Почему именно сегодня вдруг стали востребованы сервисы, технические условия для предоставления которых имелись еще во времена мэйнфреймов? ИТ-индустрия сегодня уже сформулировала определение «облачных» вычислений, а аналитики начали рисовать радужные перспективы, представляя «облачные» вычисления не как новый вид сервиса, а как объединение разных видов сервисов, для предложения которых нужна одна инфраструктура – удаленный сервер для выполнения приложения, за работоспособность которого отвечает третья сторона. На первый взгляд традиционный хостинг является «облачным» сервисом, а что же тогда здесь нового? На этот вопрос хорошо ответил Ларри Эллисон: «Cloud сomputing включает в себя все, что делалось и без него, а появление нового понятия есть результат «моды», и не сыграть на его популярности и идеи, за ним стоящей, было бы грешно».

«Облака» объединяют под один зонтик множество областей ИТ, которые раньше, имея много общего, разделялись. Из «облаков» подразумевается получать платформы для вычислений (серверы и виртуальные машины) или приложений (MS Azure), а также сами приложения, доставляемые в рамках концепции SaaS (Salesforce.com и сервисы от Google, Facebook или Yandex). Работа «облака» обеспечивается неким комплексом аппаратных и программных средств – назовем его операционной системой «облака» (ОСО), поддерживающей работу с клиентом, опираясь на сеть крупных центров хранения и обработки данных. Как устроена ОСО, где расположены центры, на каком оборудовании и под управлением какого ПО они функционируют – все эти вопросы для пользователя представляют интерес только из любопытства, а сама структура «облака» для него не важна. Действительно, с какой целью обычно используются компьютеры? Для работы с данными и приложениями. Однако для решения таких достаточно простых задач компаниям приходится приобретать ИТ-инфраструктуру и нанимать обслуживающий персонал. «Облака» позволят сделать это ненужным. По этой логике именно хостинг-провайдеры по сути стали первыми поставщиками «облачных» сервисов.

Сегодня бизнес хостинг-провайдеров значительно расширяется за счет охвата корпоративного сектора, начинающего предъявлять спрос на «облачные» сервисы, самыми распространенными из которых являются SaaS и внутренние «облака». Компании переходят на потребление программного обеспечения по модели SaaS, что представляет собой потребление уже бизнес-, а не ИТ-услуг, как раньше. Методы хостинга начинают применяться не только в рамках ауторсинга, но и для организации внутрикорпоративных ИТ-систем, превращающихся во внутренние «облака». Появление спроса привлекло внимание крупных ИТ-игроков, которые стали теперь позиционировать себя в роли хостинг-провайдеров «облачных» сервисов.

Можно предложить следующую классификацию поставщиков «облаков» (см. рис.), в которой выделяются две большие группы: поставщики платформных «облаков» (ИТ-компании, предлагающие хостинг на базе собственного ПО) и поставщики «облаков» услуг, использующие для создания сервисов ПО других компаний. Первая группа поставщиков делится на три подгруппы: Google, Microsoft и другие крупные компании (IBM, Apple, а также Yahoo!, EMC, HP/EDS, Amazon, Facebook, Adobe и т.д.). Ко второй группе поставщиков «облачных» вычислений можно отнести независимых сервис-провайдеров, предоставляющих услуги внешним клиентам, а также внутрикорпоративных провайдеров, обслуживающих филиалы, отделы и дочерние подразделения, а также сотрудников и партнеров.

Между платформными и сервисными поставщиками «облачных» вычислений обостряется конкуренция – несмотря на большой потенциал ИТ-гигантов, услуги хостеров скоро будут востребованы и
в контексте «облачных» вычислений. Этому способствует нынешняя рецессия – средний и малый бизнес в поисках снижения издержек на ИТ переходит к использованию хостинга вычислительных ресурсов и при этом ищет наиболее дешевые предложения. При таком сценарии развития рынка стоимость услуг станет не единственным преимуществом независимых сервис-провайдеров – важно то, что хостеры будут проявлять более высокую гибкость и оперативность в работе с клиентами. Ведь задача заключается не столько в предоставлении оптимальной вычислительной среды потребителям «облаков» при помощи виртуализации, средств балансировки нагрузки – всего того, что предлагают сегодня представители первых трех групп провайдеров облачных услуг, сколько в автоматизации бизнес-процессов клиентов: управление планами счетов, биллингом и т.п.

Постепенно уходят в прошлое и другие факторы, тормозящие развитие «облачного сервиса». Так, наряду с весьма существенным повышением надежности сетей сегодня уменьшаются и опасения компаний, связанные с потенциальной возможностью контроля провайдером услуг «облака» приватных данных предприятий.

Рост «облачных» сервисов генерируется, в том числе в денежном выражении, за счет активности компаний малого и среднего бизнеса, которые заинтересованы в фокусировании внимания на ключевых бизнес-процессах и потому передают поддержку своих ИТ третьим лицам. Именно этот корпоративный эшелон начинает приобретать ПО как услугу, оценивая преимущества оплаты за время пользования, а в некоторых случаях в кредит. Более того, по оценкам аналитиков, компании, выходящие сейчас на рынок, в большинстве случаев даже не планируют обзаводиться собственной ИТ-инфраструктурой, сразу приобретая ее по модели аутсорсинга или, в новой терминологии, переходя к «облачным» вычислениям. Такие компании преимущественно нуждаются в приложениях для совместной работы и обмена сообщениями, в файловых сервисах, а также в офисных приложениях, бухгалтерских системах, программах безопасности – все это уже сейчас можно потреблять из «облаков». И выиграет в конкурентной гонке тот провайдер «облачных» сервисов, которому удастся предложить все наиболее востребованные программы и ИТ-услуги из «одних рук», на своей собственной, но предельно отрытой для интеграции любых внешних сервисов платформе. Сегодня на рынке пока еще нет поставщика, который консолидировал бы все востребованные компаниями малого и среднего бизнеса ИТ-сервисы и предлагал бы их «пакетами».

Компания Parallels на протяжении многих лет поддерживала хостинговый бизнес по всему миру, причем не ограничивая свое предложение виртуализацией «облачной» инфраструктуры, а предлагая решения и экосистемы с участием сервис-провайдеров и компаний для организации открытой инфраструктуры предоставления услуг из «облаков». Решения по виртуализации и автоматизации позволяют всем поставщикам «облачных» услуг предоставлять необходимые пользователям приложения и сервисы из «одних рук». Для этого, помимо традиционных продуктов виртуализации, таких как Parallels Virtuozzo Containers, компания предлагает четыре группы решений для автоматизации работы «облаков»: Parallels Business Automation – автоматизация биллинга, заказов, продаж и других бизнес-операций компаний; Parallels Operations Automation – автоматизация предоставления сервисов и приложений, а также управления ИТ-ресурсами; Parallels Virtual Automation – автоматизация управления непосредственно виртуальной инфраструктурой; Parallels Plesk – управление серверами и автоматизация хостинга «облачных» сервисов.

Среди крупного бизнеса наиболее распространенным сценарием приобщения к «облакам» является создание инфраструктуры виртуальных компьютеров, в которой рабочие места пользователей превращаются в средства доступа, а вся программная «начинка» хранится в «облаке». Для доступа к своему рабочему месту пользователю нужен лишь канал в Internet, а все необходимое он может взять из корпоративного «облака». Однако сегодня еще далеко не все приложения предоставляются с помощью тонкого клиента: они не поддерживаются используемыми технологиями, требуют административного доступа, не совместимы с другими приложениями, нуждаются в тщательной изоляции, не обеспечивают возможности полного контроля рабочей среды. Все эти проблемы решаемы, и для продвижения инфраструктуры виртуальных компьютеров в «облака» нет объективных преград.

Практически все ведущие производители заявляют сегодня о готовности помочь компаниям и пользователям в создании своих собственных «облаков», например Microsoft анонсировала «облачную» платформу Azure Services Platform, VMware позиционирует vSphere как первую ОС для «облачных» вычислений, и т.д. Однако, если разобраться, во всех случаях рабочей модели «облака» пока нет, а происходит перепозиционирование имеющегося набора продуктов с целью «застолбить» место на перспективном направлении и, как обычно, заранее по максимуму «привязать» потребителя к своей проприетарной платформе.

Все необходимые составляющие собственного «облака» есть у Microsoft – Windows Azure включает инструменты для разработки сервисов и сайтов, центр обработки данных, исполняющий код созданного решения, масштабируемое хранилище, эмуляцию, позволяющую полноценно отлаживать сервис на локальной машине, и др. VMware перепозиционировала свое решение VMware Virtual Infrastructure под иную парадигму. Система vSphere 4, в силу исторических особенностей работы компании VMware, будет работать в «облаках» (собственных виртуальных ЦОД) корпоративных заказчиков, создавая частные группы виртуальных машин на базе физических серверов, взятых из пула ресурсов поставщиков услуг «облачных» вычислений. В реальности все эти платформы еще только начинают тестироваться, и незрелость подобных технологических предложений пока ограничивает полноценный переход ИТ в «облака» как для предприятий, так и даже для домашних пользователей. Но вместе с тем много разных задач для разных видов бизнеса и конечных пользователей уже сейчас эффективно решаются с помощью «облачных» вычислений – кто-то на этом зарабатывает, а кто-то существенно экономит, а это гарантирует, что рано или поздно все окажутся в «облаках».

Александр Тормасов (tor@parallels.com) – директор по развитию научных разработок компании Parallels (Москва).


Структура рынка облачных вычислений