В конце октября в Москве прошла конференция «Образование в 21 веке», организованная корпорацией Microsoft. Круг ее участников был весьма широк, охватывая ряд известных компаний, например Intel, Hewlett-Packard, SoftLine, «Крок», Digital Design, а также Академию «АйТи», ведущие вузы страны — МГУ, НГУ, МГТУ, Владимирский ГУ, ГУ-ВШЭ, Кибернетический центр Томского политехнического университета и университета Ньюкасла на Тайне (Великобритания) и государственные организации — Федеральное агентство по образованию РФ и Центр ИТ и систем органов исполнительной власти.

Начальник управления ФА по образованию РФ А.В. Карпов представил состояние дел по развитию единой образовательной среды (РЕОС), создаваемой в рамках ФЦП «Электронная Россия». Первые три этапа РЕОС прошли в 2001—2005 гг. в условиях хронического недофинансирования, временами составлявшего 47%. Тем не менее теперь на один ПК в школах приходится примерно 80 учеников (тогда как вначале было 500), 10% школ России подключены к Интернету, создано 17 образовательных порталов и два депозитария информационных средств поддержки образовательных учреждений. Дальнейшие шаги по ФЦП РЕОС будут направлены на совершенствование контента и технологического обеспечения РЕОС и повышение качества образования и эффективности управления в образовательной сфере, в том числе на совершенствование экономических механизмов. Среди намеченных Президентом РФ В.В. Путиным приоритетов развития страны значится и образование. В связи с этим планируется создание эффективных образовательных ресурсов (ЭОР), что предполагает унификацию взаимодействия с ними на базе соответствующей архитектуры с едиыми требованиями и спецификациями, согласованными с международными стандартами. Приоритет будет отдан сетевым ЭОР, при создании которых регионы получат самостоятельность. По планам в ближайшие два года регионы получат 1250 мобильных классов-лабораторий, будет продолжена работа по подключению к Интернету, в том числе с использованием спутниковых каналов связи. ФА по образованию РФ открывает проект для оценки потребности в них регионов.

С докладом на тему «Microsoft и образование: партнерство ради будущего» выступила Ольга Дергунова, президент корпорации в России. Основная мысль ее доклада связана с перестройкой партнерства с уровня его организации на уровень содержания. В частности, необходим переход в поддержке образования на позиции национальных (российских) приоритетов.

Ольга Дергунова, президент корпорации Microsoft в России

Вот как О. Дергунова охарактеризовала эти приоритеты.

  • Уделение внимания проходящей в стране информатизации образования. Так, для информатизации хозяйственной деятельности вуза Microsoft предлагает свои продукты Navision, а для поддержки учебного процесса - набор программ MS Learning Gateway, MS Class Server, Learning Network Manager и Learning Essentials for Office. На их базе компания IBS создала корпоративный портал для ГУ-ВШЭ, а на факультете менеджмента в СПбГУ разработана постановка задачи для собственной модели системы для налогового ведомства РФ.
  • Использование проектов по университетской сети для повышения качества преподавания благодаря новому оборудованию и поддерживающему его ПО. На факультете ВМиК МГУ разрабатывается сетевая организация работы преподавателя и студентов на базе планшетных компьютеров.
  • Повышение квалификации преподавателей путем распространения лучших методик подготовки курсов, с которыми можно познакомиться на ресурсе MSDN AA Curricula Repository. Проект MS IT Academy, охвативший в России до 200 партнеров, благодаря тренингам в учебных центрах компаний-партнеров позволяет преподавателям перейти от ИТ-знаний к ИТ-навыкам. Для этого используется междисциплинарный подход к применению ИТ в образовании с помощью серии материалов "Использование MS Office на уроках учителей-предметников" или курсов серии "Партнерство в образовании". Наконец, на портале "Сеть творческих учителей" с вами поделятся опытом лучшие преподаватели.
  • Развитие образования в России поддерживается Microsoft с помощью модернизации преподаваемых ИТ-дисциплин путем обновления учебных программ, введения новых специальностей (бизнес-информатика), а также создания специальных бизнес-моделей (MS IT Academy).

Стимулируется участие талантливой молодежи в конкурсах MS Imaging Cup или в регулярных конференциях, проводимых корпорацией Microsoft специально для студентов.

Проводятся отдельные акции, направленные на воспитание уважения к интеллектуальной собственности, а именно на использование только лицензионного ПО, — продажа продуктов Microsoft по сниженным ценам, например, School Agreement — всего по 200 руб. в год за одно рабочее место; проходят и другие акции: Campus Agreement, MSDN Academic Alliance, «Новая жизнь компьютера».

Среди прочих выступлений заслуживает упоминания доклад об «Информационной стратегии университета», цель которой — сделать университет в Ньюкасле на Тайне лучшим в Великобритании по оказанию ИТ-услуг, для чего в ИС предлагается использовать продукты компаний Microsoft, Oracle, SAP и др. В основе идеологии университетской ИС — принцип предоставления пользователю любого устройства в любое время в любом месте (customer-centric visions). Доклад «О стратегии компании Hewlett-Packard в области образования», понимаемого как продукт государственной системы, проходящий через всю жизнь члена общества, был прочитан А. Вышловым. Ему будущее видится в электронном обучении, что требует стратегической направленности ИТ на интеграцию процессов, доступ к ним и их трансформацию. Для этого предлагается управляемая среда обучения от Hewlett-Packard с гибкой инфраструктурой, возможностью виртуализации процессов, стандартизации ПО, серверов и систем хранения. Имеется ряд программ поддержки образовательных систем, в том числе безвозмездной для университетов и институтов. Создаются образовательные ресурсы HP Invent Center, HP High Tech Center (теперь и в Москве, с базой более 100 учебных курсов), руководимые специалистами корпорации и партнерами.

На секционных заседаниях были заслушаны выступления партнеров Microsoft, в которых они представили результаты успешных образовательных проектов.