Кто они, герои нашего времени?
Играть нужно только с Voodoo!
Графические платы на базе 3Dfx Voodoo Graphics
Модели с Voodoo Rush
Voodoo 2: еще быстрее
Если вы планируете покупку...

Исторически так уж сложилось, что IBM-совместимые компьютеры всегда считались "серьезным" оборудованием, и еще сравнительно недавно даже мысль представить их в качестве игровой станции могла бы показаться кощунственной. Компьютеры стояли в основном в офисах, и высокая производительность требовалась от них для работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, графическими пакетами и другим прикладным ПО, призванным помогать нам в нашей профессиональной деятельности, а не для электронных развлечений. Для игр лучше подходили специализированные ТВ-приставки, и хотя рынок игровых программ для ПК постепенно расширялся, по своим масштабам он был не соизмерим с объемами продаж продукции Nintendo и Sega.

Но вот появились первые мультимедийные системы, которые продемонстрировали возможности ПК в качестве домашнего развлекательного и игрового центра, положив начало бурному развитию этого направления. Компьютеры быстро преображались - на смену старым технологиям приходили новые и все более совершенные, - однако им никак не удавалось захватить лидерство и превратиться в идеальную игровую систему. Этому мешали три фактора:

  • компьютеры в максимальной "игровой" конфигурации стоили намного дороже, чем игровые приставки;
  • и сами компьютеры, и комплектующие были слишком разнообразны и сложны для обывателя; на рынке отсутствовали унифицированные решения, способные в полной мере удовлетворить потребности игроманов;
  • по качеству графики и звука игры для ПК часто уступали выпускавшимся для приставок, особенно в аркадных жанрах.

Сегодня я осмелюсь утверждать, что мультимедийные компьютеры уже превратились в лучшую игровую систему и платформа IBM PC наконец-то стала лидером индустрии электронных развлечений, опередив даже новомодные приставки и аркадные аппараты. Как это могло произойти?

Цена. Дело в том, что сейчас без проблем менее чем за 1000 долл. можно купить хороший современный компьютер, укомплектованный средствами мультимедиа и 15-дюймовым монитором. А сложившийся рынок "second hand" предоставляет доступные варианты тем, кто ограничен в средствах.

Стандартность и совместимость. Доминирующее положение архитектуры Intel и ОС Windows создает предпосылки для унификации различного оборудования и программного обеспечения. Windows 95 стала основной игровой платформой, вытеснив DOS из нашей жизни, и в ее среде пользователю значительно реже приходится решать проблемы настройки специфичных режимов звуковой платы или графического адаптера. Развитие же DirectX позволяет надеяться, что в скором времени подобные проблемы вообще исчезнут.

Производительность. До недавнего времени мы постоянно сталкивались с ситуацией, когда новые игры предъявляли к стандартным ПК явно завышенные требования. Для некоторых компаний (например, Origin с их серией Wing Commander) просто вошло в традицию разрабатывать игры в расчете на максимально возможную конфигурацию. Но теперь - и в немалой степени это заслуга именно графического акселератора 3Dfx - скорость процессора уже не столь критична для игрового процесса.

Кто они, герои нашего времени?

Компания 3Dfx Interactive была основана в марте 1994 г. Одним из ее учредителей стал Гордон Кэмпбелл (Gordon Campbell) - человек, стоявший у истоков зарождения двух других компаний: SEEQ Technology и CHIPS & Technologies. Его партнеры тоже хорошо известны в Силиконовой Долине. Это Гэри Таролли (Gary Tarolli), работавший ранее в исследовательских центрах Digital Equipment Corporation, Silicon Graphics, Inc. (SGI) и Media Vision; Скотт Селлерс (Scott Sellers), ведущий инженер Media Vision, и Росс Смит (Ross Smith), который пришел в 3Dfx из MIPS Computer Systems.

К 1995 г. им удалось сформировать профессиональную команду, найти первичное финансирование (всего 5,5 млн. долл.) и приступить наконец к реализации своего стратегического замысла - разработке трехмерного графического акселератора, способного превратить ПК в самую мощную игровую станцию. На этом рынке новой компании необходимо было выиграть у очень сильных конкурентов: ATI, Matrox, S3, Trident, Tseng Labs и Cirrus Logic, каждый из которых предлагал собственное решение в данной области.

В итоге вниманию специалистов и OEM-партнеров уже в ноябре 1995 г. были представлены набор микросхем Voodoo Graphics и технология 3Dfx, быстро завоевавшая сердца сотен тысяч пользователей и получившая все мыслимые награды. И даже сегодня эта технология продолжает оставаться эталоном, с которым сравнивают новые акселераторы. В чем же причины такого небывалого успеха?

Играть нужно только с Voodoo!

Каждый раз, когда мне приходится тестировать очередной графический акселератор или звуковую плату, я убеждаюсь в том, что многие прекрасные идеи гибнут из-за небрежного отношения к "мелочам". Мало сделать совершенную ИС и спаять на ее базе плату с умопомрачительными возможностями - надо еще как минимум написать под эту плату нормальные драйверы и подготовить ПО, позволяющее в полной мере реализовать ее функции. В противном случае пользователь оказывается в роли бета-тестера, и как бы ни был хорош новый продукт, в скором времени он начинает вызывать у людей здоровый скепсис, вынуждая их работать с хотя и менее совершенными, но проверенными изделиями. Разработчики 3Dfx тщательно продумали все детали своего проекта, и результаты не заставили себя ждать.

В первую очередь заслуживает внимания сама технология 3Dfx. Уже в 1994 г. в нее были заложены все те функции, которые и сегодня еще отсутствуют во многих конкурирующих продуктах, - сказался опыт разработчиков, накопленный ими при создании профессиональных графических систем для трехмерного моделирования (SGI, SUN), и четкое видение перспектив развития рынка мультимедийных графических акселераторов.

Наборы ИС Voodoo позволяют использовать всевозможные специальные функции и эффекты, существенно повышающие скорость прорисовки трехмерного изображения (число кадров, отображаемых в секунду, fps) и его визуальное качество. Среди них следует особо выделить прозрачность (transparency), туман (fog), фильтрацию (filtering) и смешение текстур (alpha blending), динамическое освещение (lighting & shading) и многие другие (подробнее о трехмерных функциях см. статью "Трехмерные графические акселераторы: как выбирать", "Мир ПК", # 5/97, с.174). Жаль, что потенциал набора Voodoo Graphics до сих пор полностью не реализован производителями графических плат. Например, в нем предусмотрен специальный режим Scanline Interleave (SLI), в котором можно задействовать параллельно два процессора для достижения большей производительности.

Пока выпущена только одна плата, поддерживающая эту технологию, - Quantum 3D компании Obsidian, предназначенная для аркадных аппаратов и профессиональных тренажеров. Стоит она около 1000 долл., и в ближайшее время выпуск бытовых вариантов, более доступных по цене, не планируется. Остается лишь ждать появления Voodoo 2, наличие SLI в архитектуре которого уже широко разрекламировано, а список его возможностей напоминает скорее технический паспорт графической станции Silicon Graphics.

Однако, как бы ни был хорош сам чипсет 3Dfx, своим успехом он обязан поддержке со стороны компаний, выпускающих компьютерные игры. Еще в процессе проектирования семейства Voodoo специалисты 3Dfx тесно сотрудничали со многими программистами и дизайнерами игр. "Мы спрашивали их, что они хотят получить для своих игр следующего поколения, и старались предоставить им все необходимое, - рассказывает Дебби Чен (Debbie Chen), директор по связям с разработчиками ПО. - Наш набор Voodoo Graphics благодаря обилию профессиональных 3D-функций дает возможность всем желающим претворять в жизнь самые смелые идеи и создавать трехмерные игры на новом качественном уровне". Уже к концу 1995 г. в лагере 3Dfx числились такие известные компании, как Virgin Interactive Entertainment, Electronic Arts, Interplay Productions, Acclaim Entertainment, Mindscape, Sierra On-line, Looking Glass Technologies, Accolade, Domark и более 50 других фирм.

Специалисты 3Dfx Interactive предложили действительно удобную технологию, подтверждает Мэтт Тосчлог (Matt Toschlog), разработчик Descent и Descent II. При такой великолепной производительности и высоком качестве изображения можно строить на порядок более совершенные и интересные игровые миры.

Новый набор Voodoo Graphics поддерживает Windows 95, 3.1 и MS DOS. Он позволяет использовать популярные 3D API: Microsoft Direct3D, DirectDraw, 3D-DDI, Reality Lab 2.0, Intel 3DR. Кроме того, поддерживаются специализированные ОС для аркадных платформ. Имеется программный инструментарий для разработки ПО под Voodoo Graphics в MS DOS, Windows NT и 95, Silicon Graphics IRIX. Можно работать с Silicon Graphics IRIS GL и OpenGL, Autodesk 3D Studio, MultiGen GameGen и Gemini Technology OpenGVS. В дополнение к коммерческим средствам разработки 3Dfx предоставляет собственную библиотеку Glide, открывающую доступ ко всем аппаратным функциям Voodoo.

"Мы работали с разными трехмерными графическими акселераторами и убедились, что разрабатывать игры для 3Dfx легко и приятно благодаря имеющемуся у них в наличии мощному инструментарию", - говорит главный технический эксперт фирмы Papyrus, участвовавший в создании таких хитов, как Indy Car Racing и NASCAR Racing.

Таким образом, 3Dfx оказалась единственной технологией, взятой на вооружение разработчиками игр. Ну а пользователям предстояло самим решить, как лучше играть - с Voodoo или без него. Очень скоро ни у кого не осталось никаких сомнений...

Графические платы на базе 3Dfx Voodoo Graphics

Графические акселераторы, сделанные на основе чипсета Voodoo Graphics, практически не отличаются друг от друга. Они выполнены в виде отдельной платы для шины PCI, которая подсоединяется к главному графическому адаптеру специальным кабелем (изображение с VGA-выхода подается на вход 3Dfx-платы, а уже к ней подключается монитор). Платы совместимы с любым графическим адаптером, будь то дешевый Trident или дорогие акселераторы ATI, Diamond, Matrox. Проблемы возможны только со старыми микросхемами S3, но они устраняются с помощью специальной утилиты, которую легко найти на сервере Diamond Multimedia.

Большинство плат 3Dfx, за исключением Canopus Pure 3D, имеют 4-Мбайт ОЗУ (2 Мбайт отводится под текстуры и столько же под кадровый буфер) и очень похожи между собой даже своей распайкой. Так как 3Dfx предоставляет производителям готовый комплект унифицированных драйверов, к которым те добавляют лишь собственный графический интерфейс и утилиты, платы прекрасно работают с базовыми драйверами (последние можно переписать с сервера 3Dfx). По производительности они различаются не более чем на 3-5%.

Важное значение при оптимизации работы 3Dfx-акселератора имеют настройки. Их можно регулировать либо автоматически через контрольную панель видеоадаптера в среде Windows 95, если это предусмотрено фирмой-разработчиком, либо вручную в среде DOS. При втором варианте достаточно задать следующие команды (для удобства можно написать соответствующий bat-файл):

 SET SST_SWAP_EN_WAIT_ON_VSYNC=0 
 SET FX_GLIDE_SWAPINTERVAL=0 
 SET FX_GLIDE_NO_SPLASH=1 
 SET SST_FASTMEM=1 
 SET SST_PCIRD=1 
 SET SST_FASTPCIRD=1 
 SET SST_GRXCLK=57 
 rem тактовая частота акселератора (МГц) 
 SET SST_SCREENREFRESH=85 
 rem частота обновления экрана (Гц) 
 SET SST_GAMMA=2.0 
 rem значение яркости для цветовой палитры 

Тактовая частота акселератора может варьироваться от 50 (по умолчанию) до 60 МГц. Фирмы-производители не рекомендуют разгонять 3Dfx, и, судя по всему, большинство поломок происходит именно из-за таких экспериментов. Однако тестирование показало, что многие модели стабильно работают с частотой 57 МГц, и при этом получается прирост скорости на 10-15%. У меня проблемы были только с платой Helios 3D и акселераторами на основе Voodoo Rush. Если после увеличения частоты ваш компьютер начнет "зависать", а игры перестанут запускаться, верните ее к 50 МГц. Нужно, правда, отметить, что стабильность работы 3Dfx при разгоне акселератора в значительной степени зависит от качества вентиляции внутри компьютера - в случае хорошего обдува он может нормально работать даже в экстремальном режиме (60 МГц).

Частота обновления экрана играет здесь ту же роль, что и аналогичный параметр обычного видеоадаптера. Чем выше скорость регенерации изображения, тем оно четче и качественнее. Главное, чтобы ваш монитор поддерживал частоту обновления 120 Гц при разрешении до 800x600. Однако, чем больше эта частота, тем ощутимее нагрузка на акселератор и тем заметнее падает его производительность. Поэтому приходится выбирать между качеством и скоростью.

Наконец, установкой значения Gamma (обычно от 0,1 до 2,9; по умолчанию - 1,7) можно регулировать яркость цветовой палитры 3Dfx на аппаратном уровне. Это особенно актуально для тех пользователей, у которых в ряде игр (например, сделанных на движке Quake и Quake II) изображение получается настолько темным, что даже включение максимальной яркости на мониторе не помогает.

Canopus Pure 3D
http://www.canopuscorp.com

Miro HiScore 3D
http://www.miro.de

Canopus Pure 3D

Эти продукты полностью идентичны, так как немецкая компания Miro Media приобрела лицензию на дизайн платы Pure 3D у компании Canopus и приступила к ее выпуску для европейского рынка под новым названием - HiScore 3D. Среди графических акселераторов на основе 3Dfx Voodoo Graphics плата Pure 3D является, пожалуй, наиболее интересной. Она единственная, на которой под текстуры отведено целых 4 Мбайт (всего установлено 6 Мбайт ОЗУ, и 2 Мбайт из них выделено для кадрового буфера). Это позволяет нормально работать при разрешении 800x600, а в стандартном для 3Dfx режиме, 640x480, несколько повышает скорость обработки текстур. Новые игры, в которых объем текстурных данных постоянно увеличивается, с дополнительной памятью работают заметно лучше: прирост скорости может составлять от 30 до 50%. Кроме того, в Pure 3D есть встроенный ТВ-выход - вещь очень полезная, особенно для любителей играть на большом экране. Причем качество изображения получается на удивление хорошее, и те же Quake II или Need for Speed IISE смотрятся просто замечательно! Поддерживаются форматы PAL и NTSC. Не стоит забывать и о грядущих новых моделях шлемов виртуальной реальности, например Virtuality VRD, которым для работы необходим ТВ-выход.

Diamond Monster 3D
http://www.diamondmm.com

Diamond Monster 3D

Фирма Diamond Multimedia одной из первых выпустила графический акселератор на базе ИС 3Dfx Voodoo Graphics и в свое время провела массированную рекламную кампанию для его "раскрутки". Неудивительно, что у многих пользователей 3Dfx ассоциируется прежде всего с Monster 3D. Эта плата широко распространена в России и пользуется хорошей репутацией - с ней обычно не бывает каких-либо проблем. Поставляется она только в конфигурации с 4-Мбайт ОЗУ и не имеет дополнительных опций. В OEM-версии (без коробки) в комплект входят соединительный VGA-кабель и CD-диск с драйверами. К "коробочной" версии добавлено несколько демонстрационных игр с поддержкой 3Dfx - в основном это уже не представляющая интереса старая классика.

A-Trend Helios 3D
http://www.a-trend.com

Это продукт тайваньской компании A-Trend, известного производителя системных плат. Как показали результаты тестирования, при тактовой частоте, превышающей 50 МГц, компьютер начинает "зависать". Кроме того, в беседе с продавцами выяснилось, что у этой модели довольно высокий процент брака: на 100 плат приходится шесть - восемь возвратов. Конечно, вам решать, стоит ли торопиться с ее покупкой, но уж во всяком случае убедитесь в наличии гарантии сроком не менее шести месяцев.

SkyWell Magic 3D
http://www.magic-3D.com

Недорогая модель, ни в чем не уступающая Monster 3D. Приятно, что к комплекту прилагается 60-страничный каталог игр, поддерживающих 3Dfx. В остальном она мало чем отличается от своих собратьев на Voodoo Graphics.

Модели с Voodoo Rush

Набор ИС Voodoo Rush был разработан для интеграции его совместно с обычными 2D-акселераторами на одной плате. Преимущество такого решения заключается в том, что благодаря оптимизации функций 2D- и 3D-наборов и совместному использованию ОЗУ (по 2-4 Мбайт для кадрового буфера и текстур), платы на базе Voodoo Rush поддерживают разрешения до 1024x768, и игры могут идти не только в полноэкранном режиме, как на Voodoo Graphics, но и в окне Windows. По архитектуре и функциям Rush почти не отличается от Voodoo Graphics, поэтому мы были очень удивлены, когда обнаружили, что они не полностью совместимы друг с другом. Более того, у нас возникли проблемы с запуском некоторых игр, оптимизированных под 3Dfx. Да и производительность Voodoo Rush оказалась существенно ниже, чем Voodoo Graphics.

Hercules Stingray 128/3D
http://www.hercules.com

Интересная модель, хорошо демонстрирующая возможности Voodoo Rush. В качестве 2D-акселератора выступает 128-разрядная ИС Alliance ProMotion AT-25 со 180 МГц RAMDAC. Есть две конфигурации: с 6- и 8-Мбайт ОЗУ. В модели S3318TV предусмотрены встроенный ТВ-выход и разъем для подключения трехмерных очков. К сожалению, при тестировании Stingray 128/3D нам не удалось запустить старые игры Carmageddon и Mech Warrior II, переделанные под 3Dfx.

ViewTop 3D Vulcan
http://www.viewtop.com

Акселератор поставляется с 4- или 6-Мбайт ОЗУ и 170 МГц RAMDAC. Как и в предыдущем варианте, имеются разновидности 3D Vulcan с ТВ-выходом и разъемом для трехмерных очков. При тестировании нас слегка подвел 2D-акселератор в Windows 95 (наблюдались сбои в прорисовке экрана), "зависли" игры Test Drive 4, Nuclear Strike, Turok и Wing Commander: Prophecy, хотя есть вероятность, что виноваты в этом плохие драйверы, входящие в комплект. Отметили мы и низкую производительность в Quake II - 15 fps против 25 на стандартном Voodoo Graphics.

Voodoo 2: еще быстрее

Речь идет о следующем поколении Voodoo Graphics. Акселераторы с новым набором будут выпускаться только в виде дополнительной платы на шине PCI (поддержка AGP пока не анонсирована), а соединять их с графическим адаптером придется по-прежнему через внешний кабель. Возможности, заложенные в Voodoo 2, заставляют серьезно задуматься о том, какими же станут игры через год-два, и даже самые смелые фантазии кажутся теперь вполне реальными.

Архитектура Voodoo 2 базируется на 192-битной памяти с пропускной способностью до 2,2 Гбайт/с, что позволяет осуществлять более 50 млрд. операций в секунду (Billions of Operations per Second, BOPS). Это значит, что с такой конфигурацией можно обрабатывать 3 млн. треугольников или примерно 90 млн. текстурированных, масштабированных и отфильтрованных пикселов в секунду, т. е. в три раза быстрее, чем с помощью Voodoo Graphics. Представьте себе Quake II при разрешении 800x600, со значительно усовершенствованной архитектурой лабиринтов, с большей детализацией монстров... и с анимацией 60 кадров в секунду! При желании результаты можно удвоить, установив второй акселератор Voodoo 2 и запустив обе платы параллельно в режиме scan line interleave.

В Voodoo 2 существенно переработан основной трехмерный движок, в который добавлено много новых функций. В частности, появилась возможность единовременной обработки сразу нескольких текстур (за счет двух текстурных процессоров), усовершенствованы режимы текстурирования, введены новые спецэффекты, предусмотрены трехуровневая фильтрация в один проход, сглаживание углов и более совершенная "склейка" полигонов.

Платы с Voodoo 2 будут поставляться в двух конфигурациях: с 8- и 12-Мбайт ОЗУ. Конечно, чем больше, тем лучше, но в ближайшее время для сохранения совместимости с ранними конфигурациями 3Dfx разработчики все равно не планируют выходить за рамки 4 Мбайт.

Нам удалось протестировать один из первых образцов акселератора на базе Voodoo 2 компании Creative Lab. Но пока приходится с сожалением констатировать, что первый блин вышел комом.

Новые акселераторы на базе Voodoo 2 анонсировали также компании Diamond, Canopus и Orchid Technology, но они решили не торопиться вслед за Creative Labs и потратить больше времени на доведение своих моделей "до ума".

Creative 3D Blaster II
http://www.viewtop.com

Поставляется пока только с 8-Мбайт ОЗУ, но планируется и версия с 12-Мбайт. В комплект включены три интересные игры: Incoming, G-Police и Ultim@te Race. В Quake II вместо обещанного по сравнению с Voodoo Graphics прироста скорости в два-три раза 3D Blaster II выдал "всего" 10 дополнительных fps, хотя при этом его производительность не зависела от разрешения (были доступны режимы с разрешением до 800x600). Зато G-Police заработал даже в режиме 1024x768. Игра Nuclear Strike (Electronic Arts) пошла с заметными сбоями, а Longbow 2 не запустилась вообще. Не обошлось без проблем и с другими играми - видимо, из-за "сырости" драйверов Voodoo 2. Какие-то игры запускались, но скорость не увеличивалась, а некоторые отказывались работать с Glide и переходили в режим Direct3D-ускорения.

Diamond Monster 3D II
http://www.diamondmm.com

Фирма планировала выпустить свой новый продукт в конце марта, но на момент подготовки этого материала он так и не появился. Специалистам Diamond потребовалось дополнительное время на доработку аппаратной части и оптимизацию драйверов. Будем надеяться, что им это удастся, и Monster II наглядно продемонстрирует возможности Voodoo 2.

Модель WizMark 3.0 Final Reality 1.01 Quake II v.3.14640x480 Quake II v.3.14 512x384
Matrox M3D не прошел 1.74 14.8 15.8
Matrox Mistique 220 не прошел 1.44 10.3* 13.2*
Matrox Millenium II не прошел 1.40 10.2* 13.0*
ATI XPERT@Play 14 230 2.76 10.3* 13.2*
#9 Revolution 3D 10 698 1.89 10.4* 13.4*
S3 Trio64V2/DX не прошел 0.3 10.1* 13.0*
Diamond Stealth II s220 14 158 2.39 10.1* 12.9*
Diamond Viper V330 16 362 3.41 10.1* 13.0*
Diamond Monster 3D 20 565 2.31 23.5/26.3** 30.7/31.2**
Helios 3D Voodoo Edition 20 695 2.48 24.4/завис** 30.8/завис**
Maxi Gamer 3D 20 779 2.49 23.4/26.3** 30.5/31.1**
SkyWell Magic 3D 20 024 2.44 24.4/27.3** 30.9/31.4**
Miro HiScore 3D 20 619 2.52 23.8/26.6** 30.8/31.5**
Canopus Pure 3D 20 716 2.49 23.7/26.4** 30.0/30.5**
ViewTop 3D Vulcan 20 093 2.62 14.9 18.4
Creative 3D Blaster Voodoo2 20 637 2.43 34.1/34.4** 34.3/34.5**

Если вы планируете покупку...

Я несколько увлекся восхвалением преимуществ 3Dfx, но, может быть, есть какие-нибудь альтернативы? Попробуем разобраться. Сразу на ум приходят различные универсальные графические платы, "заявляющие" о поддержке 3D. В первую очередь это популярные модели ATI (Rage Pro), Matrox (MGA), Number Nine (Ticket-2-ride) и ускорители с S3-Virge. Однако здесь имеется некая общая проблема - их трехмерные функции реализуются только через Direct3D, причем эффект получается довольно слабый.

Разработчики при всем желании не могут во время оптимизации кода игры учесть характерные особенности столь разнообразных и многочисленных плат, поэтому по причинам, приведенным выше, за эталон, как правило, берется 3Dfx. Да и при наличии специального корректирующего файла или драйвера ни один из современных акселераторов по скорости и качеству изображения не способен конкурировать с Voodoo. Примером тому служат многообещающие технологии PowerVR, Veritte и Riva-128. Мало того, что настройка игр под них - процесс часто трудоемкий и требующий специальных изысканий в Internet, при работе, скажем, в Quake их результаты по сравнению с 3Dfx оказываются весьма посредственными.

Итак, если вы планируете покупку трехмерного акселератора для игр и мультимедиа, учтите, что 3Dfx является на сегодня практически единственным вариантом, гарантирующим отсутствие проблем с настройкой и 100%-ную поддержку в играх при максимальной скорости и приличном качестве изображения. Выбирая между старым Voodoo Graphics и Voodoo 2, нужно принимать во внимание следующее:

  • производительность Voodoo 2 сейчас явно избыточна, игры под него появятся не ранее будущей зимы;
  • архитектура Voodoo 2 еще требует доработки, драйверы находятся в стадии оптимизации, так что на первых порах возможны проблемы с совместимостью;
  • со временем цена на Voodoo 2 неизбежно упадет.

Поэтому рекомендую вам повременить с покупкой Voodoo 2, а пока присмотреться к Canopus Pure 3D, который при относительно низкой цене выделяется на фоне других плат с Voodoo Graphics большим объемом ОЗУ (6 Мбайт) и наличием ТВ-выхода.


Тестирование выполнялось на ПК следующей конфигурации: MB ASUS P55T2P4 (PLB cache 512 Кбайт) rev. 3.10, BIOS 0205 (http://www.asus.com/downloads/Bios), 32 Мбайт SIMM EDO RAM 60 ns, Windows 95 OSR2 (RUS) FAT16, DirectX 5.0, HDD Quantum Fireball ST Ultra ATA 6 Гбайт, CPU Pentium -166 MMX, разрешение видеоадаптера - 800x600x24 бит при частоте обновления экрана 85 Гц.

При испытании ускорителей на основе 3Dfx Voodoo Rush или 3Dfx Voodoo Graphics были задействованы библиотека Glide версии 2.43 и драйверы Direct3D версии 2.15 http://www.3dfx.com/download/sdk/index.html, SVGA-видеоадаптер Matrox Mistique 220 4 Мбайт, BIOS 1.6, драйверы версии 3.81 http://www.matrox.com/mgaweb/drivers/ftp_myst220_w95.htm

Применяемое ПО: WinMark 3.0 (http://www.3dfx.com/download/benchmarks/index.html), Final Reality 1.01 (http://www.remedy.fi/fr/), Quake II v.3.14 (upgrade до 3.14 находится по адресу http://quake.demos.su).

Производилась полная установка на HDD, причем так, чтобы файл подкачки Windows 95 и Quake II находились на разных дисках. Для ускорителей на основе 3Dfx Voodoo Graphics осуществлялся запуск batch-файла со следующими командами:

SET SST_GRXCLK=50
SET SST_SCREENREFRESH=85
SET SST_GAMMA=2.0
quake2.exe
и
- " - " -
SET SST_GRXCLK=57
- " - " -

Для вычисления скорости вывода в режиме консоли был запущен на исполнение (exec test) файл test, находящийся в quake2aseq2:

s_initsound 0
snd_restart
timedemo 1
map demo1.dm2

Из пяти полученных результатов выбирался наибольший, так как снижение производительности может происходить из-за временной задержки для подкачки данных с HDD.

При проверке совместимости ускорителей с ПО использовались игры Test Drive 4 (Accolade), Nuclear Strike (EA), Shadows of the Empire (Lucasarts), Turok: dinosaur hunter (Acclaim), Shadows of the Empire (Lucasarts) и Wing Commander: Prophecy (Origin).

Продукт Creative 3D Blaster Voodoo2, кроме того, проверялся с Longbow Apache 2, Tomb Raider 2, Incoming, G-Police и Ultim@te Race.


Александр Курило - ведущий рубрики "Мультимедиа"; контактный телефон: (095) 158-53-86, e-mail: azazello@online.ru, http://www.mpcdigest.ru