Максим Зубарев, региональный директор Violin Memory в России и СНГ

Как уверен Максим Зубарев, региональный директор Violin Memory в России и СНГ, в ближайшее время сферы влияния ключевых игроков в области систем хранения данных существенно перераспределятся. Передел будет обусловлен ростом популярности флэш-технологий, и тот, кто лучше сможет встроить их в свои решения, останется на рынке. Мы попросили Зубарева поделиться своими взглядами на настоящее и будущее флэш-систем.

- Каким вам представляется рынок систем хранения на базе флэш-технологий? Какие тенденции спроса и предложения здесь наиболее заметны?

Рынок флэш-СХД – это новая технологическая волна, которую мы все наблюдаем уже сейчас. Речь идет о самом важном изменении в корпоративных ЦОД за последнюю четверть века. Любой ЦОД состоит из трех основных компонентов: вычисление, сети и хранение. За последние 20-30 лет серверные и сетевые технологии претерпели колоссальные изменения. А что мы видим в части СХД? Медленный эволюционный путь.

Архитектура дисковых СХД была разработана в 80-е годы и значительно не менялась с тех пор. Это привело к большому технологическому разрыву между ключевыми элементами ЦОД: системы хранения стали узким местом в развитии инфраструктуры и, как результат, — бизнеса. С каждым годом проблема становится все более острой, появляются монстроидальные решения, а места в ЦОД остается меньше и меньше.

Решения на базе флэш-технологий стали ответом на возникшую потребность. Все ведущие аналитики отрасли (IDC, Gartner, Taneja Group) прогнозируют замещение традиционного диска на флэш-память с новым циклом обновления оборудования. Этот переход они назвали «Кремниевый ЦОД» (All-Silicon Datacenter).

Фактически мы создали рынок флэш-СХД, выпустив первую систему еще в 2009 году. Вместо доработки традиционной дисковой архитектуры с использованием твердотельных накопителей разработчики компании взяли за основу флэш-чип. На его базе были созданы мощные, высоконадежные и экономичные устройства хранения данных. На сегодняшний день выпускается уже четвертое поколение систем Violin Memory, которые занимают лишь три юнита в стандартной 19-дюймовой стойке, скрывая в себе высокоскоростное хранилище на 44 полезных терабайта и заменяя три шкафа СХД класса High-End.

Чтобы не упустить эту волну, большинство производителей СХД подменяют понятия. Вместо того чтобы разрабатывать системы, оптимизированные для работы флэш-накопителей, они пытаются «впихнуть» их в традиционную архитектуру, созданную для дисков. Получаемые SSD-решения крайне неэффективны, в результате их использования теряется до 90% пользы флэш-памяти. Но клиента не обманешь, и в ближайшее время сферы влияния ключевых игроков в области СХД сильно перераспределятся. Мы увидим нечто подобное тому, что произошло случившемуся с динозаврами в ледниковый период.

- В чем отличия флэш-технологий от SSD?

Давайте вспомним, с чего начиналась история SSD-дисков. Стояла задача поднять производительность систем хранения, используя традиционную архитектуру, чтобы сэкономить на НИОКР. В результате были получены гибридные решения с высокой долей компромисса.

Так, интерфейс подключения SSD-накопителей был рассчитан на работу механического диска и существенно ограничивает производительность флэш-носителей. А потому при использовании SSD-дисков клиент получает систему, чья производительность и время отклика немногим лучше традиционной.

Флэш-носитель имеет совершенно иную природу, нежели диск. Поэтому, вместо того чтобы «натягивать» его на систему, созданную для других технологий, не лучше ли разработать новую архитектуру под флэш-технологии с нуля? По такому пути пошла наша компания. В спроектированной архитектуре образуется единое пространство флэш-памяти без каких-либо ограничений со стороны устаревающих технологий. Это позволяет достичь времени отклика менее 500 микросекунд – результат, не достижимый для дисковых систем, сколько бы SSD-дисков с ними ни поставлялось.

- Какова сейчас прикладная ниша флэш-решений, в каких задачах они в основном используются?

Флэш-СХД – не нишевое решение, это новая технология, приходящая на смену традиционным дискам. Ее применимость чрезвычайно широка: любые транзакционные системы, аналитические хранилища, виртуальные среды.

Флэш-решения способны повлиять на бизнес в целом. Мы наблюдаем ускорение приложений не на проценты, а в разы – от 2 до 20. Повышается эффективность работы компаний, а значит, и конкурентоспособность бизнеса. Это рождает новые бизнес-модели: теперь можно делать то, чего нельзя было раньше.

Наибольший успех инновация способна принести в первую очередь финансовым организациям, банкам, розничным сетям, нефтегазовой отрасли и телеком-операторам. Для всех этих компаний флэш-память может сыграть ключевую роль в повышении эффективности наиболее критичных приложений. Для телекома это биллинг, для розницы – учет складских запасов, для нефтегазовых компаний – ERP-системы, для банков – АБС, процессинг, закрытие дня.

- Главным фактором, сдерживающим распространение флэш-технологий, всегда была цена. Удастся ли сделать их более доступными для предприятий?

Действительно, экономические факторы являются основными при выборе системы. Однако дороговизна флэш-технологий – миф. Незаметно для многих флэш-решения уже стали доступнее дисковых. Если сравнивать цену за терабайт полезной емкости СХД класса High-End, то флэш-память как минимум на 30-50% дешевле. Более того, она становится все более сопоставимой по цене с дисковыми системами среднего уровня.

Если же брать в расчет совокупную стоимость владения, то флэш-СХД несопоставимо привлекательнее дисковой. В отличие от традиционных дисковых систем, даже с использованием SSD, флэш-массивы имеют высокую плотность, что в 10 раз снижает требования по месту в ЦОД. Благодаря отсутствию вращающихся дисков флэш-массивы потребляют куда меньше энергии и генерируют меньше тепла. Но самое главное – низкое время отклика, измеряемое в микросекундах, увеличивает КПД сервера почти до 100%. Это дает предпосылки для консолидации серверов и приводит к сокращению затрат на СУБД, лицензируемые по ядрам. Экономия может достигать 80-90%.

- Еще одним сдерживающим фактором был относительно небольшой по сравнению с жесткими дисками период наработки на отказ, что объясняется особенностью флэш-технологии. Удается ли увеличить этот показатель, достигнув надежности, сопоставимой с надежностью жестких дисков?

Этот вопрос нам часто задают. Дело в том, что часто мнение сформировано негативным опытом использования SSD-решений. Однако технологии не стоят на месте – в наших системах используются носители памяти четвертого поколения, которые имеют большую продолжительность жизни по сравнению с диском.

Более того, флэш-носитель – это микроэлектроника, в нем нет никакой механики. Выход из строя модулей памяти, в отличие от диска, можно математически предсказать, что удобно при эксплуатации систем и для проведения своевременных сервисных операций.

- Какой вы видите дальнейшую эволюцию систем хранения на базе флэш-технологий?

Микроэлектроника открывает новые горизонты. Развитие флэш-памяти будет напоминать совершенствование серверных процессоров, производительность которых, согласно закону Мура, каждый год прирастала почти вдвое. В случае флэш-технологий это будет двукратный прирост емкости без увеличения формфактора системы. Соответственно цена за терабайт станет еще ниже. Поскольку носители обладают иной природой по сравнению с дисками, все больше функционала будет создаваться непосредственно под флэш-системы.

Флэш-технологии — одна из величайших перемен на мировом ИТ-рынке, способная в корне изменить подход к ведению бизнеса и серьезно повлиять на экономические и производственные факторы во множестве отраслей.