В 2025 году значительно выросло доверие россиян к нейросетям в сфере финансовых услуг. Исследование финансового маркетплейса «Выберу.ру» показало, что только 44% россиян предпочитают живое общение с сотрудником банка по простым вопросам, тогда как год назад этот показатель был более 70%. Наибольшей лояльностью пользуются голосовые помощники и чат-боты в мобильных приложениях — ими для первичных консультаций и простых операций сейчас пользуются 67% опрошенных (в 2024 году — 46%).

Уровень доверия к голосовым помощникам вырос с 55% до 72%, к автоматическим системам оценки кредитоспособности — с 39% до 58%. Нейросети-консультанты по инвестициям пока остаются нишевыми, но и здесь доверие возросло с 27% до 34%. Примечательно, что 29% россиян готовы полностью полагаться на алгоритмы при составлении финансовых стратегий и подборе продуктов, тогда как год назад таких было лишь 9%.

Возраст существенно влияет на отношение к ИИ: в возрасте 18–30 лет доверие выражают 71%, в группе 31–45 лет — 65%, 46–60 лет — 43%, а среди старших 60 лет — только 28%. Среди причин предпочтения ИИ — лучшее понимание запросов (28%), стресс при общении с людьми (24%) и комфорт обсуждения «чувствительных» тем, например задолженностей и реструктуризации (21%). Также пользователи отмечают скорость и бесшовность коммуникации с ИИ.

Как отмечают в «Выберу.ру», рост доверия отражает изменение ожиданий пользователей в сторону скорости, доступности и персонализации, при условии прозрачности алгоритмов и сохранения возможности общения с живыми экспертами. В опросе участвовали 3 тыс. россиян в возрасте 18–65 лет.