Проблема интеграции данных, используемых разными ИТ-системами, весьма актуальна. Однако, несмотря на огромные затраты на интеграцию, лишь треть проектов заканчиваются успешно. Методология создания Центра интеграционной компетенции позволяет эффективно выполнять интеграционные проекты с учетом уже имеющегося опыта, что обеспечивает экономию значительных ресурсов.

По мнению аналитиков Gartner и Morgan Stanley, интеграция систем и данных является одной из приоритетных задач ИТ-директоров. Она подразумевает как непосредственную интеграцию данных, так и разработку бизнес-процессов. Многие компании берутся за интеграцию самостоятельно, с недоверием относясь к услугам консультантов, и их проектные команды затрачивают массу времени и средств на решение задач, которые, возможно, уже были реализованы другими организациями, специализированными центрами или консалтинговыми фирмами. В лучшем случае это приводит к дублированию решений, а в худшем — к существенным потерям ресурсов, поэтому все большую популярность приобретает подход к интеграции на корпоративном уровне, позволяющий, по утверждению Forrester, экономить миллионы долларов за счет консолидации усилий.

Многие компании в конце прошлого века взяли на вооружение один из типичных подходов к интеграции — приобретение всех программных продуктов у одного производителя. Однако такая стратегия наряду с очевидными преимуществами имеет и оборотную сторону. При покупках только у одного производителя невольно приходится наряду с хорошими программными продуктами приобретать и плохие. Слияния и поглощения производителей часто обусловливают появление дублирующих продуктов или систем, на консолидацию которых могут уйти годы. Экономически неэффективно менять унаследованные системы и инфраструктуру каждый раз при появлении новой технологии (в среднем это должно происходить раз в семь лет).

Центр интеграционной компетенции

Создание центров интеграционной компетенции (Integration Competency Center, ICC) дает возможность устранить недостатки, присущие децентрализованным усилиям по интеграции. В какой-то степени ICC — это попытка воплощения идей, заложенных в EDI-решениях категории EDI (enterprise data integration) и заключающихся в сочетании процессов автоматизации бизнеса, обработки и обмена данными. Однако в ICC акцент делается на подходе, согласно которому системы класса EDI, EII (enterprise information integration) и другие используются в процессе интеграции на правах отдельных компонентов. Подход ICC призван обеспечить разные организационные структуры компании передовыми практиками, процессами и технологиями интеграции, что помогает структурировать проект интеграции.

Закономерен вопрос: как соотносятся ICC и ITIL? Как известно, IT Infrastructure Library — это библиотека передового опыта и лучших практик, содержащая описания процессов управления ИТ-сервисами. Ядро библиотеки — описания процессов поддержки и предоставления услуг. На базе ITIL разработаны такие методики организации сервиса, как MOF (Microsoft), ITSM Reference model (HP), IT Process model (IBM). Сегодня ITIL, которая соответствует стандартам IS0 15288, содержащим ряд требований к сервисным процессам, стала фактическим стандартом организации ИТ-сервисов. Но для поддержания ряда сервисных процессов необходимы применение проектных методов и экономически выгодное управление проектами — это и есть мостик между ICC и ITIL.

По мнению Дэвида Лайла, соавтора книги ICC — an Implementation Methodology, поскольку ICC организационно и концептуально представляет собой один из ИТ-сервисов (сервис интеграции), то идеология ITIL применима и к ICC. В зависимости от выбранной модели ICC, рекомендации ITIL будут применимы в той или иной степени. Например, модель ICC «Центральные услуги» в явном виде подразумевает оказание услуг другим подразделениям, а посему все процессы ITIL в области предоставления сервисов здесь уместны (SLA, Capacity Management, Cost Management и др.). Что же касается применяемых в ICC технологий, здесь требуются механизмы мониторинга статуса процессов интеграции в режиме реального времени (в том числе, metadata reporting и dashboard), а это, кстати, является важной составляющей SLA.

Отметим две основные задачи ICC: сокращение расходов на интеграцию и построение адаптивного предприятия. Первая задача решается путем внедрения единых стандартов, унификации процессов и повторного использования разработок, таких как определение источников данных (метаданных), бизнес-справочников, аппликативных интерфейсов, бизнес-правил перекодировки и т.д. Все это позволяет уменьшить затраты на разработку, тестирование и поддержку. Решение второй задачи достигается за счет относительной автономии индивидуальных ИТ-систем, каждая из которых может изменяться независимо, но в рамках интеграции с другими при условии обеспечения целостности бизнес-процессов компании.

Актуальность ICC понятна уже при учете его целей:

  • продвижение интеграции как формальной дисциплины;
  • создание группы экспертов для анализа процессов интеграции;
  • создание и развитие навыков, способностей и передовых практик в области интеграции;
  • отслеживание, оценка и выбор технологий и продуктов интеграции;
  • управление пилотными проектами интеграции;
  • руководство интеграционными проектами и поддержка их в сотрудничестве со всеми подразделениями компании.

Предположим, компании требуется консолидировать имеющиеся у нее ERP-системы, построить корпоративное хранилище данных, осуществить миграцию с унаследованных систем, создать базы данных по сотрудникам и витрины данных (data mart). Если каждая проектная команда будет решать эти задачи, не консультируясь с другими, можно ожидать, что ресурсы будут использоваться неэффективно, возникнут дублирование и дополнительные затраты на поддержку систем. Кроме того, дискретный проектно-ориентированный подход приведет к нарушению целостности и актуальности данных, используемых разными бизнес-подразделениями, а это, в свою очередь, обусловит недоверие к источникам данных и самим данным.

С помощью ICC удается выполнять интеграцию комплексно, решать одинаковые задачи разных проектов лишь единожды, что дает ощутимую экономию времени и средств. Согласно опросу клиентов, проведенному компанией Informatica, стоимость типичного проекта интеграции данных составляет 500 тыс. долл., его выполнение требует 270 человеко-дней и включает в себя более 200 трансформаций потоков данных. Если для 10 проектов принять, что в среднем треть разработок используется повторно (вполне реальное число для ICC), то потенциальная экономия более чем заметна. Общая стоимость разработки снизится на 1,66 млн. долл., продолжительность проекта — на 900 дней, а поддержка сократиться на 666 трансформаций. К примеру, в компании «ВымпелКом» повторное применение компонентов в проекте построения корпоративного хранилища данных позволило сэкономить 20% времени разработки; в данном проекте программные продукты Informatica задействуются как средства категории ETL (extract, transform, load).

Организация ICC

Различают четыре основные модели ICC: «Лучшие практики» (Best Practices), «Технологические стандарты» (Technology Standards), «Разделяемые услуги» (Shared Services) и «Центральные услуги» (Central Services). В таблице указаны основные различия между ними и преимущества каждой модели.

Модель «Лучшие практики» позволяет продвигать экспертизу интеграции в компании посредством документирования эффективных проектов. Эта модель, самая легкая в применении, дает возможность сделать первый шаг в правильном направлении. В ее рамках организация устанавливает корректные процессы интеграции в разных бизнес-подразделениях с помощью документирования и распространения рекомендаций по процедурам и стандартам графического изображения (мэппинга), разработки и управления проектами интеграции, в том числе управления изменениями. Обычно специалисты, управляющие процессами интеграции, обладают наибольшей квалификацией и опытом — они формируют виртуальную группу, которая состоит из проектных менеджеров и ведущих разработчиков разных проектов интеграции. Самую важную роль в данной модели играет ICC-менеджер-координатор знаний, который собирает и распространяет лучшие практики. ICC-менеджер разъясняет бизнес-подразделениям выгоду обращения в ICC за помощью по вопросам интеграционных инициатив. Таким образом, главная цель этой модели — документировать лучшие практики и стандарты. Она не подразумевает центральной поддержки или наличия группы разработчиков для внедрения таких практик и стандартов.

Модель «Технологические стандарты» построена на основе предыдущей, но определяет еще и общую технологию всех интеграционных проектов компании, добавляя рекомендации по выбору программного обеспечения. Эта модель фокусируется на процессах стандартизации и конвенции имен, установки стандартов метаданных, тренингов и процедур управления изменениями, а также на выборе поставщиков оборудования и технологий интеграции. Кадровый состав ICC расширяется за счет технических специалистов, таких как администратор метаданных, технолог, менеджер по продажам, координатор тренингов. В рамках этой модели вся интеграционная активность осуществляется в рамках одной стандартизированной платформы, централизуя или объединяя метаданные организации. Очевидно, что успех этой модели зависит от правильного выбора интеграционной платформы, которая обеспечивает управление метаданными и возможность повторного использования процессов, систем и ресурсов.

Модель «Разделяемые услуги» основывается на двух предыдущих и позволяет более эффективно использовать ресурсы за счет создания единой среды интеграции (разработчики, тестировщики и т.д.) для разных проектов. Модель оптимизирует эффективность проектных групп посредством обеспечения услуг и технической поддержки при разработке и эксплуатации. Эта модель ICC значительно сложнее предыдущих. Она охватывает техническую среду (включая закупку ПО), архитектуру, инсталляцию, модернизацию и отвечает за эффективное распределение ресурсов между проектами. Модель позволяет распределять затраты, обеспечивает доступность ресурсов (за счет их тщательного планирования), способствует повышению активности и производительности при выполнении проектов, управляет процессами создания и изменения документации на разных стадиях ведения проекта. ICC поддерживает решение разных вопросов интеграции (от архитектуры до детального дизайна) и межпроектную интеграцию. В состав исполнителей, как и в предыдущей модели, входят технические специалисты, а также системные архитекторы.

Модель «Центральные услуги» — самая полная, предполагающая комплексный контроль над всеми интеграционными инициативами компании. Она имеет свой бюджет и, кроме всего прочего, предусматривает оказание услуг другим бизнес-подразделениям. Эта модель обеспечивает более широкую поддержку проектов, в том числе управление ими, чистку данных, системное тестирование и многие другие функции.

После создания ICC и определения его целей необходимо выбрать технологию интеграционных процессов. Для большинства ICC требуется технология, которая обеспечивает возможность работы с разными источниками данных, поддерживает повторное использование объектов, распределенную разработку, гибкость и адаптивность к изменениям бизнеса.

Дов Ривкин (drivkin@arstel-consulting.ru) — старший менеджер компании «Арстел Консалтинг» (Москва).


Статистика интеграции

Компания Standish Group, ежегодно анализирующая результаты многочисленных ИТ-проектов, обнаружила, что 15% из них не доходят до завершающей стадии, 51% не достигают намеченных целей и только 34% оказываются успешными. Если в этой статистике выделить наиболее масштабные и сложные в плане интеграции проекты стоимостью более 10 млн. долл., результат получится совсем неутешительным: 39%, 60% и 1% соответственно.

Опасные симптомы выявил журнал Information Week, опросив в прошлом году компании, ранее внедрившие ту или иную ИТ-систему. Оказалось, что 30% организаций, использующих ERP-системы, не внедряют новые разработки, поскольку опасаются сложностей их интеграции с уже действующими решениями.

Проблемы интеграции стали ключевыми в ряде известных неудачных проектов. Так, сбои при интеграции бизнес-процессов компаний HP и Compaq привели к недовыполнению заказов на десятки миллионов долларов. Проблемы интеграции ERP-системы с функционирующей в университете штата Индиана (США) системой оставили студентов без финансовой поддержки; для решения этих проблем потребовалось изыскивать дополнительные денежные ресурсы. Компания AT&T Wireless в 2003 году недополучила более 100 млн. долл. доходов вследствие небрежной модернизации CRM-системы, которая вылилась в потерю тысяч новых клиентов.


Продукты для ICC компании Informatica

Одним из поставщиков решений для адаптивной интеграции данных предприятия в соответствии с методологией ICC является компания Informatica. Благодаря ее продуктам клиенты получают возможность визуализировать данные, осуществлять аудит информационных архивов, организовывать обмен данными между корпоративными системами. Продукты Informatica, основанные на архитектуре UDS (Universal Data Services), обеспечивают понятное представление информации из множества комплексных источников. UDS упрощает процесс обращения к разным системам и ресурсам, обеспечивает оперативность получения данных. В семействе продуктов Informatica можно выделить PowerCenter с дополнительными модулями PowerAnalyzer и SuperGlue.

PowerCenter — платформа интеграции данных в масштабе предприятия, позволяющая разрабатывать проекты консолидации систем и синхронизации данных между ними, миграции данных, построения хранилищ данных и др. Она дает возможность ИТ-подразделениям преобразовывать данные из разрозненных систем в консистентную, целостную, достоверную информацию. В этом продукте реализован подход «построй один раз — используй многократно», поэтому он адаптивен к изменениям процессов производства и задач клиента. Основные возможности PowerCenter таковы:

  • работа в средах Windows, Unix и Linux, единая архитектура с графическим интерфейсом;
  • интеграция с основными платформами и СУБД (Oracle, DB2, Teradata, SQL Server, Sybase, VSAM, IMS);
  • интеграция с большинством приложений компаний SAP, PeopleSoft, Siebel, SAS и др.;
  • интеграция с системами реального времени и управления сообщениями (Tibco, IBM MQ, JMS и др.);
  • встроенные возможности очистки данных;
  • безопасность (права на уровне объектов, поддержка LDAP, шифрование данных и т.п.);
  • обработка данных в режиме реального времени в архитектуре Supply Chain Operation Services, которая позволяет синхронизировать бизнес-процессы в цепочках поставок, отслеживать события и ключевые показатели эффективности.

PowerAnalyzer — система бизнес-интеллекта, предназначенная для создания отчетности и анализа данных. Она позволяет интегрировать и строить отчеты в Excel, получать предупреждающие сигналы и метрики в режиме реального времени, анализировать аналитические запросы.

SuperGlue — модуль управления метаданными предприятия, позволяющий визуализировать и анализировать его ИТ-структуру. Он объединяет метаданные из разных источников, приложений и баз данных: CA ErWin, IBM Rational Rose, Microsoft Visio, Oracle Designer, Sybase PowerDesigner PDM, Business Objects, Cognos, IBM DB2 CubeViews, Microstrategy, Oracle, IBM DB2 UDB, IBM Informix, Microsoft SQL Server, Teradata. Этот модуль предоставляет средства для анализа метаданных и создания отчетов, помогая компании получать «данные о данных».