Одна из задач, неизбежно встающих при эксплуатации любого сложного физического объекта, будь то офисное здание или промышленный цех, — отслеживание его состояния посредством обходов инспекторами, фиксирующими возникшие или потенциальные проблемы.

Процесс любой инспекции, что квартальной, что ежедневной, проходит приблизительно одинаково. Составляются и распечатываются задания для инспекторов — карточки обхода. Инспектора фиксируют на карточках состояние объектов на своем маршруте, при необходимости фотографируют их состояние.

Как правило, сам по себе обход занимает один день. Еще дней пять уходит на осмысление полученных результатов. Сначала информация с бумажных носителей переводится в электронный вид, к записям тем или иным способом «прикрепляются» электронные фотографии. Бумажные и электронные карточки собираются и передаются соответствующим службам заказчика, а там начинают анализировать полученную информацию.

Такой способ инспектирования, при всей его кажущейся простоте и дешевизне, имеет существенные недостатки. В ходе перенесения данных неизбежны ошибки, нерадивый обходчик может поставить «галочку», не дойдя до объекта. А длительный процесс обработки информации не позволяет оперативно реагировать на сообщения о действительно серьезных проблемах.

Точность данных и оперативность их получения особенно важна для объектов критической инфраструктуры, поскольку проблемы с этими объектами могут стать проблемами, во всех смыслах, широкого круга лиц.

Одно из крупнейших предприятий электроэнергетической отрасли России с 2015 года модернизирует свою систему управления техническим обслуживанием и ремонтом, переходя с многочисленных технически и морально устаревших систем на единую платформу IBM Maximo Asset Management for Nuclear Power. Поскольку общие расходы на ремонтно-эксплуатационные нужды предприятия превышают 15 млрд руб., то даже несколько сэкономленных процентов этих затрат окупят внедрение системы.

Созданием мобильной части решения для данного предприятия занимается RedSys, компания, имеющая опыт работы с Maximo.

Созданное RedSys программное обеспечение RS-Mobile ускорило инспекционный процесс. Задание на проведение инспекционной проверки изначально формируется в электронном виде в IBM Maximo, и маршруты обходов загружаются в планшеты инспекторов.

Система фиксирует время и место получения задания, формирует маршрут обхода и очередность посещения контрольных точек. Время завершения обхода также фиксируется, поэтому теперь обходчикам нет смысла «срезать углы» и для экономии времени пропускать те или иные объекты. Дополнительным подтверждением соблюдения маршрута может стать фотофиксация состояния объектов, благо атрибуция фотографии происходит автоматически.

В процессе обхода инспектора заполняют электронные формы на планшете. Для увеличения скорости их работы, минимизации доли ручного труда и облегчения дальнейшего анализа данных система предлагает им выбирать варианты комментариев относительно состояния объектов из справочников. Впрочем, в случае нештатной ситуации, не предусмотренной составителями справочников, инспектор может ввести свою «нестандартную» запись или изменить предлагаемую. Помогает приложение избежать грубых ошибок и при введении цифровых показателей (например, температуры или влажности в помещении, показаний счетчиков электричества, воды и т. д.).

Фотографируются объекты также с помощью планшета, при этом снимки автоматически выравниваются при любом положении планшета, а затем прикрепляются в базе данных к инспектируемым объектам.

Современные возможности планшетов по хранению больших объемов данных позволяют загружать вместе с маршрутом не только системные справочники, но и инструкции по эксплуатации оборудования, чертежи и другие документы, которые могут понадобиться обходчику на маршруте.

При необходимости на маршруте обхода можно использовать средства автоматической идентификации — радиометки RFID/NFC или QR-коды, установленные в помещениях или на оборудовании, которые покажут точное местоположение. Это позволит при анализе результатов оценить динамику прохождения маршрута, выявить отклонения от маршрута или от оптимального режима его прохождения. Важной задачей также является контроль соблюдения техники безопасности и ограничения времени нахождения в помещениях с экстремальными условиями (высокая температура, запыленность, шум, радиоактивность).

Андрей Моисеев
Андрей Моисеев, заместитель директора центра отраслевых и бизнес-решений RedSys

По окончании обхода вся информация, занесенная в мобильное решение, выгружается на сервер, обрабатывается, при необходимости распечатывается, а затем передается службе эксплуатации для анализа причин отклонений и принятия мер к их устранению. Весь процесс обработки сотен фактов занимает всего несколько десятков минут, а не дней, что позволяет устранять выявленные недостатки практически в режиме реального времени.

Первая версия решения, в соответствии с техническим заданием, создавалась кросс-платформенной. Однако, по словам Андрея Моисеева, заместителя директора центра отраслевых и бизнес-решений RedSys, на практике продукт оказался слишком «тяжелым» для устройств, которыми были оснащены инспектора, да и кроссплатформенность оказалась излишней — все эксплуатируемые планшеты работали на ОС Android. Поэтому в RedSys создали более «легкую» версию Android RS Mobile.

Новая версия мобильного приложения работает намного быстрее и позволяет использовать все аппаратные возможности мобильного устройства. Администратор может контролировать все процессы взаимодействия пользователя с приложением. Тщательно проработанная процедура передачи данных позволяет избежать зависания приложения при обмене информацией и исключает вариант потери данных.

В соответствии с ограничениями на использование беспроводных устройств, действующими на АЭС, мобильное приложение спроектировано так, что работает, только когда планшет находится в режиме «В полете» — с отключенными коммуникационными модулями (GPRS, Wi-Fi, Bluethooth, GPS).

Android-версия способна работать с любым другим решением для учета активов. Благодаря использованию типовых решений и Java-шаблонов можно быстро создать новый функционал.

Николай Кузнецов
Николай Кузнецов, заместитель директора центра отраслевых и бизнес-решений RedSys

Решение подобного класса, как полагает Николай Кузнецов, заместитель директора центра отраслевых и бизнес-решений RedSys, может быть востребовано широким кругом заказчиков. Во-первых, это крупные производственные объекты, на многих из которых, кроме собственно состояния инфраструктуры, надо постоянно контролировать множество параметров — температуру, влажность, освещенность. В офисных комплексах или торговых центрах, кроме того, иногда бывает крайне важно провести инспекцию и оценить ее результаты в кратчайшее время, например выявить отдельные недостатки накануне внезапного визита пожарной или санитарной инспекции.

Поскольку RS-Mobile интегрируется с любыми EAM-системами, то компания любой отрасли может на ее основе создать систему учета активов, облегчив себе «присмотр» за корпоративным имуществом.

В планах разработчиков — создание мобильного приложения на платформе iOS, благодаря которому топ-менеджеры компании смогут оперативно знакомиться с результатами инспекций.