Ощущая перемены в индустрии персональных компьютеров, Microsoft избрала довольно сомнительный путь: вместо того чтобы развивать свою сильную сторону (то есть программное обеспечение), компания позиционирует себя как поставщика устройств и служб, вызывая недоумение партнеров и клиентов.

Остается надеяться, что прозрачную и объективную оценку реальности даст следующий глава Microsoft: в ближайшие месяцы копании предстоит выбрать нового генерального директора. Эта перемена либо упрочит текущую стратегию, либо положит начало новой волне изменений, чтобы дать обратный ход начинанию Стива Балмера – трансформации Microsoft в поставщика устройств и служб.

Если бы я распоряжался в Редмонде, то «пересдал бы карты». Смартфоны, планшеты, персональные компьютеры и прочие электронные устройства не имеют реального будущего. Ни в Microsoft и, уж конечно, ни в Amazon, Google или в какой-либо другой компании, кроме Apple. Все эти устройства объединяет одно: они становятся товарами широкого потребления и обесцениваются настолько быстро, что на их продаже практически невозможно сделать хороший бизнес (опять же, если только вы – не Apple).

Не вдаваясь в рассуждения об особом положении Apple, поскольку об этом можно говорить бесконечно, проанализируем рынок устройств, на который Microsoft тщетно старается прорваться.

Гостиная

Многие называют Xbox большим достижением Microsoft и редким успехом компании у потребительской аудитории. Однако такая оценка не учитывает некоторые неприятные факты, в частности, то, что направление Xbox с первого дня было убыточным. Затратив миллиарды долларов на проектирование и разработку каждого из трех поколений игровой консоли, Microsoft уже никогда не покроет расходы и ничего не заработает на этой «черной дыре».

Можно было бы сослаться на особое сообщество приверженцев Xbox как на обширную аудиторию, которая будет повсеместно выражать свою благосклонность. Однако служба Xbox Live насчитывает всего 48 миллионов пользователей, что практически точно повторяет фактическое число установленных экземпляров Xbox – скромная цифра по сравнению с 1,5 миллиардами пользователей Windows, свыше 1 миллиарда пользователей Office, 700 миллионами устройств iOS и свыше миллиарда устройств Android. А подписчики? Многие ведь просто используют бесплатные подписки, а не платные версии.

В этом году вышла консоль Xbox One за 500 долл., что намного превышает стоимость аналога Sony PlayStation 4 и на целых 400 долл. (или более) дороже Roku и других устройств, снискавших вполне заслуженную популярность в потребительской среде в качестве развлекательных устройств для гостиной. Так что эта новинка также свидетельствует о том, что Microsoft, возможно, и думает всерьез об устройствах для гостиной, но при этом игнорирует массовый потребительский рынок в расчете на небольшую аудиторию, готовую дорого платить за возможности премиум-класса. Даже Apple предлагает вариант для гостиной за 99 долл.

Персональные компьютеры и планшеты

Если в сфере персональных компьютеров выделить основную тенденцию за последнее десятилетие, то это стремительное падение цен, которое началось с появлением нетбуков и ускорилось благодаря планшетам. Это означает, что потребители больше не покупают дорогие компьютеры, поскольку приспособились к дешевым устройствам: нетбукам, планшетам и компьютерам по цене менее 400 долл. Цены упали настолько, что крупнейшие в мире производители компьютеров больше не могут зарабатывать деньги, продавая свои устройства, и вынуждены прибегать к установке на них мало кому нужных программ (тем самым ставя под угрозу отношения с клиентами), чтобы извлечь скромную прибыль, где только возможно. Основной составляющей стоимости многих компьютеров является стоимость лицензии на Windows. Это объясняет, почему компании сегодня производят «хромбуки»: операционная система Chrome – бесплатна. По-видимому, бизнес-модель персонального компьютера безнадежна.

За отказом потребителей от приобретения дорогостоящих компьютеров следует отказ от приобретения компьютеров вообще. Современные компьютеры безупречно работают в течение более длительного времени, и потребители покупают сопутствующие устройства (сначала нетбуки, а теперь – планшеты), позволяющие выполнять несложные задачи (которыми, кстати, ограничиваются потребности большинства).

Конечно, Microsoft должна была иметь свою долю участия на этом рынке. Так появилась линейка устройств Surface, которые оказались настолько непопулярны в потребительской среде, что компания зафиксировала убыток в 900 млн. долл. от их уценки в середине года, то есть всего через 9 месяцев после выпуска. В чем же дело? Microsoft назначила цену на эти устройства на уровне Apple. Это урок, который Google, Amazon и прочие лицензиаты Android усвоили уже давно: чтобы конкурировать с Apple, необходимо снижать цены. И намного.

Недавно Microsoft представила второе поколение устройств Surface, в которых реализованы главным образом небольшие улучшения по сравнению с первоначальными вариантами. Беспокоит то, что компания, по-видимому, не извлекла никакого урока из опыта первого поколения и сфокусировалась на удачных аспектах, а не на исправлении ошибок. И цены остаются слишком высокими.

Смартфоны

Появившаяся с трехлетним опозданием, операционная система Windows Phone, тем не менее, стала «глотком свежего воздуха», благодаря современному превосходному дизайну, в сравнении с которым мобильные решения от Apple (даже недавно выпущенная iOS 7) выглядят несерьезно. Но это лишь в теории. На практике на каждое проданное устройство Windows Phone приходится 10 проданных устройств Apple iPhone. В свою очередь, Android убедительно «давит» iPhone на рынке. Как же Microsoft может конкурировать в пространстве, где Android – это продукт номер один, а Apple зарабатывает больше, чем все остальные игроки отрасли, вместе взятые?

Microsoft объявила о намерении приобрести Nokia за 7,2 млрд. долл. Nokia производит 80 % от общего объема устройств Windows Phone, продаваемых клиентам, что делает эту компанию самой крупной рыбой в очень маленьком пруду. Microsoft планирует сделать устройства Nokia Lumia «смартфонным вариантом» устройств Surface (чем они, собственно, и являются в том смысле, что ни одному из них не удалось успешно стартовать на потребительском рынке).

Впрочем, можно говорить о скромном успехе недорогих устройств Nokia, таких как Lumia 520, которые можно приобрести всего за 99 долл. без контракта. По сравнению со стартовой ценой 550 долл. за «бесконтрактный» iPhone 5C, это выглядит выгодным приобретением. Какова же разница в показателях продаж между iPhone 5C и Lumia 520? Они абсолютно несопоставимы. За первые же выходные дни Apple продала больше устройств iPhone 5 (моделей iPhone 5C и 5S) — 9 миллионов, — чем Nokia удалось продать устройств Lumia в целом за последний квартал (7,2 миллиона).

И что же?

Microsoft очертя голову устремляется в сферу аппаратного обеспечения («устройств») в момент, когда эти продукты становятся товарами широкого потребления и лидерами по убыткам (опять же, это касается всех, кроме Apple). Это уже само по себе плохо, ведь поступая так, компания отказывается от своей самой сильной стороны – программного обеспечения. Microsoft – не просто крупнейший, но и лучший в мире производитель программного обеспечения.

Чтобы встать на новый (старый) путь, необходимо действовать через программное обеспечение. Это означает упор на основные версии Office, работающие на наиболее популярных платформах – Android, iOS и Windows (именно в таком порядке). Это также означает компенсацию снижения доходов от Windows (сейчас Windows – лишь третий по размеру бизнес Microsoft

после Office и Server) за счет активного распространения продуктов на аппаратные устройства, используемые клиентами в настоящее время. И это, безусловно, означает не тратить впустую силы, время и деньги на проекты, которые никогда не будут способствовать успеху, такие как планшеты, телефоны и игровые приставки. В самом деле, такие начинания только подчеркивают тщетность текущей стратегии и подрывают репутацию.

В то же время я ничего не имею против «служб» в целевой установке «устройства и службы», поскольку службы – это и есть программное обеспечение, поставляемое, управляемое и обновляемое более эффективно. И некоторые недавние направления деятельности Microsoft, такие как Windows Azure, Office 365, Windows Intune, SkyDrive и Outlook.com убедительно показывают, насколько успешной может быть трансформация традиционных программных продуктов в «облачные» службы – как для индивидуальных потребителей, так и для корпоративных клиентов. .