В SQL Server 2016 мои любимые инструменты для подготовки отчетов дополнены рядом удачных функций, в частности сглажены шероховатости некоторых компонентов, а портал отчетов и вовсе подвергся глубокой переработке. Акцент был сделан на стабильности и качестве подготовки отчетов, мобильных панелях мониторинга, плитках с KPI и интеграции информационной панели Power BI.

Службы Reporting Services достигли определенного уровня зрелости в качестве сверхнадежной платформы подготовки отчетов после 2008 года. Разработчики отчетов наверняка согласятся с тем, что версии, последовавшие за SQL Server 2008 R2, выглядели как проявление кризиса среднего возраста, поскольку функциональность не развивалась в течение примерно пяти лет. Последняя версия — ни в коем случае не полное перерождение продукта, но явное свидетельство того, что службам Reporting Services в обозримом будущем не грозит отставка: сегодня они играют важную роль в экосистеме отчетности Microsoft.

Вместо того чтобы повторять сведения о новых и грядущих функциях подготовки отчетов, опубликованные в других источниках, я поделюсь опытом работы с новейшей программой технической апробации сообществом (CTP 3.2). Как и в случае с любыми предварительными программными сборками, это, конечно, субъективные впечатления.

Инструменты разработки

Помимо нескольких новых функций, впечатления от разработки отчетов в целом неизменные. В SQL Server 2014 возникла небольшая путаница, когда шаблон проекта базы данных и шаблоны проекта бизнес-аналитики получили одно и то же название, SQL Server Data Tools. При этом они поставляются в отдельных загружаемых пакетах для различных версий Visual Studio. В новых версиях продукта это недоразумение будет устранено; на сегодня пакет SSDT содержит полный комплект и базу данных kaboodle, наряду со всеми шаблонами проекта бизнес-аналитики. В дальнейшем управление SSDT будет осуществляться вне установки SQL Server, так что у вас появится возможность использовать любую версию Visual Studio, не заботясь о том, какой пакет SSDT нужно загрузить и установить.

Обновленный построитель отчетов выглядит и функционирует просто и изящно. Изменения в основном косметические, а основные функции те же (см. экран 1).

 

Построитель отчетов
Экран 1. Построитель отчетов

Интегрированный портал отчетов

В дополнение к диспетчеру отчетов (веб-приложение ASP.NET, используемое для доступа, запуска и управления отчетами в браузере) реализован новый веб-интерфейс портала отчетов. Внешний вид и функционирование нового портала уже привычны пользователям современных приложений Microsoft; гибкая технология обеспечивает единообразное взаимодействие с устройствами различного формфактора. Портал отчетов станет центром для мобильных отчетов, ключевых индикаторов эффективности и отчетов с разбивкой на страницы (новое название для RDL-отчетов, подготовленных с помощью служб Reporting Services). В будущем, возможно, появится поддержка дополнительных типов содержимого. На экране 2 показан вид начальной страницы и параметры отображения в моей тестовой среде.

 

Начальная страница портала отчетов
Экран 2. Начальная страница портала отчетов

Портал отчетов работает со сборкой CTP 3.2; несколько элементов меню пустые, в будущем на их месте появятся новые функции. Пока мне пришлось столкнуться с несколькими изъянами. После перезапуска системы портал приходится отключать, а затем включать заново. Это достигается удалением с последующим повторным назначением порта 80 диспетчеру отчетов в диспетчере конфигурации служб Reporting Services.

На изображении из официального блога Microsoft SQL Server показан портал отчетов, в котором размещены ключевые индикаторы эффективности, мобильные панели мониторинга и отчетов SSRS с разбивкой на страницы (см. экран 3).

 

Портал отчетов из официального блога Microsoft SQL Server
Экран 3. Портал отчетов из официального блога Microsoft SQL Server

Мобильные панели мониторинга

Добавление мобильных панелей мониторинга к платформе SSRS стало возможным после приобретения продукта Datazen у компании ComponentArt в 2015 году. Мобильные панели мониторинга предназначены в первую очередь для интерактивной работы с данными. Их можно рассматривать как браузер, оптимизированный для телефонов и планшетов с помощью собственных установленных приложений, совместимых со всеми основными мобильными операционными системами. Они не станут заменой высококачественным отчетам с разбиением на страницы, создаваемым с помощью служб Reporting Services, или самостоятельной аналитике в Power BI; у них совершенно иное назначение.

Поначалу мобильная панель мониторинга может показаться просто перенесенным компонентом из продукта Datazen; но очевидно, что некоторая интеграция с архитектурой SSRS уже состоялась, и в дальнейшем она, скорее всего, будет углубляться. Первое заметное различие заключается в том, что сервер Datazen полностью заменен сервером отчетов SQL Server, а управление запросами теперь выполняется как управление общим набором данных SSRS.

На сегодня общедоступную предварительную версию SQL Server Mobile Report Publisher можно загрузить отдельно по адресу: https://www.microsoft.com/en-us/download/details.aspx?id=50400. В 2015 году я написал несколько статей о том, как создать мобильную панель мониторинга с использованием Datazen. Он по-прежнему доступен как отдельный продукт (бесплатно предоставляется обладателям SQL Server Enterprise), но любые дальнейшие усовершенствования, вероятно, будут внедряться только на новой интегрированной платформе. Крис Файнал, старший руководитель программы Microsoft, опубликовал полное пошаговое руководство по составлению мобильных отчетов и KPI под названием How to create Mobile Reports and KPI’s in SQL Server Reporting Services 2016 — An end-to-end walkthrough (http://christopherfinlan.com/2015/12/21/how-to-create-mobile-reports-and-kpis-in-sql-server-reporting-services-2016-an-end-to-end-walkthrough/).

Ключевые индикаторы эффективности (KPI)

Новые KPI также основываются на решении, разработанном в результате приобретения Datazen. Эти визуальные элементы KPI создаются и управляются исключительно внутри нового портала отчетов. Наряду с типичными сравнениями действительных и целевых значений с помощью выделения цветом, ключевые индикаторы эффективности могут содержать линии тренда или сегментированные диаграммы.

Новые диаграммы и визуальные элементы

С появлением двух новых типов диаграмм усовершенствования в области визуализации коснулись служб Reporting Services. В новых диаграммах «дерево» и «солнечные лучи» применяются многоуровневые группы полей, отображаемые как цветовыми, так и визуальными границами (см. экран 4).

 

Новые диаграммы «дерево» и «солнечные лучи»
Экран 4. Новые диаграммы «дерево» и «солнечные лучи»

Они удобны и полезны в нынешнем виде, но, надеюсь, в следующих версиях появится больше элементов для управления такими характеристиками, как размер текста на разных уровнях и метки для различных интервалов группировки. Это хорошее начало.

Унифицированная обработка в современных браузерах

Поначалу вы могли не заметить важных изменений по сравнению с преды­дущими версиями, но обработчик HTML полностью обновлен. Теперь отчеты воспроизводятся в соответствии со стандартом HTML 5, при этом они должны иметь единый вид и поведение во всех современных браузерах, поддерживающих HTML 5, таких как Microsoft Edge, IE 11 и новые версии Google Chrome, Safari и Firefox. Это полезное улучшение, благодаря которому должны решиться многие проблемы с нестандартными или неудачными макетами отчетов при использовании различных браузеров и устройств. Но это изменение ведет к потере обратной совместимости с устаревшими браузерами; следовательно, отчеты, работавшие в старой версии Internet Explorer, могут перестать работать до пользовательского обновления.

Размещение параметров

Пользователям предоставляется возможность большего контроля над форматированием и размещением параметров. Со времени появления служб Reporting Services, примерно двенадцать лет назад, параметры всегда произвольно размещались на узкой панели в верхней части окна браузера, слева направо, а затем сверху вниз. Теперь в конструкторе отчетов предусмотрена сетка для управления размещением параметров на панели параметров при любой настройке, по назначаемым строкам и столбцам (см. экран 5).

 

Размещение параметров
Экран 5. Размещение параметров

Новая панель параметров предусматривает развертывание SSRS в собственном режиме, но не меняет способа обработки параметров в режиме интеграции с SharePoint.

Закрепление информационной панели Power BI

С помощью этой не без остроумия реализованной функции пользователи компаний, инвестировавших в «облачную» службу Power BI, могут закреплять визуальные элементы графического SSRS-отчета на панели мониторинга в Интернете.

Условия, которые необходимо выполнить перед включением этой функции:

  • зарегистрировать сервер отчетов с использованием подписки Power BI;
  • агент SQL Server должен выполняться на сервере базы данных с каталогом сервера отчетов (это всегда было одним из требований SSRS);
  • пользователь должен иметь доступ к подписке Power BI.

Диспетчер настройки служб Reporting Services Configuration Manager располагает новой страницей для управления интеграции с Power BI. На ней экземпляр сервера отчетов регистрируется с подпиской Power BI (см. экран 6).

 

Диспетчер настройки служб Reporting Services Configuration Manager
Экран 6. Диспетчер настройки служб Reporting Services Configuration Manager

Когда в отчете есть закрепляемые элементы (такие, как изображения, диаграммы и датчики), просматриваемые в портале отчетов, на панели инструментов отображается значок Power BI (см. экран 7).

 

Значок Power BI на панели инструментов
Экран 7. Значок Power BI на панели инструментов

Когда визуальный элемент выделен, пользователь получает запрос для выбора панели мониторинга Power BI и частоты обновлений. В результате назначается расписание заданий агента на сервере отчетов для пересылки обновленных визуальных элементов на панель мониторинга с указанной частотой (см. экран 8).

 

Запрос для выбора панели мониторинга Power BI и частоты обновления
Экран 8. Запрос для выбора панели мониторинга Power BI и частоты обновления

Закрепленные визуальные элементы отчетов отображаются на панели мониторинга наряду с отчетом Power BI и визуальными элементами Excel. Щелкнув на одном из визуальных элементов, можно углубиться в отчет вплоть до локального сервера отчетов. Это позволяет пользователям без проблем перемещаться между содержимым Power BI в «облаке» и выбранными визуальными элементами на собственном сервере отчетов (см. экран 9).

 

Работа с отчетом
Экран 9. Работа с отчетом

 

Купить номер с этой статьей в PDF