Системный оператор Единой энергетической системы входит в число ключевых инфраструктурных компаний российской электроэнергетики, осуществляет круглосуточное непрерывное управление электроэнергетическим режимом ЕЭС России и режимами ее параллельной работы с энергосистемами иностранных государств. В структуру компании входят Главный диспетчерский центр в Москве и 56 филиалов объединенных и региональных диспетчерских управлений.
Использование VoIP для оперативных диспетчерских переговоров, требующих особой надежности и отказоустойчивости каналов связи и технологий передачи сигнала, позволит повысить качество оперативных переговоров между диспетчерскими центрами и объектами диспетчеризации, надежность и наблюдаемость каналов связи до энергообъектов, а также более эффективно использовать каналы связи благодаря пакетной передаче данных.
Специалисты ССТ провели обследование информационно-технологической инфраструктуры исполнительного аппарата и филиалов Системного оператора, по результатам которого разработано техническое решение ССОП-VoIP. Техническое решение включает описание общих принципов работы цифровой системы связи и ее взаимодействия с диспетчерскими подсистемами, коммутационной сетью и селективной системой регистрации диспетчерских переговоров; схемы организации ССОП-VoIP; состав оборудования и перечень используемого программного обеспечения. В этот технический документ также включены решения по управлению компонентами ССОП-VoIP, мониторингу и контролю состояния системы связи, а также методы оценки качества VoIP-каналов, сценарии работы новой системы для диспетчерских центров всех уровней; типовые настройки для организации взаимодействия компонентов ССОП-VoIP.
План внедрения ССОП-VoIP обеспечит непрерывность оперативно-диспетчерского управления Единой энергосистемой России.
После поставки оборудования и лицензионного программного обеспечения, используемых для создания ССОП-VoIP, специалисты ООО «ССТ» выполнили монтаж оборудования, подключение его к системе электропитания и ИТ-инфраструктуре Системного оператора, установку программного обеспечения, настройку оборудования и программных продуктов. В ходе работ осуществлена интеграция ССОП-VoIP с сетью коммутационных систем АО «СО ЕЭС», диспетчерскими подсистемами и системой регистрации диспетчерских переговоров, разработана необходимая документация, включая инструкцию по оперативному обслуживанию ССОП-VoIP для дежурного персонала. Специалисты ООО «ССТ» также принимали участие в разработке программ и методик испытаний ССОП-VoIP, проведении испытаний новой системы и ее вводе в промышленную эксплуатацию.
К настоящему моменту новая система введена в эксплуатацию в Главном диспетчерском центре и 26 филиалах Системного оператора, продолжается работа в остальных филиалах.
О технологии VoIP
VoIP (Voice over Internet Protocol) – технология передачи голосовой информации по сетям пакетной передачи данных. Достоинство технологии VoIP в сравнении с традиционными решениями, основанными на технологии TDM (Time Division Multiplexing, временно?е мультиплексирование), заключается в возможности сжатия голосового трафика с высоким коэффициентом компрессии и динамическим использованием пропускной способности каналов связи. До внедрения ССОП-VoIP для оперативных переговоров между диспетчерами Системного оператора и персоналом энергообъектов использовалась телефонная связь, организованная по технологии TDM. В ней за каждым каналом телефонной связи постоянно закрепляется фиксированная часть пропускной способности общего цифрового потока, не позволяя использовать этот ресурс для передачи других видов информации, когда канал не занят телефонными переговорами. Технология VoIP не имеет подобных ограничений и позволяет использовать для организации голосовых соединений общие каналы передачи данных, классифицировать и маркировать передаваемые данные, а также управлять очередями и приоритетами трафика в соответствии с алгоритмом работы сетевого оборудования. С внедрением ССОП-VoIP Системный оператор обеспечит субъектам электроэнергетики возможность организации телефонной связи для оперативных переговоров с использованием технологии VoIP, при этом использование технологии TDM будет продолжаться там, где применение VoIP пока не представляется возможным по финансовым или организационно-техническим причинам.