Для финансовых и страховых компаний прошедшие 12 месяцев стали, пожалуй, началом периода реального восстановления после финансового кризиса и последовавшего за ним спада. Рост прибыли привел и к активизации ИТ-проектов.

В 2010 году по темпам роста доходов банковская система показывала скромные результаты, что было обусловлено низкими темпами роста кредитного портфеля банков, а также постепенным снижением процентных ставок по кредитам. По оценкам Росстата, в 2010 году прибыль кредитных организаций выросла в среднем на 12,88% по сравнению с 2008 годом. В начале 2012 года ожидается уход с рынка банков, которые не успеют нарастить капитал в преддверии вступления в силу с 1 января новых требований ЦБ (минимальная планка капитала в 180 млн руб.). На начало сентября 2011 года им не соответствовал 131 банк. Подавляющее большинство из них имеют планы по докапитализации за счет действующих и новых акционеров. Но в деньгах нуждаются и крупные банки, что обусловлено динамикой их роста.

Страховщикам также требуется докапитализация для обеспечения развития. Ситуация на рынке такова, что количество игроков продолжает сокращаться — на начало 2009 года их было более 800, начали 2011 год всего 625 компаний, а на середину 2011 года было зарегистрировано 604 страховщика. Страховщиков ожидает ужесточение требований к активам и резервам. Несмотря на это рынок постепенно оживает. Продажи отчасти восстановились — по данным ФССН, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за I полугодие 2011 года составила соответственно 627,25 и 425,45 млрд руб. (120,2% и 115,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). Очередным стимулом к развитию станет появление новых видов обязательного страхования — в частности, 1 января 2012 года вступает в силу обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов. За последние четыре года тройка лидеров страхового рынка не менялась. Ими по-прежнему остаются компании «Росгосстрах», «Ингосстрах» и «СОГАЗ». В целом рынок страхования вырос на 8%, и на долю первых десяти компаний приходится около 56% рынка.

 

Сервисы и безопасность

Сегодня наблюдается высокая насыщенность рынка сходными услугами, поэтому основное внимание компании уделяют дополнительным сервисам.

Многие сервисы, предоставляемые банками, по мнению экспертов, имели бы больший смысл, если бы были скоординированы на национальном уровне. Сегодня появляются элементы национальной платежной системы, но нет единых стандартов, хотя закон «О национальной платежной системе» должен вступить в силу в конце сентября. Например, обмен информацией по мошенничеству позволил бы эффективнее ему противостоять, существенно снизить риски, особенно в системах дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Эксперты признают, что системы ДБО сегодня можно рассматривать только как способ расширения клиентской базы и повышения уровня лояльности в результате улучшения качества обслуживания, так как вопреки расхожему мнению, они не удешевляют обслуживание клиентов и требуют тщательной защиты от мошенничества. Доля безналичных денег в экономике постепенно растет, приближаясь к мировым показателям, и все большее распространение получают и пластиковые карты, требующие определенного уровня обслуживания. Согласно официальным данным, в I полугодии 2011 года было совершено 2,2 тыс. преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных банковских карт с общим ущербом в размере 1,6 млрд руб.

Но обслуживание клиентов требует реализовывать проекты внедрения и совершенствования ДБО и повышать безопасность систем, совершенствовать работу процессинговых центров, а страховщики, в свою очередь, предлагают страховую защиту операций по картам — сегодня, по разным оценкам, 60–80% карт банков-партнеров уже застрахованы от тех или иных рисков.

Систему на базе «ДБО BS-Client. Частный клиент» внедрили в банке ИТБ, объединив несколько каналов обслуживания (интернет-банкинг, sms-каналы). Повысили безопасность дистанционного обслуживания внедрив электронные ключи eToken «Русь-Банк», «НС Банк», «Райффайзенбанк». Завершены проекты по повышению уровня защищенности систем ДБО банков «Интеза» и «АК БАРС» с использованием генераторов одноразовых паролей eToken PASS в комплексе с продуктом Kaspersky Internet Security. eToken PASS теперь используют и в «Пробизнесбанке».

В банке «АК БАРС» в рамках аудита готовности ИТ-инфраструктуры к требованиям стандарта безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Data Security Standard, PCI DSS), новая версия которого вступила в силу с 1 января 2011 года, завершился проект миграции процессинговой системы на новую платформу. Национальный резервный банк выбрал решение SmartVista при построении собственного многофункционального процессингового центра, отказавшись от аутсорсинговой модели. Используя это же решение, управляет выпуском и обслуживанием карт «Первобанк». «Акибанк» теперь решает свои задачи с помощью SmartIssuer, SmartGuard и SmartATM.

Безопасность — одна из основных «головных болей» финансовых структур. Поэтому проекты по повышению безопасности и мониторингу были наиболее популярны в течение прошедшего года. Страховые компании ведут комплексные проекты по реализации закона № 152-ФЗ. Комплексный проект по защите персональных данных завершен в негосударственном пенсионном фонде «Атомгарант». Банки работают в разных направлениях. В Россельхозбанке внедрена система мониторинга информационной безопасности и управления соответствиями на базе продукта MaxPatrol. В компании «Тройка Диалог» завершен проект внедрения системы мониторинга и управления событиями информационной безопасности на основе HP Arc-Sight. Контур информационной безопасности SearchInform внедрен в банке «Славия». Завершено внедрение системы мониторинга и блокирования передачи конфиденциальной информации в банке «Тинькофф». Наборы из продуктов Zgate, Zserver и Zlock внедрили для защиты «АТФБанк», Северо-Кавказский банк Сбербанка, «Банк ЦентрКредит», «ВТБ Пенсионный фонд», Екатеринбургский филиал Росбанка. В «Обибанке» заменена система DeviceLock на решение Zlock. Привела систему информационной безопасности в соответствие требованиям законодательства с помощью продукта Security Studio Endpoint Protection (SSEP) корпорация «Юг-Ипотека». Система InfoWatch теперь позволяет банку «Возрождение» централизованно контролировать корпоративную электронную почту.

В «Акадо Телеком» отмечают рост выручки в финансовом секторе в основном за счет продуктов информационной безопасности, услуг хранения данных, виртуальных сетей (защита от DDoS-атак, услуги ЦОД, выделенный доступ к МЦИ ЦБ РФ, VPN). Так, только за 8 месяцев 2011 года выручка по специализированным услугам для компаний сектора увеличилась на 51%, по сравнению с тем же периодом прошлого года.

 

Лицом к клиенту

Все больше клиентов предпочитают использовать различные онлайн-сервисы для быстрого оформления услуг и общения. Личный кабинет, использующий не только данные об истории общения, но и возможность оплаты услуг, SMS-информирование — все чаще становятся нормой. В разделе «Мой Ингосстрах» на сайте страховщика появилась услуга для клиентов, застрахованных по каско и ОСАГО, позволяющая получить актуальную информацию о статусе урегулирования их убытков. Эта же возможность появилась в 2010 году у клиентов РОСНО благодаря внедрению ВРМ-системы IBM WebSphere Lombardi Edition для управления процессом урегулирования убытков. Компания «Росгосстрах» предоставляет теперь каждому клиенту сервис автоматических оповещений посредством SMS об окончании срока договора страхования или статусе процесса страхового возмещения. «КРК-Страхование» запустила обновленную версию сайта с возможностью оформить полисы в режиме реального времени и «заказать звонок», задав вопрос специалисту и указав телефон и время для связи. ВСК расширяет функционал системы обработки клиентских обращений, созданной на базе Microsoft Dynamics CRM. Ряд крупнейших страховых компаний планируют развивать свои каналы продаж через электронные терминалы, такие как «КиберПлат» и «Элекснет».

Прямые продажи страховых полисов становятся все более популярными. Сегодня в портфеле по автострахованию «Ренессанс Страхования» на их долю приходится более 10%, и скорость роста этой доли составляет порядка 100% в год. Автоматизация процесса урегулирования убытков на базе платформы Siebel в скором времени позволит клиентам «Ренессанса» самостоятельно регистрировать страховой случай на сайте страховщика, прикреплять необходимые документы и отслеживать статус убытка. Ускорила процесс урегулирования убытков в автостраховании и «Югория», внедрив систему OpenClaim на основе технологии Microsoft.net, и планирует распространить ее на иные виды страхования.

Внедрение нового формата обслуживания частных клиентов в территориальных подразделениях Сбербанка позволит оформившим универсальный договор банковского обслуживания, не выходя из дома (через банкомат, ИПТ, «Сбербанк ОнЛ@йн»), получить полную информацию о состоянии своих вкладов, счетов, карт, кредитов и осуществить в онлайн-режиме перевод средств между ними, а также платежи в погашение кредитов. Приблизиться к клиентам Сбербанку удалось, создав интеграционное решение на платформе IBM, запустив в эксплуатацию корпоративную сервисную шину, объединяющую более 100 экземпляров систем. Сбербанк стал первым банком, интегрировавшим свою систему с системой американской финансовой компании MoneyGram International, предоставляющей сервис международных денежных переводов.

Для ускорения регистрации посетителей, удобства хранения и поиска данных о посещениях «Новый Промышленный Банк» приобрел Cognitive Passport для автоматического ввода данных из удостоверяющих документов с автоматическим их переносом в электронный архив «ЕВФРАТ». Организовать полный цикл работ по инкассации банкоматной сети «Банку Москвы» и «Банку «Санкт-Петербург»» теперь помогает решение LanCashManagement на базе Microsoft Dynamics AХ. Оно позволяет построить прогнозную модель спроса денежных средств для каждого банкомата, определить оптимальные суммы загрузки, купюрный набор и сроки следующих инкассаций.

 

ИТ и потребности

По данным Cnews Analytics, озвученным на круглом столе «ИТ и ИБ в финансовом секторе», в 2011 году основным направлением деятельности компаний стало внедрение бизнес-приложений (кредитование, ДБО, СRМ, фронт-офисы, хранилища, аналитика, а также модернизация КИС и ВРМ), но осталась потребность в виртуализации, обновлении оборудования и острее встала проблема управления ИТ-активами.

Среди потребностей ИТ на первом месте — повышение эффективности работы ИТ-отдела, снижение стоимости владения инфраструктурой, сокращение всевозможных расходов. Реализован ITSM-проект в Московском банке реконструкции и развития. Автоматизировали процессы ITSM на базе программного продукта LANDesk Service Desk в «Транскредитбанке». На базе этого же продукта теперь управляет ИТ-активами «Тройка Диалог».

Для управления сетевой инфраструктурой в «Транскредитбанке» была создана система мониторинга на базе продукта HP Network Automation. Систему мониторинга производительности сетевой инфраструктуры и приложений на основе семейства продуктов NetQoS Performance Center внедрили и в банке «Хоум Кредит», где также осуществили миграцию АБС на новую версию ПО Oracle и секционирование базы данных банка. «Райффайзенбанк» сократил ежемесячные расходы и ускорил работу приложений благодаря модернизации телекоммуникационной сети и созданию системы оптимизации трафика на базе семейства продуктов NetScout nGenius. Для управления сетевой инфраструктурой Восточно-Сибирский банк Сбербанка России создал системы управления сетью хранения данных и мониторинга телекоммуникационной инфраструктуры банка.

 

Основное производство

Инвестиции в «основное производство» продолжаются, компании модернизируют системы, занимаются централизацией различных функций.

Промсвязьбанк после слияния с тремя региональными банками реализовывал проект по переводу банков на свои системы, реорганизует филиальную сеть, развивает учетные системы, в том числе автоматизируя административно-хозяйственную деятельность за счет внедрения соответствующего модуля ERP-системы на базе SAP. Аналогичный проект завершен в ВТБ24. Газпромбанк реализует комплексную программу модернизации, постепенно заменяя часть существующих систем для снижения риска сбоев бизнес-процессов банка при смене архитектуры. МБРР реализовал проект по замене основной автоматизированной банковской системы на новую — «ЦФТ-Банк». Завершен проект «Альфа-Банка» по модернизации АБС Equation.

В соответствии с глобальной стратегией Allianz, направленной на стандартизацию финансовой отчетности, в страховой компании «РОСНО» завершено внедрение SAP ERP, внедрены два дополнительных модуля для управления инвестиционными и страховыми операциями. Страховое общество «Россия» интегрирует учетные системы.

В условиях невысокой прибыльности усиливается фокус на инструментах анализа и управления эффективностью. Корпоративная BI-система IBS Insurance на базе Oracle запущена в эксплуатацию в cтраховом обществе «Сургутнефтегаз». Развивает BI-систему на основе QlikView группа «АльфаСтрахование». «Райффайзенбанк» завершил проект по обеспечению своевременной подготовки всех видов отчетности, в ходе которого оптимизировано корпоративное хранилище данных. «Банк Москвы» создает корпоративное хранилище данных — основу для внедрения BI-системы.

Посткризисное развитие розничного кредитования повлекло рост интереса со стороны банков к комплексному решению «Кредитный конвейер», поддерживающему процесс кредитования от приема заявки на кредит, ее оценки и принятия решения до выдачи и сопровождения.

Компании сегодня по-прежнему заинтересованы в технологиях, помогающих сократить издержки, в частности, в автоматизации документооборота. «МДМ-Банк» объединил системы документооборота московских и новосибирских офисов на базе LanDocs в процессе интеграции с системами «Урса-банка». Началось внедрение системы Directum в центральном офисе и региональных отделениях «Меткомбанка». «Трастбанк» автоматизирует кредитный документооборот на базе Directum BEL.

 

Ожидания

Страховщики оценивают перспективы по-разному. Кризис существенно отразился на рынке, и сегодня основными драйверами, в том числе в плане ИТ, остаются обязательные виды страхования. Компаниям предстоит модифицировать свои системы, чтобы удовлетворять всем требованиям регуляторов, особенно в части электронного документооборота.

В качестве основных, наиболее перспективных направлений эксперты называют CRM, интернет-банкинг и поддержку использования мобильных телефонов для оплаты услуг. При этом они сходятся в одном — объемы вложений в ИТ будут зависеть от требований законодательства и размеров прибыли компаний.