Один умный человек по имени Уинстон Черчилль сказал: «Если выбирая между войной и  позором,  ты выбираешь позор, то получишь и позор, и войну».

«Яндекс» имеет абсолютное право делать со своим ресурсом то, что считает нужным. Дизайн «старого Кинопоиска» был архаичен и отсылал нас к концу 90-х, и  он, безусловно,  нуждался в обновлении.

Проблема в том, что «Яндекс» не обновил дизайн или верстку, как многие ожидали,  а  изменил идею ресурса. Вместо каталога, авторитетность  которого  и степень доверия к которому  были сопоставимы  (а зачастую и  превосходили,  по крайней мере в части, касающейся национальной кинопродукции)  с  IMDB, компания предложила пользователям витрину онлайн-кинотеатра с широкими возможностями кастомизации и жесткой привязкой к учетной записи на «Яндексе».  Это  совсем другой ресурс. С  иными  целями и задачами.  Предназначенный для новых пользователей. 

Нелюбимый «Кинопоиск»

Основной актив любой онлайн-энциклопедии или каталога  —  собственно информация внутри и массив ссылок на  нее  снаружи.  На основе такого принципа  работает «Википедия», да и любой другой крупный ресурс. Прежняя команда портала проделала огромную  работу,  и если вы сегодня вбиваете в Google запрос, скажем, про фильм «Аве, Цезарь» братьев Коэн, то на первой  строке  в выдаче будет страница этого фильма на «Кинопоиске».  Причем всегда. 

Парни из «Яндекса» разумно решили: зачем  предоставлять карточку  фильма с чужими отзывами, рецензиями и непонятными трейлерами, не приносящими ни копейки? Ведь на такой странице можно показывать людям кино, зарабатывая деньги для себя и правообладателей.  Напомню,  33  млн  уникальных посетителей в  месяц.  Это деловой подход, как любил говорить один из персонажей «Пиратов карибского моря».

Подумали и сделали «новый Кинопоиск».

И когда  пишут  о том, что он ужасен, то правы только в одном он ужасен, как «ужасны» башни Москва-Сити, возвышающиеся над Кутузовским.  Или, например, мне, выросшему  на проспекте Мира, ужасным кажется гигантское здание новой соборной мечети, открытое там не так давно.  У нее  минареты, огромный золотой купол и прочее. В тихий дворик моего детства вломились люди и втащили за собой нечто, как мне кажется, несуразное.

Делая «новый Кинопоиск»,  «Яндекс»  рискует. Он де-факто готов пожертвовать массивом «старых» пользователей во имя теоретического привлечения множества новых. Разумеется, речь не идет  обо  всех 33  млн  в месяц  —  понятно, что из них  85%  заходили на сайт по той самой «первой  строке  в выдаче», не  слишком  задумываясь, куда они по ней  попадут. В настоящее время  не так  важен сам ресурс,  как важна та или иная публикация на нем и ее распространение в соцсетях и агрегаторах. Теперь таких  «заходящих»  людей будет больше, так  как,  помимо отличной выдачи в  Google,  у «нового Кинопоиска» будет гарантированное место в «Яндексе», да и «эффект Стрейзанд» даст о себе знать: даже те, кто никогда «Кинопоиском» не пользовался, не преминут зайти на него, чтобы посмотреть, о чем  же, собственно, повсеместно ведется речь. 

  Несомненно,  разработчики  «Яндекса» ликвидируют  гигантское число багов,  вылезших  после релиза. Вернут и те личные настройки,  которые  были у пользователей до обновления. Это неизбежный процесс.

Смущает другое та легкость, с которой «Яндекс» пошел на попятную, объявив о том, что возвращает прежнюю версию «Кинопоиска  »,  и начав оправдываться. Компания почти  два  года делала  ресурс,  и  ей  хватило одного дня, чтобы начать  отступать.  Встает вопрос: друзья, а  вы, вообще, уверены в том, что вы делаете?

 А если  уверены,  что делаете все правильно,  то аргументируйте, объясняйте, доказывайте, спорьте! Или  просто игнорируйте все это негодование.  Если же нет,  то,  может  быть,  не стоило и начинать? Потому что  именно  неуверенность раздражает больше всего. Потому что эти метания и оправдания это тот самый позор.

Двое суток спустя «Яндекс» принял совсем странное решение. Они не просто сохранили доступ к прежнему «Кинопоиску» могучему инструменту для профессионалов и любителей кино. Они вернули прежний дизайн, отправив новую версию на адрес beta.kinopoisk.ru. Это в общем-то привычный способ по выводу и обкатке нового дизайна, и не вполне понятно, почему так не поступили сразу. Теперь же это выглядит капитуляцией.

В целом же очень здорово, что обе площадки  станут  существовать параллельно.  Но если бы вы спросили, что бы сделал я, то я бы ввел платный доступ к «старому Кинопоиску». Пусть  за него  будут  вносить  хотя бы  по  50  руб.  в месяц. Тогда бы очень быстро стало ясно, как много  есть  людей, для которых этот портал в таком виде действительно важен. Как много  пользователей  готовы платить за свою ностальгию и якобы важные  для себя  сервисы, а не  ворчать  в комментариях ради самого этого  ворчания  и попадания в подборки Tjournal. И если таковых  окажется  хотя бы 5% от аудитории     игра  стоит  свеч. Просто потому, что 33  млн  уников в месяц, как вы помните .  И это  также  деловой подход.

Но что-то подсказывает, что  так  не будет.

Искренне ваш, Олег Капранов.

 

Купить номер с этой статьей в PDF