Создание профессиональной сети заключается в выстраивании отношений с нужными людьми: друзьями, коллегами, знакомыми — всеми, кто может обеспечить вас информацией, дать совет, познакомить со своими собственными контактными лицами. Те, в свою очередь, могут помочь вам найти лучшую работу. Но очень часто соискатели работы строят профессиональные сети в корне неверно. Джейн Мэттсон, старший вице-президент по обслуживанию клиентов KeyStone Associates, перечисляет пять распространенных ошибок при построении профессиональной сети и дает рекомендации, как их избежать.

Возможно, вы неоднократно слышали, что сеть профессиональных контактов — ключ к поиску идеальной работы, но многие не понимают, что создание такой сети — это длительный процесс. «Нельзя приостанавливать налаживание контактов и возобновлять в любое время по желанию. Даже если у вас уже есть работа, нужно продолжать искать новые связи и поддерживать прежние», — подчеркивает Мэттсон.

Выстраивать взаимоотношения необходимо независимо от наличия или отсутствия потребности в новой работе. Если вы контактируете с кем-то долгое время, больше шансов, что этот человек окажет вам помощь, когда она действительно понадобится.

Проблема № 1: бездействие в LinkedIn

LinkedIn — один из важнейших виртуальных инструментов налаживания контактов, но только если им пользуются по назначению. «Нередко люди собирают визитки на конференции или знакомятся с кем-то на мероприятии, а потом связываются с новыми знакомыми через LinkedIn, — поясняет Мэттсон. — Это хорошее начало, но часто эти связи так и остаются в бездействии. Нужно постоянно общаться и регулярно обновлять свой профиль, чтобы была заметна ваша активность».

В профиле нужно честно перечислить все, что вы хотели бы сообщить людям о себе как о человеке и специалисте: во многих организациях берут на работу, руководствуясь не только навыками, но и личными ценностями соискателя, а также соображениями совместимости с корпоративной культурой.

«Это не значит, что нужно рассказывать о себе все, даже неприятное вам, но стоит помнить, что на работу все-таки берут человека, а не резюме», — продолжает Мэттсон. Если приложить больше усилий для поддержания контактов с самого начала, это окупится в дальнейшем сполна; даже если поначалу вам не нужна помощь или связи этих людей, они с большей вероятностью помогут потом.

Что касается контактов, которые вы находите в Интернете, Мэттсон советует всегда сопровождать запрос на добавление связи личным сообщением, объясняющим, почему вы хотите связаться и как это относится к вашим карьерным целям: «Полезно написать личное сообщение, поясняющее, почему связь с вашей точки зрения будет полезной. Не ограничивайтесь только собственной выгодой — вы можете предложить помощь, если человек оказался в затруднении, или посоветовать кого-то из ваших контактных лиц. Проявите интерес, а не просто твердите о том, что нужно вам».

Проблема № 2: замыкание на себе

Людям свойственно, особенно при поиске работы, начинать беседу с потока фактов и цифр о своих навыках, знаниях и опыте, а также с перечисления требований и желаний. Кандидаты хотят, чтобы их контактные лица сразу узнали о них все, но навязываться подобным образом нельзя. «Нужно сдержаться и сперва выказать интерес к собеседнику, — подчеркивает Мэттсон. — Поинтересуйтесь, как началась его карьера. Похвалите инициативы и достижения. Потом спросите, каковы его критерии отбора при найме на работу, как ему удается находить хороших специалистов. Как проходит сам процесс найма? Какие сейчас есть вакансии и как вы могли бы помочь их заполнить?»

Еще один совет: называйте собеседника по имени, чтобы подчеркнуть персональный характер контакта и сохранить связь на будущее. Подготовьте формулировку своей просьбы о помощи, но не будьте слишком настойчивы или агрессивны. «В конце беседы всегда спрашивайте: есть ли что-то, что я могу для вас сделать?» — добавляет она.

Будьте готовы затем отправить бумажное письмо с благодарностью за уделенное вам время, и не повредит сопроводить его небольшим подарком. «Вложив, к примеру, подарочную карту Starbucks на пять долларов, вы наверняка оставите о себе приятное впечатление», — отмечает Мэттсон.

Проблема № 3: пренебрежение принципами взаимопомощи

Итак, вы наладили новые связи в LinkedIn и, возможно, познакомились с кем-то лично. Вы постарались, чтобы ваша беседа была не только о вас, окончили ее на позитивной ноте, и ваш новый знакомец пообещал связать вас с новыми людьми — сообщить имена, способы связи, информацию о вакансиях и т. д. Но прошло две недели, а вы больше ничего от него не слышали. Самое худшее — это обратиться с сообщением в стиле «здравствуйте, это снова я».

Вот как объясняет ситуацию Мэттсон: «Что касается объяснения, почему происходят подобные случаи, мне приходят на ум два варианта. Либо вы недостаточно впечатлили собеседника и он не счел необходимым иметь вас в виду, либо не задали при первом контакте нужные вопросы. Придется подумать, как увеличить шансы продолжить связь и получить нужные вам сведения».

Что же можно сделать? Прежде всего не забывайте о том, что нужно не только получать информацию, но и давать ее. Может быть, у вашего контактного лица сразу не было необходимых вам сведений, а позднее он забыл уточнить их. Можно снова обратиться к нему, только на этот раз забудьте о своих потребностях и сосредоточьтесь на собеседнике. «Можно отправить сообщение со ссылкой на публикацию или забавную историю, имеющую отношение к вашей первой беседе, — говорит Мэттсон. — Спросите, как у него дела, задавайте вопросы о нем — так будет больше вероятность того, что вам помогут, а не продолжат игнорировать. Но пока что не настаивайте на том, чтобы получить нужные вам сведения».

Можно упомянуть проблему, о которой ваш знакомый говорил в первой беседе, и спросить, как вы можете помочь. «Люди больше склонны запоминать вас, если вы предлагаете им помощь, — продолжает Мэттсон. — Вместо того чтобы сразу напоминать, что вам нужна информация, отправьте статью по направлению бизнеса, которым занимается собеседник, полезную ссылку или сообщите, что приняли меры по какому-то вопросу, который обсуждали при первом контакте. На этот раз лучше вообще не вести речь о нужных вам сведениях — подождите следующей возможности».

Проблема № 4: налаживание контакта с незнакомцами занимает слишком много времени

Создание крепких взаимовыгодных отношений с новыми контактными лицами требует времени, но налаживание связей — это действительно самый эффективный способ найти новую работу, уверена Мэттсон. Ели вы не уделяете внимания строительству отношений постоянно, то когда придет время искать работу, процесс налаживания связей займет гораздо больше времени, указывает она: «Выстраивание и поддержание отношений — обязательные вещи. Даже успешно продвигаясь по служебной лестнице, вы должны думать о будущем, о том, как будете искать следующее место работы. Возможно, это кажется чем-то отдаленным, особенно если у вас еще нет цели перейти на какую-то определенную должность, но контакты надо налаживать все равно».

И хотя выстраивание отношений действительно занимает определенное время, это не обязательно должен быть чересчур длительный период. Нужно поставить перед собой цель связываться каждый месяц с тремя новыми людьми. Не обязательно контактировать с ними лично — это может быть краткое сообщение, отправленное по LinkedIn или электронной почтой, чтобы напомнить о себе и поинтересоваться как дела. Но можно и назначить встречу лицом к лицу, пригласить человека на ланч и поговорить о том, что происходит у вас двоих на работе и в личной жизни.

Прочитайте или перечитайте старую добрую классику «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги — это по-прежнему одна из самых популярных книг, посвященных выстраиванию отношений. «Простой способ начать выстраивать отношения — брать пример с тех, кому это хорошо удается, — добавляет Мэттсон. — Можно попросить такого человека назвать три секрета его успеха. Пользуясь полученными рекомендациями, начинайте создавать собственную сеть из людей, которых вам порекомендовали в вашем первоначальном круге контактов, — вас поразят результаты, вы увидите, как много людей захотят помочь вам с карьерой и поиском работы».

Проблема № 5: предпочтение количества, а не качества

Возможно, у вас тысячи связей в LinkedIn, визиток и адресов электронной почты, но задайтесь вопросом: а есть ли у меня реальные взаимоотношения с контактными лицами первого уровня?

«Отношения можно строить только с людьми, которых вы знаете, которым верите, на которых можете положиться, когда вам понадобится помощь. Здесь нужно не количество, а качество», — подчеркивает Мэттсон.

LinkedIn упрощает процесс создания профессиональной сети, отменяя необходимость встречаться лично с большинством контактных лиц. Есть ли в вашем профиле, помимо сведений о карьере и профессиональных качествах, информация о ваших интересах, хобби, принципах, ценностях, организациях, в которых вы состоите, рекомендации от хорошо известных вам людей? Все это имеет большое значение.

«А когда кто-то хочет связаться с вами, спросите себя, знаю ли я этого человека, откуда я его знаю, есть ли у нас общие знакомые и интересы, — добавляет Мэттсон. — Если вы выясните, что именно у вас общего, это поможет наладить взаимопонимание с самого начала». Уделите по 15 минут в день тому, чтобы освежить один-два контакта, пообщавшись на профессиональные и личные темы — это поможет больше сосредоточиться на качестве, чем на количестве.

«Главное — уделять внимание основам формирования личной сети, то есть выстраиванию отношений, — подчеркивает Мэттсон. — Не пользуйтесь личной сетью лишь для поиска работы, она поможет не только в этом. Не ленитесь прикладывать усилия, налаживая контакты».

— Sharon Florentine. 5 Professional Networking Mistakes and How to Fix Them. CIO. Oct 14, 2014

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF