Отшумела череда праздников, приходящихся на начало года, и, вернувшись к своим персональным компьютерам — кто для работы, а кто и в поисках новых развлечений, самое время задуматься: что же ждет нас впереди? Что привнесут в нашу жизнь новые мультимедийные технологии?

Цифровое видео

Основные события в области цифрового видео еще впереди. С одной стороны, компьютерные компании лихорадочно осваивают Internet. Их привлекает громадный потенциал «Всемирной паутины» в качестве единой телевещательной и информационной площадки. Так, Билл Гейтс инвестирует миллионы долларов в цифровое вещание и построение сетей нового поколения, America Online приобретает Warner Brothers, Pinnacle Systems последовательно скупает одну компанию за другой: Truevision (крупный разработчик цифровых видеомонтажных систем), подразделение видеосерверов Hewlett-Packard... — список можно продолжать. С другой стороны, стремительно растет качественный уровень современных мультимедийных ПК, которым в ближайшем будущем предстоит обеспечить выход в новый мир интерактивного телевидения. Уже сейчас они позволяют воспроизводить видео и слушать звук с качеством DVD, смотреть интерактивные 3D-ролики и блуждать по виртуальным мирам. Осталось добавить аппаратные средства для разработки мультимедийного содержания (особенно видео), и можно начинать свой собственный проект, призванный привлечь внимание многомиллионной аудитории...

Дешевеют и совершенствуются компьютерные ТВ-тюнеры. Сейчас эти платы выпускаются для шины PCI, но скоро ожидаются модели во внешнем исполнении для USB. Среди новых функций стоит отметить широкоформатный прием (16:9), поддержку стереозвука, телетекста, обязательное наличие дистанционного пульта управления, прием сигнала с внешнего видеооборудования и передача его в Internet или по локальной сети. На этом фоне постепенное внедрение в широкий обиход систем для видеоконференций с приходом Windows 2000 и Office 2000 кажется уже неизбежным.

В обилии представлены на рынке видеомонтажные системы — от недорогих плат для ввода-вывода и редактирования видео с качеством VHS/Hi8 до профессиональных студийных комплексов, поддерживающих форматы DV/DVCAM, Betacam и SDI. Основная тенденция, объединяющая все эти продукты, — интеграция в них обработки 2D- и 3D-спецэффектов в режиме реального времени и поддержка цифровых форматов. Так что грань между «домашним» и «профессиональным» оборудованием, как и в случае звукозаписывающих студий, постепенно размывается.

IEEE 1394 (FireWire) и DV-оборудование

Рынок домашних и полупрофессиональных видеосистем развивается бурно. Дешевеет и совершенствуется цифровое оборудование Digital-8 и mini-DV, все более доступными становятся специализированные платы для цифрового монтажа видео — уже есть хорошие предложения по цене менее 300 долл. Производители начинают устанавливать на системные платы контроллеры IEEE 1394 (FireWire), и, видимо, уже в недалеком будущем возможности ввода-вывода и редактирования видео будут реализованы в каждом мультимедийном ПК (сейчас ими обладают многие модели компьютеров Vaio компании Sony). Имея качественно записанный с DV-носителя видеоматериал, пользователи смогут сохранять его в MPEG-2 на DVD-R, а значит, открываются новые горизонты для творчества.

DVD

DVD наконец-то начинает обживать массовый рынок. Эксперты прогнозируют в этом году рекордные продажи как бытовых плееров DVD, так и компьютерных дисководов и мультимедийных комплектов DVD-ROM. Кинокомпании рапортуют о быстро растущем сбыте DVD-фильмов. Производители периферийного оборудования предлагают все более разнообразные устройства для работы с DVD: дисководы DVD-RAM и DVD-R, платы для записи DVD-видео и DVD-звука, системы объемного звучания и т. п. Одним словом, DVD вошло в моду. Пора подумать и о собственном домашнем театре на базе ПК или стационарного аудио- и видеооборудования.

Цифровое фото

Цифровая фотография стала, пожалуй, одной из самых востребованных технологий этого года. Все компании, производящие обычные фотоаппараты, спешат предложить оригинальные цифровые модели. Никого уже не удивишь поддерживаемым разрешением в 1600x1200 точек, добротными объективами с оптическим увеличением, компактным дизайном и сменными картами памяти большого объема. Все это только начало. Цифровые фотоаппараты становятся функциональней и качественнее — на подходе 3-мегапиксельные модели, быстрый интерфейс USB для передачи данных с камеры на компьютер, усовершенствованные режимы автоматической съемки и профессиональная оптика. Кроме того, наконец-то появились цифровые видеокамеры с интегрированным цифровым фотоаппаратом. Судя по всему, большую роль в развитии цифровой фотосъемки сыграет новый формат карт памяти MemoryStick, продвигаемый компанией Sony. Он позволяет сохранять на миниатюрный модуль размером с пластинку жвачки (и весом 4 г) до 128 Мбайт и более. О масштабах приобщения пользователей к цифровой фотографии можно судить по тому, что Kodak и Konica рассматривают варианты переоборудования своих фотоцентров для печати снимков с цифровых носителей.

Графические акселераторы

Компьютерные игры стали главной причиной постоянного роста спроса на более совершенные графические акселераторы. Сегодня это одна из самых быстро и динамично развивающихся областей электронной индустрии: модельный ряд сменяется в среднем раз в полгода—год, и каждое новое поколение 3D-плат обеспечивает все более высокий уровень визуализации в очередных играх. Разработчики графических микросхем (3Dfx, ATI, nVidia, S3), перегоняя друг друга, внедряют новые функции и наращивают их производительность, но долго удержаться в лидерах никому не удается. Технологии, которые используются в серийных 3D-акселераторах, пару лет назад встречались только в самых дорогих профессиональных графических платах: многопроцессорная архитектура, геометрические сопроцессоры, аппаратная поддержка всех функций Open-GL, объем ОЗУ от 32 Мбайт и выше... Судя по всему, в недалеком будущем игровые миры визуально и по количеству спецэффектов будут мало отличаться от сегодняшних голливудских блокбастеров и благодаря технологиям виртуальной реальности обеспечат впечатляющую реалистичность при погружении в игровой процесс. Но пока не стоит торопиться с покупкой самых новых и самых дорогих моделей. Держась на шаг позади прогресса, вы сэкономите приличную сумму денег и не окажетесь в роли вынужденного бета-тестера «сырого» продукта: и «железа», и драйверов.

Дисплеи

Аналоговые мониторы, похоже, постепенно уступят место цифровым ЖК-дисплеям. Цифровой интерфейс обеспечивает более четкое по сравнению с аналоговым сигналом изображение и не подвержен сторонним помехам и наводкам. Кроме того, он более удобен для реализации различных сервисных функций и Plug & Play. Преимущества плоских ЖК-дисплеев не надо даже рекламировать — они компактней, более комфортны и эстетичны, не излучают, не требуют настройки геометрии и сведения, не бликуют. Единственным их недостатком являются высокие цены, но вряд ли они пока будут быстро снижаться.

Цифровой звук

Что касается звуковых плат, то события в этой области развиваются значительно спокойней, чем, например, в мире графических акселераторов. От былого обилия разработчиков и моделей не осталось и следа. В категории до 200 долл. обратить внимание можно всего на несколько конкурирующих звуковых плат: семейство Sound Blaster Live! компании Creative, платы на базе Vortex-2 (их производят компании Aureal, Turtle Beach Systems) и платы на базе нового DSP-процессора компании S3 (Terratec SoundSystem DMX, Diamond MX-400). Все они работают на шине PCI, обеспечивают хорошее качество звучания и полный набор требуемых функций. Стандартом де-факто стали два аудиовыхода для подключения четырех колонок (для объемного звучания), возможность добавления цифровых входов и выходов (S/PDIF, оптика), самостоятельная обработка (без обращения к ЦП) большого числа аудиоканалов, задействованных в современных играх. Вряд ли эти принципы претерпят серьезные изменения в ближайшие два года. За счет оптимизированной архитектуры и малого набора элементов современные звуковые платы на шине PCI достигли чистого звучания и хорошего соотношения сигнал/шум (более 90 дБ). Для игр разрядность ЦАП/АЦП уже не имеет большого значения. Как правило, это 16- или 18-разрядные платы, а в скором времени, наверное, появятся 20- и 24-разрядные.

Совсем иначе обстоит дело со звуковыми платами, ориентированными на профессиональные мультимедийные и музыкальные задачи. Для них поддержка 24 бит и 96 кГц стала, по сути, уже стандартной. Драйверы должны быть оптимизированы для DirectX, ASIO (Cubase) и Gigasampler. Совместимость с Gigasampler очень важна, так как эта программа для загрузки и воспроизведения звуков (семплов) позволяет превратить компьютер в мощнейший синтезатор с безграничным выбором новых звуков и спецэффектов. Многоканальные системы обеспечивают запись нескольких аудиоканалов одновременно в режиме реального времени. Приобретая такие системы, профессионалы предпочитают модульный подход, дополняя многоканальные платы с поддержкой формата ADAT внешними цифроаналоговыми конвертерами с необходимым количеством входов и выходов. Обычно на плате уже имеются расширяемый MIDI-интерфейс, средства синхронизации WordClock и цифровые входы и выходы S/PDIF (и/или оптика). При стоимости менее 1000 долл. подобные системы позволяют легко сконфигурировать профессиональную звукозаписывающую студию на базе обычного мультимедийного ПК.

Есть ли альтернативы ПК?

Сейчас этот вопрос начинают задавать все чаще. Ведь несмотря на все преимущества, привычные «персоналки» сохранили и ряд недостатков, заставляющих некоторых пользователей искать варианты «попроще». Во-первых, даже при постоянном снижении цен ПК, укомплектованный монитором, средствами мультимедиа, модемом для выхода в Internet и лицензионным ПО, остается довольно дорогой «игрушкой», стоящей, как правило, около 1000 долл. Конечно, за такие деньги вы приобретаете универсальный инструмент для работы и развлечений, но многие функции остаются невостребованными, и вполне естественно желание сэкономить. Для игр, например, можно купить новую игровую ТВ-приставку Sega Dreamcast, которая всего за 250 долл. предоставит в ваше распоряжение дисковод CD-ROM, мощную звуковую систему и синтезатор, графический 3D-акселератор класса 3Dfx Voodoo-3 с 16-Мбайт ОЗУ, до четырех цифровых джойстиков, встроенный 56К-модем и ОС Windows CE с браузером. Подсчитайте, во сколько обойдется аналогичная модернизация обычного ПК!

Во-вторых, настольный ПК никак не может претендовать на компактность, поэтому спрос на портативные органайзеры, предназначенные для ведения персональных баз данных, обмена информацией и доступа в Internet, будет только расти. Эксперты предсказывают бурное развитие идеи так называемого «персонального мобильного офиса», в котором будут интегрированы сотовая связь, Internet и приложения для работы с текстом, электронными таблицами и базами данных.

Третья причина, побуждающая многих искать альтернативу современным ПК, — это стремление к удобству и легкости эксплуатации. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашего обихода, но многие неискушенные в компьютерах «новички», возможно, предпочтут бесконечным переустановкам Windows и конфигурированию периферии более простые в освоении устройства. Эту тенденцию подтверждает успех нового семейства iMac, ее развитие доказывают все последние компьютерные выставки, где были представлены самые разнообразные технологии, призванные упростить внедрение Internet в домашний обиход.

Игры

Без преувеличения наше время можно назвать эпохой трехмерных игр. Постоянное совершенствование 3D-акселераторов и программных технологий обеспечит в ближайшие годы беспрецедентное развитие этой отрасли. Но сколь хорош ни был бы искусственный интеллект компьютера, самое интересное будет происходить в многопользовательских игровых мирах в Internet. Возможность противостоять «живым» персонажам в режиме реального времени всегда была очень привлекательна для игроков, а успех первых онлайновых игр Ultima (компании Origin) и EverQuest (Sony) подтвердил перспективность этого направления. Каждый найдет себе виртуальный мир по вкусу, будь то звездные войны или рыцарские междоусобицы, фантастика или фэнтези. Вряд ли поддерживать столь масштабные проекты будет под силу маленьким командам независимых разработчиков, и создание новых игр окончательно встанет на конвейер, аналогичный Голливуду.

Об авторе

Александр Куриловедущий рубрики «Мультимедиа». Контактный телефон: (095) 158-53-86, e-mail: azazello@online.ru, http://www.mpcdigest.ru


В домашних тапочках в кино

Модернизировать домашний компьютерный и аудиовидеопарк для просмотра DVD-фильмов совсем не сложно. Например, в моем распоряжении был телевизор, бытовой музыкальный центр со встроенным декодером Dolby ProLogic и двумя колонками, ПК с обычным дисководом CD-ROM и звуковой платой Turtle Beach Montego-II Plus. Я установил комплект Creative DVD-Kit 6X с MPEG-декодером Dxr-3, подключил его к ТВ с помощью кабеля SVHS и к музыкальному центру через цифровой интерфейс S/PDIF, докупил еще две недорогие тыловые колонки — и уже через 15 минут смотрел DVD-фильм с объемным звучанием Dolby Surround. Компьютер выступал в качестве DVD-плеера. Конечно, это не полноценный Dolby Digital 5.1, для которого надо покупать дорогостоящий усилитель с соответствующим декодером, но явный шаг вперед от обычного стерео. Уверен, скоро появятся звуковые платы с аппаратным декодером Dolby Digital и графические акселераторы с декодером MPEG-2 «на борту», что сильно удешевит и облегчит процесс конфигурирования «домашнего кинотеатра» на базе ПК.


Останови мгновение — в цифре!

В Новый год я вместе с друзьями сделал более 200 фотоснимков с помощью компактной 2-мегапиксельной цифровой фотокамеры Sony, впервые не заботясь о числе оставшихся кадров на пленке и затратах на проявку и печать. С помощью ЖК-дисплея мы видели получающийся ракурс снимка, имели возможность удалить и переснять неполучившиеся кадры или коллективно оценить особенно удачные находки. Затем полученные фотографии были растиражированы на записываемых CD-дисках и розданы всем участникам торжества. Лучшие снимки я позже распечатал для себя на цветном фотопринтере Epson Stylus Photo 750, кое-что даже подретушировав.