Рьяно взявшись за продвижение решений типа On Demand и Grid, ведущие игроки ИТ-рынка вскоре столкнулись с тем, что традиционные архитектуры не очень-то хорошо позволяют эффективно работать с глобальными конфигурациями, для управления которыми неизбежно требуются либо чрезвычайные средства внешнего администрирования, либо возможности самоуправления. Для того чтобы на базе систем предоставления услуг по запросу предлагать заказчикам сервис гарантированного качества за конкретные деньги, ИТ-система должна состоять из достаточно самостоятельных модулей, способных без вмешательства оператора определять, какие ресурсы следует выделять для обслуживания приложения, с кем работать, как лечить себя, когда в соответствии с бизнес-политиками отдавать ресурсы, а когда их искать вовне или просто подождать. Если же для поддержки работоспособности системы будет необходимо регулярное вмешательство администраторов, тогда, как отмечается в одной из статей данного номера журнала, посвященного адаптивным системам, расходы на управление и борьбу со сложностью ИТ-конфигурации превысят все допустимые для бизнеса пределы.

Здоровому телу ИТ нужен здоровый дух, способный «вынести» любые новомодные проекты. Возможно, именно этим объясняется завидное долголетие мэйнфреймов, конструкторы архитектур которых изначально предусматривали встроенные средства автономной, а точнее, независимой от капризов внешней среды, работы. Сегодня оснащением ИТ-конфигураций средствами самоконфигурированя, самолечения, самозащиты и самооптимизации озаботились уже почти все игроки ИТ-рынка и наиболее интересных успехов достигли именно те, кто имел в прошлом опыт работы с мэйнфреймами. Однако не следует ожидать, что адаптивные системы — это новый продукт, сервис или очередной брэнд. Адаптивные системы - сплав знаний о бизнесе, новых технологий, архитектур и открытых стандартов. Именно такой стратегии придерживаются первопроходцы, сравнивающие идеологию адаптивных систем с «топливом», источником энергии для дальнейшего развития ИТ. И не случайно в названиях систем и технологий, используемых для построения адаптивных систем, сквозит биологическая тема: архитектура «Дарвин», нервная система передачи информации, самосознание, инстинкт самосохранения, органичные ИТ-инфраструктуры.

Более года назад аналитики Forrester Research предложили термин Organic IT для обозначения нескольких относительно независимых и весьма развитых технологических направлений. По их мнению, Organic IT основывается на принципе распределения ресурсов, выстраивания в стройную систему всех необходимых технологий с целью сборки конфигурации, требуемой для решения конкретной бизнес-задачи. Как и подобает аналитикам, формулировка весьма расплывчата, поэтому в журнале мы постарались собрать всю имеющуюся на сегодняшний день информацию по конкретным идеям и решениям, предлагаемым ведущими игроками ИТ-рынка.

Что дают адаптивные системы для бизнеса? В частности, это: представление ИТ-ресурсов как услуги по требованию бизнеса для повышения его реактивности и самоуправляемая инфраструктура, скрывающая от пользователя внутреннюю сложность организма аппаратно-программного тела. В конечном счете, основная задача любого ИТ-отдела — добиться четкого соответствия между его функциями и приоритетами бизнеса. Достигать этого надо не как придется в каждом конкретном случае, а в соответствии с единой идеологией, на роль которой и претендует концепция адаптивных систем.

В этом номере будет много сказано об интересных деталях и средствах, предлагаемых для включения в «тело» адаптивной конфигурации, например, о такой ее возможности, как «непоседливость», направленная на борьбу с совершенством, которое понимается как завершенность, означающую смерть ИТ-конфигурации. Адаптивная система никогда не успокаивается на достигнутом и всегда ищет способы оптимизации своей работы. Однако хотелось бы, чтобы из анализа статей данного выпуска журнала читатель вынес главный вывод: слишком долго поставщики вместо услуг пытались продать технологии — наступающая сегодня эпоха адаптивных систем требует реальной консолидации всего опыта, накопленного ИТ-сообществом. Такой опыт давно уже собирается в виде библиотек ITIL, свои версии которых имеют многие ведущие производители, однако, до сих пор мнение о них было достаточно скептическим, а их идеи, по крайней мере, у нас в стране, продвигали лишь отдельные энтузиасты. А вместе с тем, для формирования бизнес-политик, составляющих мозг адаптивных конфигураций, эти знания незаменимы.

Сегодня пока рано говорить о выходе на рынок решений, полностью удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к адаптивным системам, и способных работать в любых прикладных областях. Предстоит еще большая работа по популяризации и осмыслению концепции адаптивных систем, как со стороны клиентов, так и со стороны основных игроков ИТ-рынка, особенно учитывая инертность бизнеса и уже сделанные огромные инвестиции в инфраструктуру. Успех продвижения красивой концепции органических ИТ состоит во взаимопроникновении высоких технологий и бизнеса — первые должны ускорить процесс формализации бизнес-процессов, а второй — четче ориентировать новые технологии на решение насущных прикладных задач.