Ежедневно появляются сотни мобильных приложений, среди которых много критичных как для бизнеса, так и жизнедеятельности общественных программ, от надежности работы которых может буквально зависеть жизнь компаний и людей. Лаборатория HPE Mobile Center выпускает инструменты для тестирования мобильных приложений, охватывающие практически все платформы и типы устройств.

Подразделение HPE Mobile Center, занимающееся разработкой инструментов для тестирования мобильных приложений, еще достаточно молодо — оно было создано в 2015 году, но уже имеет серьезные заслуги: HPE Mobile Center занимает лидирующую позицию в квадрате управления жизненным циклом мобильных приложений, по версии Forrester.

Евгений Карасик
Евгений Карасик, руководитель HPE Mobile Center в Центре Разработок HPE в Израиле

В версии системы тестирования HPE Mobile Center 2.0 имеется как управление физическими мобильными устройствами, так и эмуляция устройств и различных типов мобильных сетей, есть средства анализа Больших Данных с применением методов искусственного интеллекта. Такое стало возможно в том числе благодаря тому, что коллектив разработчиков размещается в большом исследовательском центре компании HPE в городке Иехуд недалеко от Тель-Авива. Центр был основан в 1996 году как лаборатория разработок компании Mercury Interactive. Чтобы оценить зрелость ПО, полезно не только ознакомиться с его функционалом, но и понять, насколько можно полагаться на коллектив разработчиков, есть ли стратегия развития. Об этом и о многом другом рассказывает Евгений Карасик, глава подразделения HPE Mobile Center в Центре разработок HPE в Израиле.

— В каком году вы начали работать в центре HPE?

Я отслужил в израильской армии, окончил университет и в 1998 году начал работать в центре Mercury Interactive, где тогда было 60 человек. Городок Йехуд считался очень перспективным местом для хайтек-компании, и сегодня здесь работает уже около 1400 человек. В ноябре 2006 года Mercury Interactive вошла в состав HP, и мы стали частью подразделения HP Software. Практически все продукты HP, а теперь HPE по тематике поддержки жизненного цикла приложений (ALM), разрабатываются именно в нашем центре, так же имеется подразделение в Китае — нам надо приспосабливаться к азиатским рынкам и снижать себестоимость разработок. В Израиле рабочая сила в хайтек-индустрии чуть дешевле, чем в США, но значительно дороже, чем в Китае. Разработчики из Поднебесной исправно делают свою работу, реализуя идеи, в основном приходящие из нашего офиса в Йехуде.

В Израиле очень динамичный рынок труда — в стране неимоверное количество стартапов, жизнь кипит и задерживаться на одном месте 18 лет, как я, это почти неприлично. Чтобы соответствовать таким темпам и оставаться адекватным игроком на рынке компаний по разработке ПО, каждые два-три года компания открывает новые проекты, чтобы люди могли продвигаться как по управленческому, так и по технологическому направлению. Для поиска кадров мы реализуем новые совместные программы, проводим встречи в вузах, стараемся привлекать людей со студенческой скамьи или после службы в армии — все это обеспечивает приток свежей крови. Инновационная культура в нашей компании очень высока. Она поддерживается и на уровне управления, топ-менеджмента, и на инженерном уровне. В результате процент людей, которые уходят, несравненно меньше чем в Китае или Индии, примерно такой же, как в США или Западной Европе.

— А что вы можете сказать про привлечение российской рабочей силы?

У нас было несколько аутсорсинговых проектов с Россией и Украиной — у российских программистов, но не из Москвы или Санкт-Петербурга (они слишком дороги), а из Новосибирска, Новокузнецка и др., огромный потенциал. С инженерной точки зрения и в России, и на Украине имеются сильные команды разработчиков, а поскольку у нас самих треть сотрудников русскоговорящая, то работать было удобно. Но долгоиграющее взаимодействие в масштабах нашей глобальной компании не сложилось – слишком много ограничений на корпоративном уровне для эффективной работы. Но мы продолжаем рассматривать это направление с точки зрения интеграций с готовыми продуктами российского рынка.

— Когда в центре появилось мобильное направление?

Разработками для мобильного рынка мы начали заниматься давно, хотя собственно на мобильном тестировании специализируемся всего пару лет. Раньше мы ориентировались на создании платформ для разработчиков мобильных приложений, но на пике волны MDM (Mobile Device Management, управление мобильными устройствами) и MAM (Mobile Application Management, управление мобильными приложениями), когда многие софтверные компании разрабатывали свои фреймворки для мобильного рынка, мы хотели создать нечто в духе SAP Fiori — платформы, которую эта компания разрабатывала для портирования SAP-приложений на мобильные устройства. Но через некоторое время поняли, что наши основные клиенты в своей массе не разработчики и для них приоритетной задачей было именно управление жизненным циклом мобильного приложения. В то время мобильным тестированием для нас занималась сторонняя компания — мы изменили главное направление нашей деятельности, решили, что займемся этим сами. Так появилось собственное решение HPE Mobile Center, развитием которого сегодня в лаборатории занимается примерно 70 человек, включая сотрудников офиса в Шанхае.

— В чем особенности работы на рынке мобильных приложений?

Количество различных мобильных устройств сегодня колоссально, тенденции рынка изменяются ежемесячно и темпы здесь заметно выше, чем в других отраслях — цикл разработки мобильного приложения от момента принятия решения о разработке приложения до его передачи клиенту намного короче. Мы должны либо быстро приспосабливаться, либо действовать превентивно, следовательно, решение, которое мы предоставляем, должно быть адаптировано к таким темпам. Наши менеджеры по продуктам отслеживают тенденции рынка и помогают выбрать нужное направление. Если многие разработчики начинают использовать платформу Cordova, мы начинаем разработки под нее, а когда Microsoft приобрела компанию Xamarin, то ускорили разработки для их технологии, чтобы поддержка приложений нашим Mobile Center началась как можно раньше. Уже сегодня, скажем, нам задают вопрос: «А поддерживаете ли вы iOS 10?». Уже сегодня ответ положительный. Организационная структура группы построена так, чтобы мы могли отвечать на все подобные вопросы. Стабильности на этом рынке нет и по-другому работать просто нельзя. За последний год мы выпустили четыре основные версии HPE Mobile Center и это достаточно высокий темп, не только для HPE.

Следует заметить, что у нас нет «наследия» работы в других, более консервативных отраслях, поэтому мы используем самые современные методы Agile-программирования — наш цикл разработки две недели. Если работать локально, в закрытом пространстве, то можно было бы укладываться и в неделю, это естественный человеческий ритм: чтобы уходить отдыхать с чистым сердцем. Однако мы работаем между Израилем и Китаем, не работаем в пятницу и субботу, а они работают как весь мир, поэтому в неделе остается четыре дня, слишком мало. Начинали мы с месяца, еще раньше — с двух. За год сократили до двух недель.

— Какие инструменты вы используете для организации своей работы?

Для разработки мы применяем HPE Agile Manager (AGM) — наиболее продвинутое решение, а ALM используем для связи со службой поддержки. Производительность тестируем с помощью HPE StormRunner, а функциональное тестирование у нас организовано на продуктах UFT и LeanFT — соответствующих модулей, входящих в решение HPE ALM. Разработчики ALM сидят этажом ниже, и нам проще решать вопросы внутри компании. Кроме этого, у нас много скриптов, работающих во фреймворке с открытым исходным кодом — Appium, который предназначен для автоматизации тестирования мобильных приложений. Он теперь бесшовно интегрируется в HPE Mobile Center. Вообще говоря, никто не дает центру указаний насчет того, какое ПО использовать: нам предоставлена практически полная свобода выбора инструментария, но она должна быть аргументирована.

Поскольку проект в стадии стремительного развития, внутри огромной компании HPE мы образуем некоторую экосистему. Нам нужно, чтобы и менеджеры по продажам и предпродажной подготовке, и служба поддержки были такими, как нужно для мира мобильных приложений, поэтому мы взяли на себя и образовательные функции, и связь с клиентом, и взаимодействие со службой поддержки — те функции, которые выходят за рамки стандартного R&D. В HPE структура поддержки совсем другая, она основывается на своих KPI, и специализированной поддержки для мобильных пользователей нет, а ведь она очень специфична. Так что приходится решать организационные задачи, не только связанные непосредственно с самой разработкой.

— Центр только создает ПО или предоставляет услуги по тестированию?

Центр занимается только разработкой ПО, однако мы предоставляем сервис профессионального тестирования через подразделение HPE Professional Services либо через партнеров. У нас имеются стратегические альянсы с Sogeti, Capgemini и рядом других, всего около десятка компаний, которые по особым каналам и на особых условиях приобретают у нас ПО и предоставляют сервисы клиентам. Наши клиенты в основном клиенты HPE, и мы обычно обслуживаем корпоративных клиентов в таких специфических областях бизнеса, как, например, банки. На рынке развлечений и потребительских рынках мы не игроки, однако мы себя не ограничиваем только корпоративными заказчиками — имеющая техническая база позволяет организовать поддержку практически всех задач.

Все крупные компании пришли к выводу о необходимости мобильных приложений как для внешнего, так и для внутреннего использования. У больших компаний, например, много приложений для своих клиентов, но гораздо больше приложений для внутреннего использования — широко поддерживается концепция BYOD, а устройства для решения корпоративных задач нужно тщательно тестировать. У нас официально зафиксировано 250 активных клиентов и есть тенденция к росту их числа, например за счет телеком-провайдеров, для которых очень важна тема мобильных приложений. Для них сейчас главное — контент: облака музыки и фильмов, которые существенно повышают трафик, а значит, и прибыли. Наши средства эмуляции устройств и сетей им просто необходимы. Например, один их местных провайдеров сотовой связи до недавнего времени не был клиентом HPE, но, как только разработка мобильного контента стала приоритетным направлением развития компании, они стандартизировали процесс выпуска мобильных приложений на основе HPE Mobile Center. Среди наших клиентов есть и ведущие российские операторы сотовой связи, что для нас очень важно.

— Работа с мобильными устройствами тесно связана с виртуализацией...

Мы сами не занимаемся виртуализацией устройств — имеются публично доступные Google SDK, есть эмуляторы от компании GeniMotion, которая специализируется именно на этом. Мы с ними интегрируемся, как, впрочем и любыми другими компаниями — у нас открытые протоколы. С виртуализацией сетей история немного другая — 15 лет мы работали с компанией Shunra Software, которая занималась эмуляцией сетей для нагрузочного тестирования, и у нас с ними были совместные проекты. В результате HPE решила их приобрести, после чего они перепрофилировались так же на мобильные сети. Это оказалось очень выгодно — эмулировать придется немало, ведь появились сети 4G, и на горизонте уже 5G.

— Но нельзя же протестировать все. ..

Безусловно, протестировать все модели устройств невозможно, однако не так уж много популярных платформ, на которых разрабатываются приложения, — PhoneGap, Adobe AIR, Xamarin и Cordova, позволяющих абстрагироваться от аппаратных деталей конкретной модели, а, поскольку мы сами занимались когда-то разработкой мобильных приложений, нам многое известно о платформах. Другой вопрос — покрытие тестирования, однако он больше относится к аналитике оценки поведения пользователей приложений, чем к техническим вопросам. Кстати, аналитика сейчас один из наших приоритетов, и здесь мы выходим на технологии Больших Данных — сегодня у каждого есть телефон, а на нем 80-100 приложений, поэтому информация, которую они производят, просто необъятна. Вся эта информация очень важна, например, для обратной связи, так называемой OpsDev — от тех, кто поддерживает эксплуатацию (Operation) приложений, к разработчикам (Development). В области эксплуатации накопились огромные залежи сведений о реальных пользователях и об их насущных проблемах, однако они разрозненны и неструктурированны. Если мы сумеем эти данные автоматически проанализировать, то сможем, передав их разработчикам и тестировщикам в виде знаний, замкнуть кольцо DevOpsDev. Работа и тех и других тогда станет более эффективной.

— Анализ Больших Данных — это другая область технологий, имеющая мало общего с разработкой мобильных приложений.

Да, мы сознательно вторгаемся в другую область. В связке OpsDev проблема не столько техническая, сколько организационная – исторически имеется «стена», отделяющая разработчиков от эксплуатационщиков. Обе эти группы сотрудников до сегодняшнего дня решали разные задачи с точки зрения бизнеса. Но если мы принесем им готовое решение с результатами обработки, завязанными на решение объективных задач бизнеса, а не просто данные со словами: «вот вам 5 Тбайт данных, обрабатывайте», тогда будет гораздо проще наладить коммуникацию OpsDevOps. Это не тактическая, а стратегическая задача. Мы будем концентрироваться тех фронтах, которые важны для мобильного рынка. Цикл OpsDevOps актуален именно для рынка мобильных приложений – он здесь намного короче, и связь между «Operation» и «Development» эффективнее, чем в других индустриях.

Разумеется, тут не обойтись без технологий искусственного интеллекта. У нас, например, есть сервис HPE IDOL OnDemand, использующий, в частности, методы машинного обучения, позволяющие обрабатывать тексты на естественном языке, применяя также методы работы с Большими Данными. Идея родилась давно. Допустим, есть приложения, которые пишут логи, но они не анализируются автоматически, а мы можем их анализировать. На сегодняшний момент этот сервис адаптирован для информации, которая находится в виртуальных магазинах мобильных приложений: мы анализируем мнения пользователей, что им нравится, а что нет (sentiment analysis, входящий в Mobile Center 2.0), но эта технология не привязана к мобильности, и мы может применить ее в других областях. Сегодня этот сервис востребован на уровне понимания, а не как критическая необходимость для ведения бизнеса, например, продуктов HPE UFT и LeanFT для осуществления ручного и автоматического тестирования. Но все стремительно меняется. Главное, что аналитика, а именно предсказательная аналитика позволяет не находить проблемы, а предвидеть их. Предсказательная аналитика — одна из наших двух главных стратегических задач.

— Какая вторая?

Интернет вещей (IoT). Мы уже движемся в этом направлении. Технически это прежде всего эмуляция сенсоров, которых сегодня производится столько видов, что физически протестировать все их просто невозможно. А мы можем смоделировать сенсоры, приспосабливая для этого те технологии, которые у нас уже есть: виртуализацию мобильных устройств и виртуализацию сетей. Поэтому следующий очень вероятный этап развития лаборатории — создание парка физических и виртуальных сенсоров. Используя соответствующие протоколы, мы сможем дать производителю возможность строить «умные дома» и прочие «умные» системы, не тестируя бесконечные матрицы всех возможных вариантов физических устройств.

То, что Интернет вещей станет следующим технологическим витком, понимают все, но не все знают, что с этим делать. Уже произошли организационные изменения – в компаниях появились должности директоров по IoT. Например, в современном автомобиле несколько тысяч различных сенсоров, и их необходимо эффективно протестировать, однако не очень понятно, как это сделать. Наши клиенты уже обсуждают это с нами, что вполне естественно.

Виртуализация сенсоров для IoT и предсказательная аналитика — два наших наиболее «горячих» направления, причем на этот счет уже есть пожелания клиентов, и скоро мы представим результаты, чтобы пользователи могли понять, какие работы нами делаются и к чему они должны привести.

— Что должно способствовать проникновению таких прогрессивных технологий на российский рынок?

Прежде всего бизнес должен узнать, что появились новые возможности, и понять, что они ему нужны. Обычно происходит так: «айтишник» идет к руководству просить деньги на новые, прорывные технологии, а ему говорят: «Вам нужен инструмент для самих себя? Какая тут бизнес-выгода? А как же вы до этого без них жили? Ну так поживете без них и дальше -времена сами знаете…». Поэтому мы стараемся не просто предоставить инструментарий для ИТ, а еще и умение связать его с бизнесом, что и определяет успех. Российский мобильный рынок пока не самый продвинутый в мире с точки зрения технологий, но здесь подкупает удивительное умение слушать, которое я наблюдал, рассказывая о HPE Mobile Center 2.0 заинтересованным клиентам. Так происходит далеко не везде, и это сильная сторона. Желание учиться и делать что-то конкретное с новыми знаниями – отличительная особенность российского менталитета. Понимаю, что ряд организационных и экономических сложностей «утяжеляют» проникновение новых технологий и местному рынку пока не хватает гибкости.

— А где ее в достатке?

Во Франции, Сингапуре, Австралии, Саудовской Аравии и в Дубае например. Там, где пришли к выводу, что нельзя построить общество будущего только на природных ресурсах, поэтому стремительно оптимизируют технологии. К слову, мы работали над мобильным государственным порталом ближневосточной страны где такие услуги, как регистрация автомобилей, запись детей в сад и пр., осуществляются через смартфон. Технологические структуры в России ничуть не хуже аналогичных в мире, но структуры в перечисленных странах гораздо более гибкие и быстрее подхватывают новшества. А сами люди в России, к счастью, хотят что-то делать, и если им дадут себя проявить, то российские решения безусловно будут на мировом уровне.