Одним из нашумевших случаев варварского использования Usenet в собственных интересах стала история американской супружеской четы - адвокатов Марты Зигель и Лоренса Кентера. В начале марта 1994 г. они устроили множественную рассылку, так называемый "спэмминг" (spamming), одновременно оповестив участников нескольких тысяч конференций Usenet о том, что они оказывают помощь (разумеется, за немалое вознаграждение) в составлении заявок на участие в ежегодной лотерее Госдепартамента США, победители которой получают вид на жительство Green Card и соответствующие льготы.

Ответом была волна возмущения. Объяснить это так, чтобы было понятно человеку постороннему, довольно сложно, но попробуйте представить себе, что вы в курилке с коллегами обсуждаете новые идеи или, наоборот, дома с друзьями - свое хобби. И вдруг к вам врывается какой-то наглый тип и начинает громко расписывать преимущества сомнительного товара, который он продает и который не имеет никакого отношения к тому, о чем вы беседуете.

Я не слишком преувеличиваю. Для постоянных участников обсуждений в Usenet конференция - место достаточно приватное. Вход открыт всем, но подразумевается, что новичок приходит потому, что его тоже интересует предмет разговора.

Однако обвинить адвокатов в чем-либо большем, чем очевидное нарушение обычаев Usenet, оказалось очень непросто. Сообщение было составлено весьма гладко, прямого обмана в нем не было. Хотя общеизвестно, что сами анкеты выдаются бесплатно и никаких денег за участие в лотерее Госдепартамент не берет, потенциальных участников пугали сложностями, которые их ждут при заполнении двухстраничной анкеты. Законов же, прямо запрещающих спэмминг, естественно, не нашлось, потому что никаких законов, регулирующих столь специфические стороны жизни Internet, еще нет и в помине; и вообще трудно себе представить, что это могли бы быть за законы (хотя некоторые предложения уже обсуждаются, например, в группах news:alt.current-events.net-abuse и news: news. admin. net-abuse. misc).

Пока же общественность Usenet организовала самооборону. Забросав петициями коллегию адвокатов Теннесси и компанию Netcom, предоставившую находчивым супругам доступ в Internet, участники Usenet добились временного отключения их машины от Сети. Однако стряпчие держались стойко, то живописуя, какому террору их подвергли вандалы из Массачусетского технологического института (вандалы - добровольные организаторы кампании протеста, а террор - уже упоминавшиеся почтовые бомбардировки и просто поток гневных звонков, факсов и писем), то переходя в наступление и рассказывая истории о десятках тысяч заинтересованных откликов, которые они якобы получили со всех концов света. Компании Netcom тоже пришлось несладко - Кентер и Зигель грозились довести дело об отключении до суда. Тем временем они написали книгу, в которой рассказывается, как сделать состояние на Usenet. На короткое время в Сети возник обычный WWW-сервер их конторы по образцу тех, которые так широко создают сейчас уважающие себя компании, но, видимо, магазинчик на обочине информационной магистрали не устроил коммерсантов. До сих пор, насколько мне известно, борьба идет с переменным успехом - время от времени адвокатская контора снова получает доступ к Сети, снова устраивает спэмминг, после чего успокоившееся было население Usenet удваивает усилия и добивается того, что очередная приютившая их компания расторгает договор. Однако, увидев, что ничего такого страшного с разрушителями устоев, кроме разве появления у них мигреней, не происходит, по их следам уже отправились другие, и теперь редкий день в Usenet проходит без появления подобного мусора.

Аксель Болдт создал и постоянно пополняет "черный список" предпринимателей-спэммеров (http://math-www.uni-paderborn.de/~axel/BL/blacklist.html). Кроме собственно списка, этот файл содержит ссылки на другие материалы, относящиеся к теме, и в частности объясняющие, как надо рекламировать свои услуги, не навлекая на себя общественного возмущения.

Одно из таких руководств - написанная Джоэлом Фюрром короткая справка о рекламе в Usenet "Advertising on Usenet: How To Do It, How Not To Do It", его можно найти в news: news. announce. newusers - и в соответствующем каталоге архивов FAQ (см. выше).

А если вас интересует лотерея Green Card, то лучше не связываться с Кентером и Зигель, а почитать заметку "Лотерея Green Card без адвоката" (http://www.telalink.net/siskind/greencard.html), написанную адвокатом по иммиграционным делам Зискиндом, который, кстати, часто отвечает на вопросы в конференции alt. visa. us (см. FAQ этой группы http://www.cis.ohio-state.edu/hypertext/faq/usenet/us-visa-faq/top. html), где в основном обсуждаются вопросы смены виз. Можно также почитать misc.immigration.usa или справиться о наличных материалах по этой теме - http://www.yahoo.com/Law/Immigration/.

Что касается иерархии Relcom, то здесь более или менее обширный спэмминг - обычное дело. Relcom гораздо сильнее коммерциализирована, чем Usenet (где прямой коммерции нет вообще, за исключением не слишком популярных групп иерархии biz.*), и сообщения субиерархии relcom.commerce.* составляют значительную часть общего потока. В таком положении вещей можно найти и свой смысл - конференция, скажем, relcom.commerce.estate - теперь фактически не столько конференция риэлтеров, сколько конференция для риэлтеров. А раз так, то здесь уместно сообщать о ручках, скрепках, финансовых услугах, автомобилях и пр. То ли это правильно, то ли привыкли терпеть.

Есть, конечно, и более простые, чем коллективные акции протеста, способы если не нейтрализовать, то хотя бы уменьшить эффект мусорных сообщений. Счастливые обладатели полного доступа к Unix-машинам могут вписать адрес доставшего их болтуна в специальный "расстрельный" файл (killfile), после чего сообщения последнего перестанут появляться даже в списках статей конференций (естественно, только у данного отдельно взятого счастливого обладателя). Однако, как я уже упоминал, болтуны (чаще всего тоже работающие непосредственно в Unix) могут подделать адрес отправителя на своих статьях или даже написать программку-скрипт (бледным подобием скрипт-программ Unix являются bat-файлы MS-DOS) для того, чтобы в каждой новой статье каждый раз появлялся новый и каждый раз фальшивый адрес.

Более общее решение состоит в том, что специально написанная программа "бот" (сокращение от "робот"), созданная тем или иным гуру с молчаливого одобрения окружающих и постоянно работающая на одном или нескольких узлах, просматривает все приходящие статьи и, заметив обширную перекрестную рассылку, распространяет определенное управляющее сообщение, аннулирующее все дублирующие статьи. Поскольку согласно первоначальной идее Usenet аннулировать свою статью может только сам автор, такое управляющее сообщение тоже является поддельным. Асы спэмминга используют специальные программы, изменяющие форму одного и того же текста множеством разных способов так, чтобы сохранить содержание, но усыпить внимание ботов-аннуляторов. Разработчики ботов, в свою очередь, совершенствуют своих охранников так, чтобы те могли обнаруживать одинаковое содержание под немного разными оболочками. И конца этому не видно.


Михаил Ашаров - технический консультант журнала Zhurnal.ru. E-mail: kyb@glasnet.ru