Слава покупается ценой труда;

что легко дается, невысоко ценится.

Б. Грасиан

Так уж мы устроены, что нам непременно надо знать, кто из нас самый лучший, самый знаменитый, кого больше остальных любят, ценят и уважают. Хорошо это или плохо, я не знаю, но сейчас стало нормой жизни устраивать конкурсы и участвовать в них. «Ника», «Золотой орел», «Тэфи», «Золотой овен»... Каждый без труда узнает названия российских кинопремий. А вот награды мира музыки: «Овация», «Песня года», премия «Муз-ТВ», «Золотой граммофон». Ну а что же Интернет? Неужели в нем работают люди, которым чужд соревновательный дух? Нет и еще раз нет! В российской Сети также проводятся свои конкурсы, где ежегодно определяются объекты подражания и обожания на следующий год. Однако принцип «больше премий, хороших и разных», увы, здесь не работает и действует естественный отбор: одни конкурсы умирают, другие появляются на их месте. Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с наиболее уважаемыми премиями Рунета, немного порыться в их истории и попытаться понять, какими должны быть подобные мероприятия.

Национальная интернет-премия

Все началось с того, что в 1999 г. было объявлено о создании Российской Академии Интернета (www.academia.ru). Не успев появиться, академия учредила Национальную интернет-премию, ежегодно присуждаемую лучшим из лучших в русской Сети. Официальный сайт конкурса — www.nagrada.ru. Отсюда, собственно, и пошло второе название премии — «Награда.Ру» или просто «Награда».

Кстати, и академию, и «Награду» финансировало российское подразделение Intel, поэтому сначала конкурс назывался «Национальной Intel интернет-премией», т.е. упоминалось имя спонсора.

Даже несмотря на нарочитую помпезность, «Награда» несла в себе очень правильную идею. Дело в том, что все остальные конкурсы направлены «внутрь» Рунета: свои награждают своих. А «Награда» популяризировала и пропагандировала Сеть среди простых обывателей. Именно потому членами академии стали не только и не столько известные сетевые персоны, сколько люди из мира офлайна — Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, профессор Капица, кинорежиссер Кончаловский и др. Сразу же встал вопрос: правильно ли доверять судейство интернет-индустрии людям, мало что в ней смыслящим? Многим «сетевикам» это показалось несколько странным. В то же время, если бы в академии не было знакомых широкой офлайновой аудитории имен, а собрались лишь только алексы экслеры да артемии лебедевы, то такое мероприятие не вызвало бы особого интереса публики, не привлекло бы внимания телевизионщиков и газетчиков.

Церемония награждения Национальной премией проводилась в помпезной обстановке — то во МХАТе, то в столичных клубах «Точка» и «Министерство». Впрочем, это действо всегда вызывало ощущение, что совершается оно не ради Интернета, а ради чего-то совершенно иного, например, ради денег. Увлекшись пиаром и созданием ажиотажа вокруг премии, организаторы совершенно позабыли о более рутинных задачах. Многие участники и члены жюри неоднократно отмечали технические недоработки судейского процесса, а также непродуманность порядка проведения конкурса.

Спустя два года Intel отказалась от спонсорства. Поскольку интерес к премии не затихал, быстро нашлись новые «покровители» — «РБК», «Яндекс» и проч. Но и это не спасло ситуацию. Последней каплей стала четвертая церемония награждения. Ее подробности вспоминает Ася Патрышева, основатель и директор сервера Travel.Ru: «Очень не понравилась организация и толкучка с очередью у входа (церемония проходила в клубе «Министерство». — Прим. авт.). Еще не понравились какие-то непонятные развлекательные номера. А давать приз ресурсу, который к моменту награждения не обновлялся год или полтора (речь идет о «мертвом» сайте Espana.Ru, которому неожиданно отдали награду в номинации «Отдых и путешествия». — Прим. авт.), — это было сильным решением. Тот факт, что Espana.Ru сидела в соседних офисах с организатором конкурса, видимо, просто совпадение. Премия умерла — туда ей и дорога».

После церемонии состоялась прямая трансляция ток-шоу Дмитрия Диброва в эфире Первого канала, во время которой должен был найти своего обладателя приз зрительских симпатий (спецноминация «Веб Выбирает Вас»). Победитель из числа заранее отобранных лидеров определялся голосованием телезрителей в течение всей программы. Шоу вызвало бурю отрицательных эмоций. Ведущие были, мягко говоря, не в теме, а участники передачи оказывали давление на зрителей и даже позволяли себе впрямую агитировать за одного из номинантов. Словом, за два последних года «Награда.Ру» полностью себя скомпрометировала. Не оставалось сомнений в том, что это, скорее, шоу-бизнес и способ зарабатывания денег, нежели праздник Интернета. Так что никто не удивился, когда в начале 2004 г. было объявлено о прекращении существования Национальной интернет-премии, видимо, из-за отсутствия спонсоров на новый сезон.

Но что ни говори, а «Награда.Ру» все-таки была наиболее грандиозным интернет-конкурсом и сыграла положительную роль в деле развития Сети в России. Кроме того, она дала возможность всем желающим сделать выводы из чужих промахов. Хотя вполне возможно, «Награда» учтет свои ошибки и еще даст о себе знать. Поживем — увидим.

Бизнес-сайт

Еще одним мероприятием, безвременно почившим в бозе, стал конкурс «Бизнес-сайт», проходивший в рамках ежегодного фестиваля «Интернить» (www.internit.ru), который в течение продолжительного времени оставался, пожалуй, главным событием Рунета и ежегодно собирал в Новосибирске лучших специалистов ИТ-отрасли. В конкурсе могли участвовать сетевые проекты бизнес-направленности, онлайновые представительства различных компаний и всевозможные ресурсы, представляющие деловую часть российской паутины. Сайты знакомств и юмористические порталы к участию не допускались. Соответствовали рангу участников и номинации: «Корпоративный сайт», «Электронная коммерция», «СМИ в Интернете» и т.д.

Надо отметить, что «Бизнес-сайт» всегда проводился на достаточно высоком уровне, открыто и без какой-либо закулисной возни. Победителей выбирало компетентное жюри, но и рядовые интернетчики могли высказывать свое мнение. По итогам онлайнового голосования присуждался специальный приз «Общественное признание». Однако в 2002 г. не стало ни «Интернити», ни «Бизнес-сайта», поскольку не нашлось спонсоров, готовых оплатить все расходы, в том числе проезд и проживание в Новосибирске «московского десанта» (так называли группу москвичей — наиболее именитых участников фестиваля и членов жюри).

Увы, с тех пор конкурс больше не проходил ни разу. «Бизнес-сайт» был ярким примером успешного некоммерческого мероприятия, но, к сожалению, суровая реальность взяла верх. И здесь напрашивается такой вопрос: так ли необходима хорошему интернет-конкурсу недешевая «офлайновая составляющая» — церемония награждения с обязательным банкетом, призами и ценными подарками для победителей. Ведь всем понятно, что подобное мероприятие требует значительного финансирования, из-за отсутствия которого заканчивается крахом не только отдельная составляющая проекта, но и сам конкурс.

Между тем положительным имиджем «Бизнес-сайта» не преминули воспользоваться совершенно посторонние люди. В 2003 г. конкурс с аналогичным названием был учрежден сервером Russian Internet Content News (RICN.ru). Его организатором стал Ярослав Греков — личность, скандально известная в Рунете и вызывающая у большинства опытных интернетчков и журналистов, как правило, недобрую гримасу.

Достаточно взглянуть на сайт конкурса и состав участников, как становится ясно, что «рикновская» премия не имеет никакого отношения к премии «Интернити», настолько непрофессионально и даже небрежно она сделана. Отсутствие связи между ними подтвердил в личной переписке и сам господин Греков.

IT@Internet Awards

Мне уже слышится глас многоопытного читателя: «Быть не может, чтобы все отечественные интернет-конкурсы были такими кристально честными и объективными. Не верю!» И правильно делаете! Потому что была еще премия IT@Internet Awards (www.iawards.ru), которая указанными качествами как раз и не отличалась.

IT@Internet Awards заслужила скандальную славу

Этот конкурс организовало в прошлом году агентство «A.M.PR», входящее в состав Highway (www.highway. ru), известного в Рунете провайдера хостинг-услуг. Генеральным информационным спонсором премии выступил «Рамблер», среди прочих партнеров — служба рассылок Subscribe.Ru, портал «КМ-онлайн» (www.km.ru) и некоторые другие гранды.

Организаторы позиционировали IT@Internet Awards как профессиональную премию в области Интернета и ИТ-бизнеса. На рассмотрение принимались только самые качественные проекты в области электронной коммерции, веб-дизайна, системной интеграции, интернет-маркетинга, офшорного программирования и т.д. — всего по 16 номинациям.

Впрочем, в первый год вручение премии прошло ни шатко, ни валко. Многие из победителей узнали о том, что они участвовали в конкурсе, вообще лишь после подведения итогов. А сами итоги по некоторым номинациям выглядели так, будто судили IT@Internet Awards дилетанты.

В 2004 г. вокруг этого мероприятия и вовсе разразился скандал. Сначала было объявлено о том, что премия отменена, а потом эту информацию опровергли организаторы. Тем интернет-СМИ, которые успели опубликовать статьи о закрытии IT@Internet Awards, выдвигался ультиматум: либо они публично опровергают приведенные сведения, либо администрация премии подает на них в суд.

Дальше — больше. Стало известно, что призовые места в конкурсе активно распродаются всем желающим по цене от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Более того, были даже введены новые номинации, призванные «обслуживать интересы» определенных ИТ-компаний и проектов, согласившихся заплатить за победу в них.

IT@Internet Awards мгновенно стала предметом многочисленных слухов и пересудов. Положение усугублялось еще и тем, что ответственный руководитель конкурса, некто Вадим Крутицкий, упорно скрывался от журналистов, не давал никаких комментариев, а его имя и фамилия никому ни о чем не говорили. Крутицкого никогда раньше никто не видел лично. Оказалось, что даже со спонсорами он всегда общался по телефону или e-mail. А в тех случаях, когда личная встреча была необходима, вместо Крутицкого на нее почему-то всегда являлся уже известный нам Ярослав Греков. Да, это его стиль. Несомненно, никакого Крутицкого никогда и не существовало, а был только Греков, долгое время искусно скрывавшийся под чужой маской. Однако история на этом не закончилась. Она получила продолжение в традиционном уже скандальном стиле. В июле 2004 г. на сайте интернет-аукциона Молоток.Ру появился лот, в котором Вадим Крутицкий выставил на продажу IT@Internet Awards, точнее, «бренд, сайт, права на проведение в 2005-м и следующих годах, а также комплекс услуг и конфиденциальной информации, связанных с премией». Стоимость лота была установлена в размере 100 тыс. долл. Как и следовало ожидать, ни одной заявки на покупку так и не поступило. В общем, дальнейшая судьба премии остается неизвестной.

Web-признание

До сих пор мы говорили о наградах, присуждаемых людям и сайтам, получившим широкую известность и добившимся большой славы. Но ведь в Интернете работают не только профессионалы, да и сам Интернет состоит не из одних грандиозных проектов. Есть еще домашние страницы, столь непохожие друг на друга. И ведут их разные и по-своему уникальные люди. Было бы очень несправедливо, если бы их труд остался без внимания. Конкурс «Web-признание» (www.priznaem.ru) как раз и создавался для того, чтобы объединить под одной крышей всех авторов домашних страниц.

«Web-признание» совершенно не похоже на все остальные конкурсы. Мероприятие это очень демократичное, открытое для всех желающих, по-домашнему уютное. И естественно, совсем не коммерческое. Его организатором стала москвичка Оксана Сакович, автор интернет-портала «8я. Клуб многодетных семей» (www.8ya.ru) и мать семерых детей.

Принцип проведения конкурса также сильно отличается от прочих. Фактически «Web-признание» длится нон-стоп, 365 дней в году. Участники устанавливают на своих «хомяках» баннер конкурса, ведущий на форму для непрерывного голосования. Еженедельно и раз в три месяца определяются лидеры — сайты, которым досталось больше всего голосов аудитории Рунета за указанный промежуток времени. Лидер может установить у себя на странице специальный значок, свидетельствующий о победе. Кроме того, ссылка на лидера появляется на сервере «Web-признания», что создает ему дополнительную рекламу.

Каждый год жюри конкурса оценивает участников «Web-признания» и определяет победителя, награждаемого в торжественной обстановке.

В составе жюри замечены многие известные личности Рунета, такие как, например, Алекс Экслер — сетевой писатель, публицист и критик. Большой противник всяких интернет-конкурсов и соревнований, о «Web-признании» он отзывается положительно. «Одно дело, когда какие-то господа помпезно спонсируют победу своих сайтов, другое — когда речь идет о личных страницах, делающихся на голом энтузиазме», — озвучивает свою точку зрения Экслер.

К сожалению, «Web-признание» также лихорадит. На момент написания статьи сервер конкурса был недоступен. Единственное объяснение звучало так: «Извините, сайт на реставрации в связи со сменой концепции проекта». Когда и чем закончится эта реставрация и в какую сторону поменяется концепция, остается загадкой. Да и связаться с организаторами конкурса, увы, не удалось. Остается лишь ждать и надеяться, что «Web-признание» не постигнет участь «Награды.Ру» и «Бизнес-сайта». Очень бы этого не хотелось.

«Золотой сайт»

Тут снова я слышу голос уважаемого читателя, на сей раз уже печальный: «Ну неужели нет в Рунете ни одного живого конкурса?» Отвечаю: к счастью, есть, и не один, а целых два... Во-первых, «Золотой сайт» (www.goldensite.ru). Среди всех это, пожалуй, единственный пример успешного сочетания хорошей организационной политики, объективного судейства и грамотного маркетинга.

«Золотой сайт» пользуется огромной популярностью у сетевого сообщества

Церемонии награждения «Золотого сайта» проводятся с 1998 г., в общем, данный конкурс — старейший в русскоязычной Сети. В состав оргкомитета входят несколько крупных компаний ИТ-рынка и веб-индустрии. Спонсорскую и информационную поддержку оказывают Corbina Telecom, Mail.Ru, SpyLOG, ИД «Коммерсантъ», Yтро.Ru и др. Так что особых проблем с финансированием у организаторов не возникает. Подтверждает данный факт и тот размах, с которым проводится конкурс в последние годы. Так, последняя церемония награждения проходила в большом зале Центра международной торговли на Красной Пресне в Москве. Победители получали из рук знаменитостей награды конкурса — статуэтки «Золотой кибермастер». Заслуживает отдельного рассказа и принцип проведения конкурса.

Вы, должно быть, уже обратили внимание на то, что практически любая интернет-премия включает в себя возможности онлайнового голосования и дает право высказать свое мнение всем желающим. Между тем любое из таких голосований сопряжено с большой вероятностью его накрутки, и не только из-за программных ошибок. Сам принцип голосования, к которому имеет доступ неограниченная аудитория, на мой взгляд, ущербен. Судите сами. Каждый сайт имеет свою постоянную аудиторию и армию поклонников. У кого-то она меньше, у кого-то больше. Но победителем в результате может выйти номинант, лучше информирующий свою аудиторию о возможности проголосовать. Какие-либо объективные факторы оценки здесь отсутствуют напрочь. Аутсайдер может выиграть у фаворита. И такие казусы уже неоднократно случались.

На мой взгляд, определять победителей в подобных мероприятиях должен ограниченный (но беспристрастный!) круг экспертов из числа профессионалов электронного бизнеса, сетевых журналистов и т.д. Так вот, в «Золотом сайте» победителей определяет именно экспертная комиссия, а также весьма «звездное» специальное жюри. В его работе в разное время принимали участие Татьяна Желонкина (директор по маркетингу «Рамблера»), Максим Кононенко (главный редактор Dni.Ru), Никита Шерман (директор по развитию Begun.Ru), Анна Артамонова (вице-президент Mail.Ru), Соня Соколова (главный редактор и идейный вдохновитель Zvuki.Ru), Андрей Кузин (руководитель проекта «3Dnews») и др.

Сам конкурс состоит из нескольких этапов и обычно растянут на полгода. Сначала каждый член экспертной комиссии формирует свой список победителей таким, каким он его видит. Затем мнения суммируются и определяются финалисты, из числа которых жюри впоследствии и выбирает победителей в каждой номинации.

Обслуживание такой сложной системы было организовано на должном уровне. Все манипуляции эксперты производят в онлайновом режиме в персональном разделе сайта. Там же им доступны текущая статистика и форум для обсуждения участников. По общему мнению, в технологическом отношении «Золотой сайт» среди всех российских конкурсов продвинулся наиболее далеко.

Впрочем, при всей своей положительности он также не обошелся без неприятной коммерческой примеси. С 2002 г. все желающие получили возможность оплачивать свое участие в конкурсе и пользоваться некоторыми привилегиями. Как было заявлено, полученные деньги идут на оплату работы экспертной комиссии. Остается неясным, почему богатые и именитые спонсоры «Золотого сайта», устраивая конкурс с таким размахом, не предусмотрели средств для оплаты работы экспертов, у которых — что вполне понятно — просто не хватает сил и времени для бесплатного выполнения огромного объема работ в рамках конкурса. Впрочем, платное участие, как заявляют организаторы, никак не влияет на итоговое распределение мест и беспристрастность жюри.

РОТОР

Лично я считаю РОТОР (www.ezhe.ru/rotor/) самым «правильным» конкурсом из всех существующих в российской Сети. Он был организован по инициативе ЕЖЕ-движения — сплоченного коллектива профессионалов Интернета: сетевых писателей, журналистов, бизнесменов и просто энтузиастов. Все они имеют в своем активе успешно реализованные интернет-проекты и, безусловно, могут точно оценить результаты чужой работы и творчества.

РОТОР: профессионалы награждают профессионалов

Ежегодно участники ЕЖЕ путем закрытого голосования определяют победителей в нескольких десятках номинаций. Каждый год случается так, что некоторые номинации не находят своих победителей, т.е. победу одерживает пункт «Против всех». Это было бы совершенно недопустимо в помпезных коммерческих конкурсах. Но для профессионального и честного конкурса — вполне нормально. Потому что если и существует в природе абсолютная объективность, то, без сомнений, результаты РОТОРа — наиболее объективная и адекватная оценка событий, произошедших за год в Рунете.

РОТОР — конкурс довольно консервативный. Чтобы убедить жюри в том, что именно его проект в этом году достоин победы, номинанту-новичку нужно очень постараться. Просто так здесь призовые места не присуждают. Кроме того, в РОТОРе никогда не бывает церемоний награждения, а победителям не вручают награды. Да это и не нужно, разве признание и уважение коллег по цеху — не самый достойный приз?

«РОТОР — это вечный двигатель. Его сила в неиссякаемом интеллектуальном потенциале подписчиков дискуссионного mail-листа Международного союза интернет-деятелей ЕЖЕ. Благодаря их избирательному вкусу и искушенному взгляду на Сеть результаты РОТОРa заслуживают внимания, а победы — почета», — говорит о своем детище бессменный руководитель конкурса Александр Малюков.

Webby Awards

Такая «пружинка» вручается победителям Webby Awards

В начале статьи было сказано, что речь в ней пойдет только об отечественных интернет-конкурсах. Однако не сказать о Webby Awards означало бы не показать уважаемому читателю, какими должны быть подобные мероприятия и чему следует поучиться их организаторам в России.

Webby Awards (www.webbyawards.com) — самый известный конкурс глобальной Сети. Его называют «Оскаром» от Интернета. Стать в нем победителем — значит, получить всеобщую известность и славу. Webby уважают, он практически идеален с точки зрения концепции и заложенных в него принципов. Его организация, как всегда, по-американски безупречна, а оценки — объективны. Впрочем, об объективности можно говорить только с одной важной оговоркой. Webby проводится в США, и это неизменно накладывает свой отпечаток: в конкурсе, как правило, участвуют и побеждают американские проекты.

Впервые премия вручалась в 1997 г., ее организатором выступило американское издание The Web. Потом журнал закрылся, а Webby осталась и перешла под эгиду Международной академии цифровых наук и искусств (IADAS). Да-да, в США также есть своя интернет-академия, и академиков в ней несколько сотен, среди которых Винт Серф, один из создателей Web, известный музыкант Дэвид Боуи, певица Бьорк и глава Oracle Ларри Эллисон.

Webby Awards — «Оскар» от мира Интернета

В 1998 и 1999 годах PC World являлся одним из информационных спонсоров премии и активно освещал события, происходящие в рамках Webby. Кроме того, в составе академии, которая судит Webby, есть несколько редакторов и журналистов издания. Сейчас в Webby включено 30 номинаций, разделенных в основном по «отраслевому» принципу: «Лучший музыкальный ресурс», «Лучший новостной ресурс» и т.д. В каждой номинации представлено по пять претендентов, из которых IADAS выбирает победителя. Одновременно с оценкой экспертов свое мнение выражает и общественность путем свободного голосования. Поэтому в каждой номинации Webby по два победителя: один — от организаторов, другой, как говорится, от народа. Иногда мнения совпадают, но чаще — нет.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в Webby нет номинаций вроде «Человек года» или «Лучший дизайн». Для нас это было бы вполне нормально, но для западного Интернета подобные номинации — архаизм. Претендентов здесь оценивают по сумме всех показателей, справедливо считая, что только их совокупность дает на выходе по-настоящему хороший проект. Возможно, к этому придем когда-нибудь и мы.

Результаты Webby, как правило, ожидаемы, ибо явных лидеров в том или ином направлении интернет-индустрии всегда немного. Именно поэтому Google, различные проекты BBC, Amazon, LiveJournal, сетевой журнал The Onion остаются в числе победителей конкурса на протяжении уже многих лет. Такое постоянство, однако, интереса к премии не подрывает, потому что Webby — действо очень стильное и необычное. Его организаторы делают все, чтобы неизменно удивлять своим нестандартным подходом. Во всем чувствуется новаторство. Так, победители могут сказать благодарственную речь, но... не более чем из пяти слов. Да и приз, который они получают на церемонии награждения, более чем оригинален. Это не какая-нибудь лошадь с крыльями или три пресловутые золотые буквы «W», а статуэтка в форме... пружины, нарочито невзрачная, но очень и очень символическая.


Когда этот номер готовился к печати, стало известно, что IT@Internet Awards в следующем году будет-таки проводиться, причем уже в третий раз. Как заявлено, инициатором выступит «сообщество независимых дизайнеров и профессионалов в сфере ИТ-индустрии». Кто именно входит в сообщество, остается неясным, но информационную поддержку конкурсу в 2005 г. будет оказывать широко известный в Рунете сервер рассылок Subscribe.Ru, а кроме того, информагентство «Алгоритм», украинский (?!) интернет-сайт Marketing Mix и пермский центр научно-технической информации. Чем будет отличаться третья по счету IT@Internet Awards от мероприятий предыдущих лет, пока неизвестно, однако в качестве председателя оргкомитета премии снова называется Вадим Крутицкий. Это наталкивает на мысль о том, что либо организаторы не делают выводов из собственных ошибок, либо прошлогодний маскарад с продажей призовых мест действительно оказался прибыльным делом, которое теперь хотят повторить.


Перлы Webby Awards

Webby Awards — мероприятие веселое. А интернетчики (даже западные) — люди с юмором. Когда две эти составляющие находят друг друга, то получается весьма оптимистическая смесь. Ниже представлены несколько наиболее искрометных шуток призеров Webby в стиле «благодарственная речь из пяти слов».

  • Журнал The Onion (www.theonion.com, номинация «Юмор»): «Они сказали, я могу только...», а вот еще: «Рекламодателям просьба звонить Филу Мейеру».
  • Представители Microsoft Windows Update (номинация «Техническое достижение»): «Я обновляюсь, следовательно, я существую».
  • Donnie Darko (www.donniedarko.com, номинация «Кинематограф»): «Спилберг, дай нам денег!»