The price of free: how Apple, Facebook, Microsoft, and Google sell you to advertisers,   PCWorld,  ноябрь  2015.

Если вам кажется, что за вами следят, это еще не значит, что у вас паранойя. Мы  решили  разобраться, обоснованы  ли  страхи пользователей перед онлайн-ресурсами и сервисами, собирающими информацию о своих пользователях.

Счастливо миновав Windows 8 и переходя с Windows 7 сразу на  10,  пользователь чувствует себя, словно фермер, внезапно оказавшийся в центре большого города. Живые плитки мигают и перемещаются. Приятная помощница по имени Cortana все время фланирует поблизости. Одно движение мышью, и вас уносит куда-то далеко в Интернет. А все вокруг то и дело интересуются, кто вы, где живете, что любите…

Поскольку последняя версия Windows под предлогом оказания помощи постоянно запрашивает у пользователя какую-то информацию, создается впечатление, что конфиденциальные моменты вашей цифровой жизни подвергаются коллективной атаке хакеров. Но это не так.

На самом деле в мире существует множество вполне респектабельных компаний, которые, прежде чем вы переступите их порог, потребуют от вас передачи своей персональной информации. В то время как Microsoft пытается прояснить свои намерения в отношении ваших данных и успокоить пользовательские страхи, Bloomberg сообщает о начале распространения в сети Facebook «неотключаемой» рекламы, а новая программа Google позволяет рекламодателям демонстрировать персонально ориентированные предложения на основе пользовательского адреса электронной почты.

Такова цена всего бесплатного: бесплатной электронной почты, бесплатных операционных систем, бесплатной связи с друзьями, бесплатного поиска. И пока Microsoft уверяет, что ни в чем таком не замешана, и вымаливает прощение, появляются все новые свидетельства того, что и другие компании проявляют не меньший, а может быть, даже больший интерес к вашим данным.

Судите сами.

 

Facebook

«…Системы слежения Facebook развернуты в Интернете повсюду. А поскольку большая часть из 1,49 млрд пользователей Facebook регулярно обращается к сервису социальной сети через приложение, рекламу нельзя скрыть даже  с помощью  многочисленных инструментов блокировки, занимающих ведущие позиции в рейтинге популярности магазина Apple App Store». — Bloomberg.

Цена бесплатного: Как Apple, Facebook, Microsoft и Google продают нас рекламодателям
Проследите за своей историей, обратившись к  «Журналу действий» Facebook

 

Сегодня Facebook представляет свою собственную самодостаточную экосистему. Хотите поделиться фотографиями ребенка? Пытаетесь связаться с другом, чтобы договориться о встрече после работы? Велика вероятность, что вы проделываете все это через Facebook,  применяя  каналы, которые  данной  компании хорошо известны и которые она активно использует в своих интересах.

Свежие примеры? Facebook выпускает программу, с помощью которой рекламодатели могут заниматься интегрированным продвижением своих продуктов на телевидении и в Facebook. Трейлер последнего фильма о Джеймсе Бонде, к примеру, может демонстрироваться в перерыве футбольного матча или в новостной ленте у тех пользователей, которые поставили «лайк» предыдущему фильму о Бонде. А если этого окажется недостаточно, рекламодатели воспользуются результатами опроса, в котором вы даете свою оценку всему этому.

Какую информацию собирает Facebook? Не секрет, что в политике конфиденциальности Facebook непосредственно «конфиденциальности» уделено очень мало внимания. Приведем небольшой фрагмент:

«Мы собираем материалы и другую предоставляемую вами информацию, когда вы используете наши  услуги,  включая регистрацию аккаунта, создание материалов или их публикацию, отправку сообщений или взаимодействие с другими людьми. Это может включать в себя информацию из предоставляемых вами материалов или о них, например место, где была сделана фотография, или дата создания файла. Мы также собираем информацию о том, как вы используете наши услуги,  например виды просматриваемых материалов или материалы, с которыми вы взаимодействуете, включая частоту и продолжительность ваших действий».

Facebook знает ваших друзей и информацию, которую вы о них распространяете, знает, что они говорят о вас, знает, какие сайты вы посещаете (если на них присутствует кнопка  like,  а на большинстве ресурсов она имеется), что вы покупаете, какие устройства используете для получения доступа к Facebook и многое другое.

Что с этим можно сделать? Объем этой информации поражает воображение, хотя всю ее можно загрузить, используя инструмент Facebook Download Your Information. Можно проверить также журнал своих действий и точно узнать, что именно вы делали с тех пор, как подключились к сервису. Можно даже удалить свой аккаунт, но Facebook оставляет за собой право хранить информацию, которой с вами делились другие. Компания полагает, что эти сведения вашими не являются.

 

Google

Компания Google сумела создать себе имя в среде информационного поиска (хотя лично я уже переключился на Bing), а Gmail, Google Maps и другие сервисы находятся в числе лидеров в соответствующих категориях. Но вся «бесплатность» на практике является дополнением к огромному объему вашей персональной информации, которую Google продает для создания персонализированной, целевой рекламы.

Свежие примеры? Google выпустила программу, с помощью которой ваш профиль привязывается к вашему адресу электронной почты. Программа Customer Match обеспечивает «появление бренда рекламодателя и нужного сообщения в тот момент, когда пользователь наиболее восприимчив к этому». Представьте себе, что вы обратились к сайту путешествий с просьбой переслать интересующую вас информацию на ваш адрес Gmail. Если у этого сайта оформлена подписка на Customer Match, весьма вероятно, что при следующем заходе на YouTube на экране появится его реклама, побуждающая вас спланировать очередную поездку.
Недавно компания Google открыла всем клиентам AdWords доступ к своей собственной рекламе Gmail.  Это  значит, что уже вскоре вы начнете находить в своем почтовом ящике рекламу на основе интересов. И продолжаться это будет до тех пор, пока вы не откажетесь от нее явно.

Цена бесплатного: Как Apple, Facebook, Microsoft и Google продают нас рекламодателям
Здесь Google хранит информацию обо всем, что вы делаете в Интернете, включая историю поиска. А что, если эти сведения еще кого-то заинтересуют?

 

Какую информацию собирает Google? Подобно Facebook, Google собирает самые разные сведения: имя, адрес электронной почты, номер телефона, реквизиты кредитных карт (если вы их указали), подробную информацию об использовании сервисов Google, о взаимодействии с другими сайтами, использующими AdWords и другие технологии Google, о вашем устройстве,  о  поисковых запросах  —  список можно продолжать снова и снова. Google будет собирать информацию и в браузере, размещая соответствующие сведения в его локальном хранилище, возможности которого выходят за рамки возможностей фрагментов кода, называемых обычно
 cookie. 

Если информация носит публичный характер, ничего предосудительного в этом в Google не видят.

«Если у других пользователей уже имеется ваш адрес электронной почты или другая идентифицирующая информация, мы можем показать им открытую часть вашего профиля Google, включая имя и фотографию»,  —  говорится в политике конфиденциальности компании.
Вместе с тем, в политике конфиденциальности я не обнаружил ничего, относящегося к Android.

Что с этим можно сделать? На практике Google оставляет пользователю небольшое пространство для настройки предоставляемой сервисам информации. Но готов поспорить, что лишь очень немногие доберутся до этих настроек, не говоря уже о том, чтобы ограничивать с их помощью доступ к своим сведениям. Тем не  менее  в политике конфиденциальности Google все достаточно четко изложено: настройки для отключения отслеживания вашего местоположения, отключение голосового поиска и других функций, просмотр и редактирование предпочтений, настройка открытого профиля и многое другое. Кроме того, у вас есть возможность загрузить к себе данные, собранные Google.

 

Apple

В Apple утверждают, что процесс использования компанией пользовательских данных совершенно прозрачен, но думаю, вы согласитесь с тем, что на самом деле у нее все выглядит гораздо запутаннее, чем у других перечисленных здесь  компаний. 

Свежие примеры? Новости из стана Apple касаются не столько использования самой компанией пользовательских данных, сколько предотвращения ею доступа к ним со стороны поставщиков контента. Неоднозначно встреченная технология блокировки рекламы, появившаяся в новейшей версии операционной системы Apple iOS 9 вызвала настоящий переполох в рекламном мире. В какой-то степени такой шаг объясняется тем, что основные доходы Apple получает от продажи оборудования и программного обеспечения, а не рекламы, поэтому компания может позволить себе  идти  своим путем.

Цена бесплатного: Как Apple, Facebook, Microsoft и Google продают нас рекламодателям
 Вот так рекламная слежка отключается в iOS  9

 

Какую информацию собирает Apple? «Политику конфиденциальности» Apple можно сформулировать всего двумя словами: «Мы за». Авторы политики решили не утруждать себя описанием того, какую информацию собирает компания, больше внимания уделено тому, какую информацию она не собирает. Справедливости ради стоит отметить, что Apple проделала неплохую работу, связывая пользовательские предпочтения с промежуточными анонимными идентификационными номерами (иногда они используются цифровым помощником Siri), а не с самим пользователем.
Тем не  менее  в Apple признают, что определенная информация (имя пользователя, его контакты, песни из музыкальной библиотеки) передается на серверы компании с использованием протоколов шифрования. Сюда же относятся и сведения о вашем местоположении, если соответствующий сервис включен. А iPhone пересылает анонимные данные о местоположении и информацию календаря, с тем чтобы иметь возможность выдавать уведомления в  те  моменты, когда его владельцу пора отправляться на очередное запланированное мероприятие. Apple Music связывает предпочтения с анонимным идентификатором, а приложение News использует сведения о предпочитаемых вами темах для демонстрации рекламы.

Что с этим можно сделать? При всем внешне весьма щепетильном отношении к рекламе Apple вовсе не ограждает вас от нее. Время от времени на экране появляются сообщения о возможности сброса идентификатора, используемого для связи с контентом, который вам бы хотелось (или, напротив, не хотелось) видеть, но разобраться в том, как это все работает, весьма непросто.

 

Microsoft

Главное отличие Microsoft от Facebook заключается в том, что этой компании принадлежит используемая вами операционная система и связанные с нею сервисы.  Следовательно,  проанализировав работу ОС, она может обнаружить там сбойный драйвер. При подготовке к переходу на Windows 10 я пожаловался в Twitter на один такой драйвер (если говорить конкретно, то речь шла о драйвере Intel 802.11ac W-Fi). Не знаю, совпадение это или нет, но уже на следующий день я получил новый драйвер.

Цена бесплатного: Как Apple, Facebook, Microsoft и Google продают нас рекламодателям
Позволить Microsoft ознакомиться с тем, что находится внутри вашего компьютера, иногда бывает даже  полезно, ведь  обновления привязаны в том числе и к конкретному оборудованию  ПК

 

Microsoft признает, что собирает персональную информацию пользователей, но отрицает просмотр электронной почты в процессе ее сбора. «В отличие от некоторых других платформ, независимо от выбранных вами параметров конфиденциальности, ни Windows 10, ни какое-либо другое программное обеспечение Microsoft не просматривает содержимое вашей электронной почты, информации, передаваемой по другим каналам связи, или ваших файлов для последующей демонстрации целевой рекламы»,  —  подчеркнул в своем блоге старший вице-президент Microsoft Терри Майерсон.

Какую информацию собирает Microsoft? В Microsoft достаточно четко очертили перечень собираемой информации: имя и контактные данные, учетные сведения, демографические данные, платежная информация и т.д. Впрочем, не стоит верить тому, что Microsoft не читает вашу электронную почту  —  в политике конфиденциальности ясно сказано, что это происходит. Причем компания просматривает не только темы и содержимое электронных писем, но и информацию, пересылаемую с помощью систем мгновенной передачи сообщений, аудио и видео, записанное в видеосообщениях, аудио и текстовую расшифровку получаемых вами голосовых сообщений, а также текст диктуемых вами сообщений. Просто все это не используется для продажи рекламы.
Благодаря обладанию  ОС,  Microsoft анализирует вводимую информацию на более глубоком уровне.

«Набранные вами на клавиатуре или написанные от руки слова собираются для создания персонального пользовательского словаря, помогая вводить текст на устройствах, улучшать оптическое распознавание символов и выдавать предлагаемые варианты текста в процессе его набора или записи. Введенные вами данные включают образцы букв и слов, из которых мы удаляем идентификаторы, IP-адреса и другую информацию, которая потенциально может использоваться в качестве идентификаторов. Сюда же относятся правки, вручную вносимые вами в текст, и слова, которые вы добавляете в словарь».

И это только часть сведений, собираемых Microsoft.

Что с этим можно сделать? В качестве примера предлагаем вам ознакомиться с нашим руководством по защите конфиденциальности частной жизни в Windows 10, а также с советами по отключению клавиатурного шпиона.

 

Да, ваша частная жизнь продается

Одним из наиболее известных вкладов Роберта Хайнлайна в массовую культуру стал придуманный им акроним TANSTAAFL  —  There Ain’t No Such Thing As A Free Lunch (бесплатных завтраков не бывает). Это в полной мере относится и к сегодняшним интернет-сервисам. Bing, Outlook, Gmail, Yahoo Mail и  другие подобные могут  не стоить вам ни цента, но это не значит, что вы получаете соответствующие услуги бесплатно.  Чтобы  избежать  оплаты, следует анонимно путешествовать  по Интернету, а также  отказаться  от покупки смартфона и от использования веб-сервисов, в которых надо регистрироваться.

Купить номер с этой статьей в PDF