Как известно, к хорошему привыкаешь быстро, и вот мы уже не придаем особого значения тому, что на наших компьютерах запущена Windows, открыто окно одного (или не одного) из приложений Office, а в папках Outlook появляются новые сообщения. Кажется, так будет всегда. Но не следует забывать, что у создателя всех этих уже привычных для нас программ есть свое мнение на сей счет. У компании Microsoft уже созрели большие планы на будущее, и реализовываться они будут за счет глобальных изменений современных программных платформ.

В течение следующих двух лет при благоприятном раскладе нам придется перестраиваться на «новую волну» — затрат, планирования, проектирования, развертывания, тренинга. Нас ожидает лавина технологий Longhorn — сюда войдут и новые версии Windows, и Windows Server, и Microsoft Office, и все многообразие других продуктов. Реализация Longhorn должна вызвать «тектонические сдвиги» в современных технологиях, позволяя делать то, что невозможно сегодня. Microsoft в очередной раз рискует, и на этот раз намного больше, чем в случае с Microsoft .NET или Windows Server 2003, надеясь на то, что, сраженные новыми возможностями Longhorn, пользователи непременно обновят на своих персональных компьютерах не только Windows, но заодно и Windows Server, и Office.

Насколько данная интеграционная стратегия реализуется, сегодня сказать трудно, но сдвиг в способах интеграции продуктов Microsoft очевиден.

Наметился этот сдвиг, несомненно, после завершения антимонопольных разбирательств с министерством юстиции США. Во время слушаний одной из основных претензий было встраивание Microsoft Internet Explorer (IE) в Windows не столько ради удовлетворения потребностей пользователей, сколько для устранения лидировавшего тогда браузера от Netscape. В суде было доказано, что руководители Microsoft увидели в Netscape потенциального конкурента, прежде всего в области операционной платформы, и использовали как признанные незаконными, так и не признанные таковыми действия по разработке и продвижению IE и снижению роли технологий Netscape. Благодаря интеграции с Windows IE стал стандартом де- факто для огромного количества пользователей и в настоящий момент им и остается. Он по-прежнему является непосредственной частью операционной системы, а сама Windows помогает своим создателям, помимо всего прочего, проникать на новые рынки, выступая в роли базы для распространения новых технологий. Что это, как не победа Microsoft?

Весенние мероприятия, связанные с презентацией Windows 2003, сопровождались примечательными заявлениями представителей компании о том, что дополнительные продукты, такие как Microsoft Exchange Server 2003, будут работать значительно лучше именно на новой платформе и именно в силу изначально заложенной интеграции. А Microsoft Office 2003, конечно же, превосходен и сам по себе, но куда эффективнее в паре с Windows XP на компьютерах пользователей и Windows 2003, Exchange 2003 и на сервере Microsoft SharePoint Team Services. Преимущества интеграции стали одной из основных особенностей выпускаемых компанией продуктов.

Интеграция имеет для пользователей две стороны. В ближайшей перспективе получение (бесплатно) дефрагментатора диска, браузера, антивируса и брандмауэра повышает привлекательность и ценность Windows. Но долгосрочный эффект может оказаться отрицательным. Если большинство пользователей будет вполне удовлетворено возможностями интегрированных продуктов Microsoft, это окажет негативное влияние на независимых производителей, что снизит число новых продуктов и инноваций. А то, что Microsoft при отсутствии конкуренции не утруждает себя новыми разработками, мы могли наблюдать на примере войны браузеров, когда компания постоянно совершенствовала IE, выпустив шесть новых редакций с 1996 по 2001 год. Завоевав 95% рынка, IE остановился в развитии, и мы не увидим новой версии аж до выпуска Windows Longhorn в 2005 году.