудование загружается более рационально.

Если в МИС реализована возможность контролировать фактический расход медикаментов и реагентов в лаборатории, то в учреждении оптимизируются закупки лекарственных средств и расходных материалов. На сэкономленные 13-25 % годового бюджета учреждения могут закупить более эффективные и дорогостоящие препараты*.

Полноценная эксплуатация МИС позволяет учреждению перейти на совершенно новый уровень развития, повысив качество управления и уровень дисциплины сотрудников.


 

Опытная эффективность

Компания "Арте-Софт" имеет опыт автоматизации "с нуля" очень крупных (875 коек) и совсем небольших (30 коек) онкологических диспансеров Кубани и Ростовской области. Как показывает ее практика, специальное решение для онкологических учреждений - медицинская информационная система  "Госпитальный раковый регистр Arte-ONCO" - позволяет:

  • экономить от 13 до 26% годового бюджета учреждения на медикаменты за счет оптимизации закупок и отслеживания их адекватного расходования;
  • увеличить оборот койки на 5-8% за счет рационального планирования госпитализаций;
  • минимизировать количество повторных назначений и дорогостоящих обследований благодаря отсутствию утерь документов;
  • обеспечить руководителя актуальной и достоверной информацией о работе учреждения;
  • увеличить пропускную способность онкополиклиники на 10-12% за счет оперативного планирования посещений;
  • снизить число врачебных ошибок благодаря экспертной системе, а также возможности уделять больше времени пациенту;
  • уменьшить на 30-40% затраты времени медицинского персонала на подготовку отчетной документации;
  • сократить до нескольких минут затраты времени на поиск информации о предыдущих обращениях пациента в онкодиспансер;
  • существенно экономить время лечащего врача на оформление документации за счет уменьшения "бумажной" работы и унификации историй болезни;
  • формировать краевой/областной/республиканский популяционный раковый регистр в режиме реального времени (данные из госпитального регистра, проверенные службой статистики учреждения, автоматически попадают в популяционный регистр).

 


Благодарность

Очень радует тот факт, что современные руководители стали не только понимать необходимость и выгоды автоматизации, но и предпринимать конкретные шаги в этом направлении. Хочется поблагодарить за мужество и дальновидность главных врачей, решивших автоматизировать деятельность вверенных им учреждений. Именно их неравнодушие к судьбе своих пациентов, их забота о комфортных условиях труда для своих подчиненных, их личная энергия и являются теми уникальными факторами, благодаря которым даже в самые тяжелые времена улучшаются условия труда, оптимизируются расходы и в итоге повышается статус онкологических учреждений и обеспечивается достойный уровень  специализированной медицинской помощи онкологическим больным.

 

 

Наталья Литвиненко, заместитель директора "Арте-Софт"

* В качестве примера приводятся результаты использования МИС "Госпитальный раковый регистр Arte-ONCO".