Оболочка и содержимое

В цикле рассказов О. Генри "Деловые люди" два симпатичных жулика в поисках заработка постоянно ездят из одного штата в другой. В Нью-Йорке происходит поучительный случай: купленная с целью перепродажи в антикварной лавке за 2000 долларов картина Леонардо да Винчи "Досуг любви" оказалась репродукцией, к тому же продававшейся во всех универсальных магазинах. И стоила она вместе с рамкой 3 доллара 48 центов, причем рамка продавалась отдельно несколько дороже картины.

Эта ситуация в определенной степени напоминает ту, которая сложилась сегодня на рынке картографических информационных услуг, что подтверждается примерами. Но сначала перечислим возникающие вопросы.

Есть ли связь между стоимостью изображения (картины) и стоимостью рамки? И даже шире - между собственно продуктом и тем, что его украшает, обрамляет и помогает воспринять. И если есть, от чего она зависит?

В разных областях, как показывает жизнь, складываются совершенно разные соотношения, не всегда, казалось бы, справедливые. Наверное, это было бы незаметно, если бы не новые экономические условия. Возможно, с помощью тонких рассуждений о продукте и прибавочной стоимости кто-то и объяснит неизбежность и объективность действующих законов распределения.

Электронная картография и ГИС-продукты появились на российском рынке совсем недавно, и это вызвало два вопроса: какова конкурентоспособность российских производителей ГИС-пакетов в условиях стабильного давления со стороны зарубежных и отечественных фирм с уже утвердившейся прочной репутацией и какие факторы следует принимать в расчет при анализе перспектив их развития? Ответить на них вряд ли поможет рассмотрение экономических триумфов и поражений зарубежных флагманов информационного или любого другого бизнеса. В стране, где объем валового национального продукта не растет, а средняя зарплата хоть и повышается, но не всегда выплачивается, с неуловимой быстротой возникают и расцветают, а затем непредсказуемо разоряются фирмы и банки с огромными уставными фондами, вряд ли можно кого-то потрясти сообщением, что та или иная зарубежная корпорация на 3,5% расширила или сократила принадлежащую ей долю рынка в своей категории продуктов, а уж испугать последствиями подобных событий на российском рынке тем более трудно.

Картографические справочные услуги

Картография имеет очень древнюю историю и развивалась одновременно с наскальной живописью. Несомненно, некоторые элементы картографии можно отнести к изобразительному искусству. Видимо, именно поэтому карты и глобусы выставляются в музеях и украшают жилища. Но на этом их сходство и заканчивается: картографические объекты обычно реальны. Они с течением времени могут изменяться, перемещаться и даже исчезать. Требования к их пропорциональности и точности вследствие сугубо практического использования совершенно иные, чем к живописи.

Хорошо известно, что точные, подробные и непротиворечивые картографические и атрибутные данные, полученные для различных проектов с привлечением средств компьютерной геоинформатики, могут стоить довольно дорого. Поэтому в ряде случаев приходится искать компромиссные пути снижения исходных требований к точности. Чтобы понять это, достаточно представить себе всю технологическую цепочку подготовки картографических баз данных: от съемочных работ на местности до записи на CD-ROM или другой носитель. Объемы данных при этом достигают сотен мегабайт.

Сегодня электронные справочники, тематика которых простирается от адресно-телефонных баз данных до музейных каталогов и туристических путеводителей, делают их хорошими помощниками как в учреждениях, так и дома. Довольно быстро выяснилось, что наборы данных в таких справочниках, в том числе картографический материал, могут распространяться отдельно от программных оболочек - они как бы отчуждаются от родительской платформы и становятся самостоятельным товаром благодаря стандартизации форматов и средств их конвертации.

В Америке и Западной Европе производство и распространение картографических наборов данных с различной степенью подробности стало мощной ветвью ГИС-технологий. Они распространяются государственными организациями, картографическими агентствами и частными фирмами. Стоимость данных, которые можно широко тиражировать, варьируя тематический подбор, оказывается вполне доступной. Яркий пример такого картографического набора - так называемые "файлы улично-дорожной сети". Информация о дорожной сети, которая хранится в реляционной базе данных, может быть отфильтрована по запросам, просмотрена на экране или выведена на плоттер либо принтер. В ГИС общего назначения эти файлы образуют как бы отдельный слой родственных объектов, подобно слоям "Населенные пункты", "Рельеф", "Гидрография", "Растительность" и т. д.

В 1990 г. американское Бюро переписи населения разработало тип улично-дорожных файлов TIGER (Topologically Integrated Geographic Encoding and Referencing), получивший широкое распространение. Эти файлы обеспечивают кодирование информации об адресах домов и других элементах, имеющихся на картах. Каждый квартал, переписной участок и другие географические объекты индивидуально пронумерованы. Наряду с переписными сведениями (номерами районов и участков) формат предусматривает хранение административных (кварталы, городские районы, границы графств, штатов, городов, избирательные округа) и почтовых данных (названия улиц, ранжирование адресов по правую и левую стороны улиц, почтовые индексы). Не забыта и топологическая информация: описание пересечений улиц, последовательностей линий, формирующих квартал или почтовый участок. Отведено место и для информации о гидрографии и железных дорогах. Благодаря универсальному формату программы эти данные можно было использовать по всей стране.

Безусловно, мощным толчком (финансовым и организационным) стало общенациональное мероприятие - перепись населения 1990 г.: единая основа и общегосударственный охват сразу сделали эти файлы с переписными сведениями предметом широкого спроса и стимулировали появление прикладных программ.

Отметим, что в США именно частные фирмы снабжают местные и федеральные органы власти обновляемой информацией по транспортной сети, а также генерируют новации в сфере решаемых задач, "приспосабливая" файлы местных улично-дорожных сетей к проблемам, стоящим перед управленческими структурами.

Дороги, которые они выбирают...

Автодорожная проблемно-ориентированная электронная картография, имеющая такую информационную основу, стала одной из актуальных и быстро развивающихся областей, а ее продукты пользуются постоянным спросом у современных западных бизнесменов, которые проводят в автомобиле значительную часть рабочего времени. Поскольку деловых людей очень раздражают потери времени в дороге из-за непредвиденных поворотов и тупиков, можно было сделать вывод, что компьютерная поддержка в бизнес-путешествиях - дело весьма перспективное. Очевидно, должны были появиться (и конечно же появились) системы автоматизированной поддержки, которые позволят чрезвычайно занятым автомобилистам с помощью портативных ПЭВМ быстро определять свое местоположение и решать: что нужно сделать в данное время в данном месте, куда следует дальше двигаться, где остановиться, починить или сменить автомобиль... Это значительно более сложная задача, чем решавшаяся еще в старину, в которой требовалось определить наиболее оптимальный путь из одного города в другой.

На рынке компьютерных услуг уже появились такие системы, например программно-аппаратные комплексы для автонавигации калифорнийской фирмы ETAK, отличающиеся повышенной точностью позиционирования. Они содержат информацию по классификации дорог (например, перечень улиц с односторонним движением), важные элементы городского ландшафта и другие подробности. ETAK предлагает использовать свою продукцию в транспортном планировании, маршрутизации и так называемых интеллектуальных системах транспортной навигации (Intelligent Vehicle Highway System - IVHS). Подобные продукты предлагаются и другими американскими и западноевропейскими фирмами. Десятки коммерческих фирм в США (например, Geographic Data, Mapinfo, Atlas Technology) и Европе (в частности, Pinpoint, Automobile Association, Bosch) производят, дорабатывают и распространяют различные автомобильно-навигационные компьютерные комплексы, включающие, помимо дорожных компьютеров, специализированные наборы данных и программы, устройства сопряжения с приборами глобального позиционирования - GPS и т. п.

По сути дела возник новый тип персональных компьютеров - автомобильно-навигационные. Перечисление и сравнение характеристик продуктов разных фирм заняло бы много страниц.

Интерес к автоматизации путеводительских функций проявился в туризме и автотуризме. (Стоимость наборов данных и здесь невелика.) Наряду с описанными выше средствами популярностью пользуются так называемые WayPoint-файлы, содержащие маршрутные данные для очень многих мест массового туризма. Они устроены достаточно просто: строка за строкой идут описания точек-ориентиров на земной поверхности, перемещаясь вдоль которых турист-путешественник не сможет заблудиться и в каждой из которых будет знать, куда нужно посмотреть. Точки-ориентиры имеют географические координаты, так что при наличии компьютера и картографической программы-оболочки можно определить свой маршрут движения, если вставить в порт сенсорную карту с GPS-приемником. При этом вы будете видеть свое местоположение на экране. В принципе аппаратура позволяет делать это в любую погоду и любое время суток.

Разумеется, уже появились отечественные аналоги автодорожных справочников. Для некоторых городов созданы картографические музейно-архитектурные путеводители. Обзор и сравнение таких систем - задача достаточно серьезная. Интересно было бы узнать, за счет чего, по мнению разработчиков, будут развиваться подобные проекты, если придется учитывать реальную себестоимость картографических наборов данных? При этом следует иметь в виду, что для России характерно не обилие вариантов автодорожных перемещений, а скорее их отсутствие. (Это не помешало автомобилю стать наряду с пейджером и некоторыми другими аксессуарами неким символом, чем-то вроде рыцарского меча.) К задержкам в пути у нас тоже отношение более спокойное, так что на совсем уж массовый спрос со стороны автомобилистов рассчитывать пока не приходится.

Как же все-таки прогнозировать свою деятельность и развиваться деятелям отечественной компьютерной картографии, не имеющим крупных целевых заказов? Какие факторы им следует учитывать? Можно привести ряд примеров, когда, казалось бы, достаточно хорошо задуманные настольные электронные атласы и справочные системы с минимальными требованиями к аппаратуре, имеющие интересное и разнообразное содержание, не находили ожидаемого спроса у пользователей. Во многом это объяснялось тем, что не оправдался расчет на любознательность, обучающий эффект и тому подобные эфемерные категории, долженствующие обеспечить продукту популярность.

Атлас России ("Ин-тэк-2", Москва), представлявшийся на ГИС-форумах-94 и -95, по информационному наполнению мог бы претендовать на роль всероссийского справочно-учебного пособия по экономической географии и смежным дисциплинам. Судя по статистике, опубликованной ГИС-ассоциацией, за рубежом состоялось несколько сот его инсталляций, но это не компенсировало отсутствие платежеспособного спроса в России. Возможно, стоит распространять такие продукты бесплатно, а расходы окупать за счет тех фирм, которые пожелают включить в базу данных информацию о себе.

Год назад появились сведения о еще одной электронной справочно-картографической системе. Это крупномасштабная карта Москвы, где центр, прилегающие к нему районы и дальние округа выполнены в разных масштабах (1:6000, 1:9000 и 1:12 000 соответственно). Карта дополнена новостройками и развязками дорог. По адресу можно найти, как утверждала распространяющая карту фирма "ГИС-киоск", практически любое здание, расположенное в черте города и районах новостроек за МКАД. Появилась дополнительная возможность (для коммерчески распространяемой карты) определить по номеру телефона адрес абонента (частного лица или организации) и показать на карте здание, в котором он находится. Кроме того, сообщалось о возможности работать с автоматическим определителем номера. Думается, такое комплексное информационное наполнение (объем системы - примерно 250 Мбайт) существенно расширит круг потенциальных потребителей. Цена установки новой электронной карты - 250 у. е., а еще 100 у.е. придется платить за ежегодное обновление базы данных. Интересно, стали бы покупать систему индивидуальные пользователи и насколько быстро разобрались бы с ней сторонники бесплатного распространения? Видимо, если разработчикам не удастся надежно "закрыть" ее базы данных, их содержимое может наполнить более дешевые картографические справочники, распространяемые уже совсем другими людьми.

Единственной реальной "защитой" подобных продуктов является то, что и купленный легально, и, что более реально для наших условий, "условно-бесплатно позаимствованный" справочно-картографический пакет без информационного обновления фирмой-поставщиком становится через достаточно короткое время в лучшем случае бесполезным. Так как трудно защититься от пиратского переписывания, некоторые зарубежные фирмы уже приступили к выпуску справочных картографических систем (в том числе на компакт-дисках) с применением криптографической защиты, что хоть в какой-то степени препятствует использованию их конкурентами для создания своих продуктов.

Вертикальный маркетинг

Вернемся к теме конкурентоспособности. Существует экологическая ниша, которая не даст зарубежным информационным технологиям до конца задавить отечественный "генофонд" прикладных разработок. Это производство ведомственно-ориентированных и ситуационно-ориентированных программ. Приведу пример из воспоминаний назвавшегося г-ном Немовым сотрудника большой и иерархически разветвленной отечественной организации, имеющей подразделения практически во всех регионах России. Ее особенностью в определенный период было очень большое количество междугородних телефонных переговоров, а также служебных командировок совещательно-инспекционного профиля, которое летом и ранней осенью, конечно же, увеличивалось, что влияло на телефонный трафик.

Для облегчения столь бурной деятельности был создан справочник телефонов всех административных лиц в центральном отделении и во всех периферийных, ежегодно переиздаваемый. При этом заново для каждого отделения в каждом регионе набивались в "Лексиконе" старые и новые Ф.И.О. абонентов и телефоны. Затем без затей: печать, ротапринт, переплет. Почему-то не допускалось никаких "украшательств", которые могли бы облегчить поиски нужных фамилий.

Книжкой-справочником постоянно пользовались множество сотрудников. Из-за некачественного оформления было довольно много случайных, казалось бы, ошибок. Так, при поиске по алфавиту порой звонили в Ярославль вместо Якутии, в Астрахань вместо Архангельска и т. д. Что поделаешь - лексикографическая близость...

Естественно, поскольку и в этой организации были свои энтузиасты программирования и практической автоматизации, появилась электронная оболочка с теми же данными, имеющая достаточно удобный интерфейс для поиска и обновления. Как ни странно, попытки ее внедрения оказались равносильны чирканью спичкой по куску мыла. Тогда одному программисту показалось интересным заменить поиск нужной области или автономной республики по названию в списке на поиск ее на карте. Через неделю была изготовлена карта-схема регионов (файлы с геоданными, естественно, были бесплатно позаимствованы из другой системы) с пристыкованными к ней файлами с данными о телефонах, содержимое которых можно было заменять и наращивать в любом текстовом редакторе. Теперь, указав курсором мыши на регион, можно было увидеть на экране окошко с фамилиями и телефонами соответствующих должностных лиц. При работе с картой лексикографические ошибки исключались, а кроме того, читать нужно было только сами искомые телефоны с фамилиями. Однако спрос на картографическую версию оказался довольно вялым. К тому же появился миниатюрный типографский вариант прежнего справочника, который помещался в кармане. Тем не менее у энтузиастов автоматизации осталось желание преодолеть барьер самодостаточности пользователей.

Помогло внешнее событие.

Курорты, которые мы потеряли

За полтора года до этого во время конференции российских пользователей ГИС Arc/Info-94 в подмосковном Голицыне внимание Немова привлекли лежащие на полу аккуратные, метровой высоты стопки толстых книг ярко-зеленого цвета, напоминавшего окраску околышей фуражек пограничников. Надписей на обложках не было, но висело объявление:

ДВУХТОМНИК "Курорты СССР"

Приобретайте бесплатно

Немов вспомнил, что и в прошлом году здесь были точно такие же стопки, и захотел узнать, что же находится внутри цветных ледериновых переплетов. Открыв сразу второй том, он прочел на первой странице:

"КУРОРТЫ, ТОМ 2, Климатогеографическая и бальнеотерапевтическая характеристика курортов".

Вот сокращенный отрывок из этой уникальной и бесплатной книги: "Курортная зона Северного Кавказа.

Живописные горные и лесные массивы, богатая растительность и уникальные типы минеральных вод...

Здесь расположены первоклассные горноклиматические станции и курорты Европы: Кисловодск, Теберда и Цей, а также Пятигорск, Железноводск и Ессентуки. В районе Кавказских Минеральных Вод - изобилие разнообразных лечебных источников (более 100) и целебных грязей.

На этой богатой земле воздвигнуты замечательные памятники старины...

Произрастает более 600 видов... Часть этих растений (185 видов) относится к лекарственным, около 50 - к дубильным, в других содержатся ценные витамины, эфиро- и жироносные вещества...

Лечебные минеральные воды: Славяновская, Смирновская, Нарзан, Ессентуки № № 4, 17 и др.

Количество солнечных дней в году - 220-320".

Немов бесплатно "приобрел" несколько экземпляров, раздарил их, но один все же успел просмотреть. Прочитав сведения о минеральных источниках и окружающей природе, сопоставив их с ценами на авиабилеты и пассажирские поезда, он подумал, что стоило бы переиздать этот двухтомник, придав ему публицистический оттенок, но под другим названием.

Однако важнее было связать эту новую информацию с электронным телефонным справочником. Интуиция подсказывала, кому это может пригодиться.

На основе безвозмездно предоставленной книги программисты создали второе окно с краткими описаниями полезных для укрепления здоровья и проведения выездных совещаний окрестностей различных городов - потенциальных мест будущих командировок. Эта версия справочника распространялась в виде демоверсий и получила "маркетинг-реакцию", заметно превосходящую реакцию на предыдущий вариант. Более того, появились предложения с мест: включить в справочник сведения о грибных местах, водоемах с хорошим клевом и даже ...сами эти продукты в натуральном виде.

Представляется, что такое развитие ГИС-технологий вполне укладывается в схему, которой корифей отечественного ПО Е.Веселов, говоря об отечественных программных продуктах так называемого "вертикального рынка", гарантировал иммунитет к иностранной конкуренции. Опираясь на столь авторитетное мнение, можно, пожалуй, смело смотреть в будущее, обрисовать которое г-н Немов предпочел предполагаемыми оптимистическими ответами на следующие вопросы:

1. Нужны ли для таких справочников более изощренные технологии геоинформатики?

2. Cмогут ли эти технологии составить конкуренцию простой и бесплатной самоделке?

3. Если и смогут, то кто же им позволит?

Ясно, однако, что этот продукт не станет предметом широкого распространения, ведь сегодня только командированным может пригодиться подобная информация.

Снова обратимся к теме экологической ниши на ГИС-рынке. Приведенный пример позволяет сказать: она найдена, но не освоена. Если же заняться экономическими расчетами, то непонятно, как оприходовать стоимость источника информации.

Кроме того, всегда следует помнить, что новые технологии появляются, приживаются и пользуются спросом только там и тогда, где и когда для этого возникли необходимые условия. В качестве поучительного примера поверхностного отношения к местным реалиям при подготовке простого, казалось бы, проекта можно привести эпизод из романа-притчи "Короли и капуста" О. Генри. Неопытный коммерсант завозит в республику Анчурию крупную партию кожаной обуви самого высокого качества из США. Надежды на успех основываются на информации, что там практически все население ходит босиком. Разумеется, так и оказалось, но вот предложение воспользоваться благами цивилизации не вызвало никакого энтузиазма. Консул США предложил интересный прием, обеспечивающий широкий спрос на кожаную обувь: срочно завезти и разбросать на улицах и площадях главного города республики большое количество высококачественных репейников. Тем не менее судьба проекта была предопределена.

Автор благодарит студента химического факультета МГУ А.Новожилова за помощь при подготовке этих материалов.