Платформа SharePoint появилась на рынке десять лет назад. За прошедшее время потребители познакомились с разными ее формами — от простого хранилища документов для совместной работы до новейшей версии, предназначенной для установки на локальном оборудовании, и «облачной» версии, входящей в комплект Office 365. С годами платформа, как базовый продукт, набирала силу; разработчики принимали в расчет интересы компаний, службы и компоненты платформы выстраивались в единую структуру. В исторической перспективе главная идея производителя состояла в том, что SharePoint превратится в самую авторитетную платформу, а у потребителей не возникнет и мысли о переходе на какой-либо иной продукт. В какой-то мере так оно и получилось, однако SharePoint еще не в состоянии решать все стоящие перед платформой задачи. И если мы присмотримся к работе Office 365 Infrastructure, то увидим, что в целях обеспечения более высокой производительности и масштабируемости SharePoint дробится на базовые компоненты. На мой взгляд, это замечательно, поскольку мы (те, кто пользуется локальными версиями платформы) будем получать дополнительные преимущества по мере выпуска новых версий и обновлений.

Теперь о тех, кто развернул у себя SharePoint или работает с одним из продуктов категории SharePoint Solution. Наверняка вы осознали, что универсальных решений не бывает. И раз уж вы взяли на вооружение тот или иной продукт, он может со временем охватить все аспекты деятельности вашей организации. Именно по этой причине я считаю, что SharePoint можно смело добавлять в список продуктов, которые заслуживают звания «органическая ИТ-платформа».

Чтобы с этим разобраться, давайте сначала ответим на вопрос, что именно мы называем «органическими ИТ-платформами». Такого типа решение «разрастается» почти экспоненциально с учетом сведений о пользователях, контенте, масштабируемости и, разумеется, бизнесе. Несколько лет назад в оборот вошел термин «органическая вычислительная среда» (Organic Computing). За ним стоит идея создания компьютерных систем, аналогичных биологическим системам с их органическими свойствами. Если мы присмотримся к SharePoint, то увидим, что по своей природе эта система действительно соответствует такому определению. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим базовую инфраструктуру продукта.

Большинство платформ, реализуемых в коммерческих организациях, как правило, очень хорошо проработаны в плане конкретизации требований к серверам и системам хранения данных. Другое дело платформа SharePoint. Она призвана обеспечить функционирование постоянно растущего числа решений (в том числе создаваемых клиентами). Поэтому данная платформа может строиться на архитектурах многих типов. На сегодня почти все среды SharePoint функционируют в небольших или средних проектах, которые, в соответствии с собственной документацией Microsoft, могут быть реализованы с помощью продуктов, перечисленных на рисунках 1 и 2 (или более новых версий).

 

Решения на базе SharePoint 2010
Рисунок 1. Решения на базе SharePoint 2010

 

Решения на базе SharePoint 2013
Рисунок 2. Решения на базе SharePoint 2013

Хотя мы и располагаем такими диаграммами от Microsoft (некоторые именуют их Marketecture Diagrams), подобные «безразмерные» решения не могут устроить все коммерческие структуры. Если мы внимательно присмотримся к этим структурам, то увидим, что они не всегда функционируют безупречно. Слишком часто, останавливая свой выбор на схеме, которую считаем наилучшей, мы, по сути, принимаем решение, не соответствующее потребностям нашего бизнеса. Реализовать оптимальную архитектуру намного сложнее, чем просто посмотреть на картинку и сделать все так, как нарисовано. Эта проблема возникает потому, что, перед тем как стать платформой, какой мы ее знаем сегодня, продукт SharePoint прошел большой путь. В каждую новую версию включаются дополнительные возможности, в каждой реализуются архитектурные и конструкторские идеи, отличные от тех, что составляли основу предыдущей версии. Разработке необходимой архитектуры должно предшествовать тщательное осмысление проблемы с учетом коммерческих потребностей предприятия. Лучше всего руководствоваться следующим правилом: при разработке и эксплуатации ферм SharePoint необходимо включать элемент гибкости.

Впрочем, здесь нужно отметить любопытную деталь. В большинстве диаграмм, отображающих схемы базовой инфраструктуры, остальные участки инфраструктуры не отражаются. И у вас может возникнуть вопрос: помимо серверов SharePoint, какие еще компоненты включаются в схему? Если такой вопрос возникает, соответствующие диаграммы следует несколько расширить: SharePoint чем-то напоминает осьминога с длинными щупальцами, ведь его возможности выходят далеко за границы базовой платформы.

Так что, если мы рассмотрим любую схему инфраструктуры SharePoint, нам придется добавлять дополнительные компоненты, которые, как правило, уже не будут иметь отношения к SharePoint (см. рисунок 3).

 

Реальная схема инфраструктуры SharePoint
Рисунок 3. Реальная схема инфраструктуры SharePoint

Как видите, платформа SharePoint должна потенциально взаимодействовать не только с серверами SharePoint. На этом основании ее явно следует отнести к категории органических ИТ-платформ, ибо для выполнения своих задач она выходит за рамки оказания базовых услуг. Фактически из данной схемы исключены все дополнительные бизнес-приложения и подключения для передачи данных, которые будут использоваться с помощью компонентов бизнес-аналитики.

И в самом деле, система SharePoint вышла за рамки решения для совместной работы с документами, которым была изначально. Теперь этот продукт превратился в центральный элемент ИТ-инфраструктуры; все остальные элементы либо взаимодействуют с ним, либо используются им, либо предоставляются с его помощью. Для профессионалов в сфере ИТ это означает, что мы уже не можем развернуть данную систему и просто ждать, что она сама будет выполнять свою задачу. Чтобы обеспечить ее корректное развертывание, сегодня требуется тщательное планирование и проектирование. Система не будет «органически» расти лишь потому, что тому или иному отделу требуется, чтобы она выполняла некие задачи, или потому, что решение должно теперь взаимодействовать с другими системами.

Более качественное проектирование поможет нам как профессионалам в области ИТ добиться того, чтобы конечным пользователям было легче работать с платформой SharePoint и управлять ею.

Купить номер с этой статьей в PDF