Жанр: пошаговая стратегия

Издатель: 2K Games

Разработчик: Firaxis Games

Платформы: PC

Дата выхода: 25 мая 2012 г. (Xbox 360, PlayStation 3), 15 января 2016 г. (PC)

Сайт игры: http://www.xcom.com/

Возвращение в 2012 г. серии XCOM о борьбе пришельцев и землян приняли с большим теплом. Пошаговая стратегия XCOM: Enemy Unknown сочетала фирменную атмосферу и довольно старомодный геймплей. Глубокая тактика, обширные возможности и интересная механика позволили игре стать одной из лучших в своем жанре. Студия Firaxis Games на этом не остановилась: превосходные отзывы и продажи Enemy Unknown дали понять, что народ хочет продолжения. Спустя четыре года разработчики выпустили сиквел, который оказался по всем параметрам лучше оригинала, хотя, казалось бы, куда уж лучше.

Снайперы иногда откладывают винтовку и используют пистолет

 

В первой части игры инопланетяне напали на Землю, и подразделение XCOM стояло на страже человечества. Теперь все перевернулось с ног на голову: планета захвачена и целиком контролируется пришельцами. Людей заманивают в подконтрольные оккупантами города, где обещана райская жизнь. Остатки Сопротивления разбросаны по всему миру, и без нашей помощи им приходится туго: пришельцы наступают, стремясь установить тотальный контроль над планетой и ликвидировать все угрозы своему режиму. Намерения у захватчиков отнюдь не благие. Среди населения ходят слухи, что над людьми проводят опыты, и добром все это не закончится. Собравшись на летающей базе XCOM «Мститель», нам предстоит отвоевать Землю и выгнать — а лучше перебить, — всех пришельцев до последнего.

 

Новый дом

Знакомые с Enemy Unknown люди мигом освоятся в сиквеле: интерфейс прежний — все на своих местах, вид на отсеки базы и подбор бойцов практически такие же. Мы снова занимаемся доведением своего штаба до ума: открываем и модернизируем лаборатории, развиваем вооружение и пр. Функций и задач у вас много, и всему нужно уделять внимание. Стоит запустить одну отрасль, как жизнь резко осложнится. Теперь мы контактируем не с правительствами стран, а с группами повстанцев. Первым делом нужно наладить с ними контакт, а уже затем выполнять их миссии. При этом у нас остаются глобальные цели — задания, к которым нужна серьезная подготовка. Если провалите или откажетесь браться за такой квест, пришельцы без особых усилий возьмут полный контроль над Землей и окончательно уничтожат Сопротивление.

Порой инопланетяне до последнего не догадываются о вашем присутствии

 

На изучение особенностей механики много времени не уйдет, если вы уже знакомы с XCOM. Выбираете какое-нибудь исследование или строительство — и ждете, пока завершится. Таких дел можно натворить, если подходить к апгрейдам без понимания, зачем они вам понадобятся. Тяжело придется в сражениях, если вы что-то развивали для галочки, а не с пониманием того, как будете это использовать. Время и раньше играло важную роль в XCOM, а теперь за ним только поспевай следить — не хватает ни на что. Только взялись за новое исследование длительностью в десять дней, как появились несколько важных миссий, соваться на которые без изучаемой разработки не хочется. Пока шло исследование, задания потеряли актуальность, пришельцы разнесли мирные поселения и продолжили наступление.

Иногда разрываешься на части, пытаясь все успеть, и постепенно приходишь к неутешительному выводу — игра будто нарочно приводит к мысли, что на все времени не хватит, и нужно делать зачастую непростой выбор с такими же последствиями. Здесь в порядке нормы проигнорировать спасение мирных жителей, тем самым приговорив их к гибели, чтобы замедлить прогресс инопланетян в осуществлении их жуткого замысла.

Захватчики основательно укрепили свои блокпосты и подготовились к нападению повстанцев

 

По воле случая

XCOM — пошаговая стратегия, и ключевое место в ней отведено тактике. В миссиях у нас всего четыре бойца, и их нужно беречь как зеницу ока. Дело в том, что с каждым заданием они набираются опыта, получают звания и разучивают новые умения. После выполнения семи–десяти миссий зеленые новобранцы превращаются в опытных вояк. В случае гибели они никак не возрождаются, и тогда придется вновь набирать необученный «молодняк». Сначала это не слишком важно, но задания постепенно усложняются, и дополнительные навыки бойцов оказываются очень кстати, так что личный состав лучше не терять почем зря.

У нас по-прежнему два действия на ход для каждого бойца. Выстрел завершает ход персонажа, даже если это его первая активность. На многих миссиях появились ограничения на ход, что сделало вылазки более рискованными. К примеру, теперь вы не сможете двигаться через одну-две клетки и выжидать наиболее подходящего момента для атаки. Инопланетяне обычно появляются с нескольких сторон, и здесь большое значение имеют специализации ваших подчиненных. Крайне важно расставлять их в зависимости от умений: снайпера — подальше в тыл, солдата с дробовиком — поближе к врагу, чтобы одним выстрелом с близкого расстояния убрать противника. А бойцы нового класса «Рейнджер» вообще таскают с собой оружие ближнего боя — нечто вроде катаны. Тактических вариантов много, но после нескольких досадных поражений, когда победа ускользает буквально из рук, действуешь уже более аккуратно.

Для большинства миссий карты теперь генерируются случайным образом. В некоторых сюжетных заданиях они созданы вручную, а в остальных квестах принимают такой вид, какой вздумается электронному алгоритму. Решение положительно сказалось на вариативности локаций, и потому шаблонности на картах нет.

На спине каждого бойца флаг его родной страны. От региона ничего не зависит, но подчеркивается интернационализм общей борьбы

 

Много внимания уделено электронным взломам. Инженеры могут вскрыть практически любую систему: запертую дверь, шагающего робота, турель и т.д. В этом кроется элемент неожиданности для обеих сторон. «Хакинг» срабатывает не всегда, и, подняв тревогу, вы окажетесь в щекотливом положении. Зато в случае успеха получите хорошее преимущество на поле боя в виде оружия, обернувшегося против своих хозяев.

Продуманная тактика миссии может пойти крахом из-за непредсказуемости, которую вносит вероятность попадания в цель. Злости не хватает, когда бойцы мажут с трех метров, а пришельцы стреляют чуть ли не с другого угла карты и попадают в ваших солдат. Конечно, все зависит от случая, и ситуация может резко изменяться в пользу тех или иных.

Хитрые враги подчас загоняют вас в ловушку, вынуждают отступать. В их арсенале не только мощное оружие, но и биотические способности, влияющие на сознание ваших солдат. Снайпер отряда XCOM сидит в идеальном месте, откуда хорошо просматривается картина битвы, ему ничто не угрожает. Вдруг боец попадает под влияние пришельца и в панике выбегает прямо на центр локации, где его почти наверняка убьют. Давшие слабину члены отряда бесполезны: ни в кого не попадают, хаотично перемещаются по карте и с большой долей вероятности не доживут до конца миссии.

На этом изображении кажется, будто робот справа кого-то приветствует. Неужто бойца Сопротивления?

 

Новые пришельцы задают еще больше жару. Одно существо находится сразу в нескольких мирах, что позволяет ему мгновенно перемещаться, а также делать свои копии на поле боя. К тому же эта тварь может устроить взрыв, который либо убьет, либо снесет вашему отряду приличное количество здоровья. Другой новичок — гадюка, нечто типа вертикально ходящей змеи. Она притягивает к себе вашего бойца, обвивает его и душит, если только вы быстро не пальнете в чешуйчатую. Игра преподносит много неожиданных сюрпризов, из-за чего следует часто менять план в процессе боя.

Если за что-то XCOM: Enemy Unknown и ругали, то лишь за графику. Картинка в игре была слабовата и излишне мультяшна. Конечно, это создавало интересную атмосферу, но инопланетяне уж никак не вселяли ужас и не воспринимались угрозой человечеству. Теперь все сделано гораздо лучше: визуальная часть стала более детализированной, эффекты и взрывы прибавили в красочности, а неплохая система разрушений позволяет во время боя продырявить стену в здании и укрыть там бойцов либо зайти к пришельцам с тыла. Неприятный момент лишь один — игра плоховато оптимизирована и количество кадров в секунду порой резко уменьшается.

Опасный противник, который мощными руками крушит все на своем пути


Достоинства:

- разработчики зря времени не теряли — в игре масса нововведений;

- бои стали более непредсказуемыми;

- глобальная стратегия стала более глубокой и сложной;

- отличный ИИ — с врагами не соскучишься.

Недостатки:

- слабая оптимизация.

Вывод: XCOM 2 — жизненно важный глоток воздуха для людей, уставших от бесконечных блокбастеров и желающих получить умную, сложную игру. Стратегия вызывает только искреннее восхищение.

XCOM 2. Зеленые человечки распоясались

 

Итоги

Firaxis Games улучшила все, что только было возможно, и добавила множество новых деталей, изменяющих геймплей. Вторая часть XCOM доказывает, что успех Enemy Unknown не случаен — на прошлой игре разработчики лишь осваивались. XCOM 2 не выглядит сошедшей с конвейера, как зачастую происходит с продолжениями. Игра сделана с потрясающим вниманием к мелочам, до совершенства выверена каждая составляющая.

Купить номер с этой статьей в PDF