Финансовый сектор, основу которого составляют кредитные и страховые организации, очень неоднороден: разница между ядром и периферийными компаниями огромна. На рынке присутствуют как малые (около 20%), так и средние (около 54%) и крупные (около 26%) компании, при этом на долю крупных игроков приходится основная часть рынка. Мелким и новым компаниям выйти на рынок, а тем более удержаться на нем достаточно сложно.

Банки и технологии

По данным ЦБ РФ, наиболее прибыльными на сегодня являются Сбербанк, НРБ и Райффайзенбанк, крупнейшими в России — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.

Согласно данным Росстата, в последние несколько лет количество банков и страховых компаний планомерно сокращается, но одновременно растет число филиалов. Причины таких изменений различны, хотя основная кроется в сложном положении «периферии» финансового сектора -- она будет вынуждена уйти со сцены из-за невозможности конкурировать с зарубежными финансовыми структурами, присутствие которых на российском рынке становится все более заметным.

Банки

Рост числа филиалов (см. таблицу), по мнению большинства специалистов, обусловлен усилением региональной экспансии. По мнению Виктора Галактионова, главного системного архитектора «РосЕвроБанка», на рынке наблюдается централизация управления продуктами, услугами, тарифами и бизнес-процессами с одновременным ростом региональной сети удаленных точек продаж различного типа. Крупнейшими сетями, по данным ЦБ РФ, сегодня обладают Сбербанк, «Русский стандарт» и НБ «Траст». Как бы там ни было, региональные рынки по-прежнему ненасыщены, конкуренция остается низкой, но, по мнению представителей банковского сектора, постоянно растет.

Продвижение в регионы требует затрат на построение ИТ-инфраструктуры, использование современных видов связи, развитие систем хранения данных и центров обработки данных, внедрение стандартных и специализированных бизнес-приложений. Ведущие банки уже активно наращивают и модернизируют свою информационную инфраструктуру, работают над обеспечением катастрофоустойчивости.

С начала года рост объемов размещенных на банковских депозитах средств физических лиц замедлился, а конкуренция среди банков на рынке депозитов усилилась. Замедлилась и динамика роста объемов привлекаемых вкладов. Хотя конкуренция в привлечении средств населения остается высокой, ценовые инструменты для этого практически исчерпаны.

В связи с этим на передний план выходит задача повышения скорости и эффективности производственных процессов. Кроме того, необходимо снижать издержки, обеспечить быструю разработку и вывод на рынок новых продуктов, то есть стать действительно клиентоориентированными за счет расширения спектра предоставляемых услуг (и каналов их доставки), их доступности и гибкости по отношению к клиентам, а также улучшения качества обслуживания. Здесь у зарубежных банков, присутствие которых на российском рынке непрерывно расширяется , есть существенное преимущество — десятилетиями отработанные наиболее эффективные технологии клиентского обслуживания, управления рисками и эффективностью бизнеса в целом. Российские же банки занялись решением этих вопросов не так давно.

Чтобы стать ближе к клиентам, банки расширяют и автоматизируют сети банкоматов, внедряют системы обслуживания пластиковых карт и счетов через Internet, системы электронных платежей. Одной из наиболее важных в настоящий момент задач для всех кредитных организаций Олег Ян, директор ИТ-департамента ОАО «Приорбанк» (Республика Беларусь),считает широкое внедрение услуг электронного банкинга (Internet-банкинга, мобильного банкинга и телебанкинга), обеспечивающего полноценное дистанционное обслуживание клиентов с помощью специализированных электронных средств. Пока основными потребителями услуг дистанционного банковского обслуживания являются юридические лица, поэтому многие кредитные организации сохраняют акцент на обслуживании корпоративных клиентов.

Практически во всех отечественных банках давно уже установлены подобные системы, в качестве основного инструмента в которых используются системы «клиент-банк», созданные именно для обслуживания юридических лиц. Они устанавливаются на ПК клиентов для обеспечения оперативной и конфиденциальной связи с кредитной организацией. Другой тип системы — «Internet-банк» — не требует установки специального ПО и позволяет работать со счетом с любого компьютера и из любой точки, где есть доступ к Сети. Развитие этого направления в сторону розницы может существенно снизить издержки за счет сокращения времени обработки документов, повышения производительности и эффективности работы.

Для взаимодействия с клиентом банки выстраивают эффективные контакт-центры и CRM-системы, позволяющие вести историю взаимоотношений, в том числе кредитную. Потребуется серьезная работа по созданию реально работающих бюро кредитных историй и систем разделения информации между участниками рынка, что подразумевает наличие соответствующих хранилищ данных, разветвленной инфраструктуры для передачи информации, обеспечение защищенного доступа к информации.

Таким образом, сегодня информационные технологии можно отнести к основному «средству производства» банков. Решение всего описанного круга задач требует наращивания ИТ-расходов, что признают все представители компаний банковского сектора. Еще одна проблема банков, требующая постоянных вложений в новейшие технологии, — забота об информационной безопасности, хотя сегодня и смещается акцент с технологических средств защиты информации на внутренние организационно-идеологические процессы.

Для крупных банков важно, чтобы система поддерживала приемлемую скорость работы на больших объемах информации. Не меньшее значение имеет интеграционная платформа, на основе которой происходит интеграция банковских приложений — она должна предоставлять легкую в настройке и быструю интеграционную среду, позволяющую интегрировать ERP-систему с банковской, системой бюджетирования, документооборота и прочими имеющимися специализированными системами. В последнее время намечается тенденция к смене основной банковской системы, порой собственной разработки, на стандартную систему, часто зарубежную. Внедрением АБС и ERP сегодня заняты многие банки. Например, ООО «Дойче Банк», по сообщению его представителя Владислава Яковлева, активно переходит на систему производства компании SAP.

Чтобы услуги банка стали действительно конкурентоспособными, его информационная система должна обеспечить требуемое соотношение стоимости услуг и их качества. Насколько успешно тот или иной банк сможет минимизировать издержки за счет использования ИТ, настолько успешным он в итоге и окажется.

Страховщики

Около 53% всех размещенных в 2007 году в банковском секторе небанковскими финансовыми организациями средств приходилось на долю средств страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. С другой стороны, более половины инвестиций страховых организаций были направлены в банковский сектор: депозиты, депозитные сертификаты и другие долговые ценные бумаги кредитных организаций. Приоритетность направления вложений страховых организаций в банковский сектор обусловлена не только нестабильной ситуацией на фондовом рынке, но и требованиями органов страхового надзора к размещению страховых резервов и собственных средств. В структуре вложений негосударственных пенсионных фондов в банковский сектор на первое место вышли депозиты в кредитных организациях — 51%. При этом доля средств в акциях и других формах участия в капитале в объеме инвестиций негосударственных пенсионных фондов в банковский сектор сократилась на 10%.

К настоящему времени российский страховой рынок прошел несколько этапов развития. Зарождение, продолжавшееся около 15 лет, характеризовалось наличием большого числа схем и отсутствием страхования как такового. Примерно пять лет назад большая часть страховщиков стала отказываться от схемной деятельности, началась модернизация страховой отрасли. Немалую роль в этом процессе сыграли и законодательные инициативы, в том числе введение массовых обязательных видов страхования. Согласно результатам ежегодного исследования «Эксперт РА», объем очищенного от схемных операций российского страхового рынка (без учета обязательного медицинского страхования) по итогам 2007 года вырос почти на 32% по сравнению с 2006 годом, а на долю схемных операций в целом по рынку пришлось 10% взносов (в 2006 году — 18,2%). С этими цифрами можно поспорить, так как, согласно оценкам других экспертов, еще в 2007 году доля схем составляла 40–60% российского страхового бизнеса.

За прошедший период существенно сократилось число компаний: по данным Росстата, на начало 2004 года на рынке действовало 1063 компании, на начало 2008 года их было уже 857, а к концу первого полугодия количество игроков сократилось до 830. Прогнозируется, что и в дальнейшем выбывание игроков продолжится, хотя филиальные сети будут расти. Как и в банковском секторе, страховые компании выбывают либо естественным путем, либо в результате лишения лицензий или их приостановки: государство усиливает борьбу с так называемыми зарплатными схемами и ужесточает контроль за финансовой устойчивостью страховщиков. При этом эксперты признают, что российское страхование является излишне зарегулированным, особенно в обязательных видах страхования, таких как ОСАГО.

Немалое влияние на изменение ситуации на рынке оказывают процессы слияния и поглощения, а также приход иностранных страховщиков. Только в 2007 году доля иностранных страховщиков в совокупном капитале российских компаний увеличилась почти в два раза. Всего на российском рынке работают порядка 80 страховщиков с участием иностранного капитала. В 2007 году произошло несколько крупных сделок по продаже пакетов акций страховых компаний стратегическим инвесторам: увеличение доли в РОСНО немецкого концерна Allianz до 97% и его участие в СГ «Прогресс», покупка «РЕСО-Гарантии» компанией AXA и компании НАСТА группой Zurich Financial Services Group и т.д. Таким образом, многие крупные зарубежные страховщики предпочитают купить компанию, действующую на российском рынке, а не создавать ее с нуля, что отчасти объясняется особенностями российского законодательства.

По результатам деятельности в первом полугодии 2008 года, согласно оценке Росстрахнадзора, общие суммы страховых премий (взносов) и выплат превысили аналогичные показатели 2007 года на 23,8% и 28,6% соответственно. При этом более 50% собранных премий и выплат приходится на Центральный федеральный округ, около 14% — на Приволжский, наименьший вклад дал Дальневосточный округ — около 2%. Следует отметить, что объем собранных премий по разным видам страхования в среднем в два-три раза превышает объем осуществленных выплат.

Вместе с развитием страхового бизнеса снижается и его рентабельность. В первую очередь это происходит за счет роста стоимости сопровождения страховых договоров, которая особенно высока в регионах. Фундаментальной проблемой страховой отрасли по-прежнему остается и рост оплаты труда сотрудников в условиях крайнего дефицита страховых специалистов не только высокого, но и среднего уровня квалификации. Сегодня, по мнению Анатолия Кузнецова, ИТ-директора компании «Прогресс-Гарант», на рынке труда сложилась уникальная ситуация, когда специалисты, как в области страхования, так и в области ИТ, могут свободно переходить из одной компании в другую, и наблюдается их постоянная нехватка.

По мере роста розничного страхования страховой бизнес становится все более технологичным. Возникает необходимость внедрения и использования все более сложных и дорогостоящих информационных систем и CRM-решений. Постоянно увеличивается объем и стоимость консалтинговых услуг, требующихся страховщикам.

Сегодня отчетливо наблюдается тенденция к поиску и внедрению готовых специализированных решений, способных заменить системы собственной разработки, обладающих широкой функциональностью и рассчитаных на долгосрочный рост. Второй тип востребованных страховщиками решений — это системы автоматизации финансовой деятельности, представленные в ERP-системах, системы бюджетирования.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF