Вселенная Warhammer 40000 зародилась очень давно в дизайнерских лабораториях Games Workshop как настольная игра для серьезно увлеченных «солдатиками» людей, готовых вкладывать в свое хобби немалые средства. С тех пор неоднократно предпринимались попытки перенести Warhammer на компьютерную платформу, завершавшиеся, как правило, появлением лишь жалкого подобия оригинала. Но вот, кажется, компании Relic удалось создать нечто достойное.

Итак, на дворе XLI (41-й!) век, миром снова правит Император, отождествляемый людьми с Богом, и возглавляемое им человечество осваивает дальний космос где-то в районе Млечного Пути. Там люди наталкиваются на странную планету, подвергшуюся нашествию сразу нескольких завоевателей. Видимо, сие небесное тело хранит в своих недрах нечто такое, за что стоит серьезно повоевать. За это загадочное содержимое в смертельной схватке схлестнутся четыре расы — Космическая пехота, Силы Хаоса, Орки и раса Eldar. Здесь следует отметить, что кампания в игре только одна и играющий руководит в ней имперскими силами, представленными Космопехотой и личной императорской гвардией. Однако это вовсе не значит, что нельзя поиграть и за другие расы. В Warhammer 40000: Dawn of War доступен почти позабытый режим skirmish (перестрелка между мелкими отрядами), карты которого являются базой для многопользовательской игры.

На первый взгляд Dawn of War представляется стратегической игрой, созданной в лучших традициях Starcraft, и действительно, во многих аспектах так оно и есть. Однако в отличие от Starcraft и ее многочисленных клонов, где пехота становится практически бесполезной после двух-трех первых миссий, здесь сухопутные войска эффективны до конца игры. Такой результат был достигнут за счет объединения нескольких пехотинцев в единую структурную единицу и наделения последней массой усиливающих свойств, что позволило соблюсти баланс реалистичности, насколько это вообще возможно в фантастической игре.

Основу такой структурной единицы составляет формирование, получаемое из казарм (chapel-barracks). Изначально это всего два или четыре бойца, вооруженные легким, но достаточно мощным оружием. К ним можно сразу добавить еще столько же, просто щелкнув на соответствующей кнопке в панели управления отрядом. Обратите внимание, что юниты добавляются спустя некоторое время после нажатия кнопки и по одному, как будто их изготовляют в казармах на заказ, однако появляются они в отряде, где бы тот ни находился, материализуясь прямо из воздуха. Фантастика! В зависимости от возведенных на базе построек и проведенных военно-научных исследований к некоторым типам отрядов для повышения боеспособности можно добавить сержанта¹ (кнопка Rally); вооружить часть бойцов тяжелым оружием, как-то: огнеметы, плазмометы, пулеметы, ракетометы и т.п.; присоединить либо Аптекаря для лечения раненых, либо Героя, который одним своим присутствием будет поднимать боевой дух, а также добавит несколько уникальных свойств в арсенал отряда, либо дрона-разведчика — он увеличит радиус видимости группы, и т.д. Естественно, описанное касается только Космической пехоты; другие расы имеют схожую систему «модернизации».

«Экономическая модель» игры предусматривает набор стратегических очков и энергии. Первые производятся почти равномерно разбросанными по карте так называемыми strategic point, которые игрок (либо компьютер) должен захватить, чтобы получить с них материальную отдачу. Здесь сразу вспоминается гениальная Z. Принцип тот же — чем больше ресурсов у вас, тем меньше их у врага.

Искусственный интеллект в игре не совсем примитивен и даже позволяет отступать, когда запахнет жареным. Отдельно ст?оит упомянуть схему автоматического сохранения по завершении ключевых фаз миссии, что позволяет играющему практически не отвлекаться от боевых действий. Такая схема тем более оправданна, что в Dawn of War не предусмотрена клавиша quick save (быстрого сохранения).

Весьма приятное впечатление оставляет графический «движок», несмотря на несколько затянутые и скучноватые скриптовые сценки между миссиями. Масштабирование позволяет рассмотреть обитателей вселенной Warhammer в мельчайших подробностях — Games Workshop должна быть довольна. А игровая анимация, пожалуй, не уступит лучшим образцам мультипликационного искусства. К тому же все это хозяйство весьма демократично к аппаратным ресурсам.

В общем, игра заслуживает оценки в 99 баллов из 100, а впрочем, по большому счету, и один-то балл можно у нее не отнимать.


¹Сержанта можно добавить только к некоторым типам отрядов.


Warhammer 40000: Dawn of War

Системные требования: Pentium III-1400 или аналогичный AMD (рекомендуется Pentium 4-2200 или эквивалент), 256-Мбайт ОЗУ (для многопользовательской игры необходимо 512 Мбайт); совместимая с DirectX 9.0b видеоплата с 32-Мбайт ОЗУ (рекомендуется GeForce3/Radeon 8500, 64-Мбайт), 1,8 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP.
Разработка: Relic Entertainment
Издание: Game Factory Interactive/«Руссобит-М»