Компания Google анонсировала долгожданную платформу с открытым исходным кодом, ориентированную на создание программного обеспечения для мобильных устройств. Платформа, поддерживаемая такими тяжеловесами отрасли, как T-Mobile, HTC, Qualcomm и Motorola, вполне способна встряхнуть рынок беспроводных технологий до самого основания, создав необходимые условия для упрощения и удешевления разработки мобильных приложений.

Дружба - дружбой …

Платформа Android разрабатывалась компанией Google совместно с другими членами ассоциации Open Handset Alliance, объединяющей свыше 30 членов. Конечная цель этой амбициозной инициативы заключается в том, чтобы стимулировать внедрение инноваций в мобильном секторе и ускорить процесс вхождения пользователей в Web через сотовые телефоны.

Платформа с открытым исходным кодом содержит полный набор компонентов, в том числе операционную систему, стек промежуточного программного обеспечения, настраиваемый пользовательский интерфейс и необходимые приложения.

Первые телефоны на платформе Android должны появиться на рынке во второй половине 2008 года. Платформа будет распространяться по открытой лицензии. Это предоставит дополнительную гибкость разработчикам, желающим модифицировать свои компоненты, а также архитектуру продуктов и услуг.

Предварительный доступ к пакету будет открыт уже на следующей неделе.

Разработчики получат возможность ознакомиться с набором инструментальных средств, необходимым для создания приложений на данной платформе. Помимо уже перечисленных организаций в работе альянса принимают участие компании Broadcom, eBay, China Mobile, Intel, LG Electronics, NTT DoCoMo, nVidia, Samsung, Sprint Nextel, Telecom Italia, Telefonica, Texas Instruments и Wind River.

В списке отсутствует Apple - традиционный союзник Google. Популярный инновационный продукт этой компании iPhone опередил по срокам платформу Google и уже успел завоевать симпатии потребителей.

Платформа для 3 млрд. человек

По словам генерального директора Google Эрика Шмидта, Android откроет пользователям совершенно новую мобильную среду с приложениями и функциями, которые сегодня трудно себе даже представить.

Сегодня в мире насчитывается уже около 3 млрд. мобильных пользователей, и основная миссия Google состоит в том, чтобы повысить эффективность их доступа к приложениям и службам Internet.

Упрощение доступа к поисковым механизмам и другим интерактивным службам с помощью мобильных устройств является для компании ключевой задачей, решение которой позволит ей расширить границы своего рекламного бизнеса в беспроводном пространстве.

Сегодня рынок мобильной рекламы еще только зарождается, но в ближайшие годы он будет расти очень высокими темпами. По оценкам аналитиков Opus Research, к 2012 году общий оборот рынка мобильной рекламы в Северной Америке и Западной Европе достигнет 5,08 млрд. долл., тогда как сейчас он оценивается всего лишь в 106,8 млн. долл. Таким образом, среднегодовые темпы роста в сложных процентах (Compound Annual Growth Rate, CAGR) составят 116%.

Представители компании Opus Research, представившие свой прогноз на прошлой неделе, полагают, что расширение возможностей мобильных телефонов заставит их обладателей проводить больше времени в Internet. А это в свою очередь будет способствовать росту активности рекламодателей.

Назвав Android "первой по-настоящему открытой и полнофункциональной платформой для мобильных устройств", Шмидт заметил, что она предоставит необходимые средства поддержки "тысячам различных моделей мобильных телефонов", в том числе и перспективному устройству Gphone, которое (если, конечно, когда-нибудь оно увидит свет) будет носить торговую марку Google.

Новый уровень инноваций

Платформу Android планируется распространять по лицензии Apache v2 совершенно бесплатно. Шмидт охарактеризовал Apache v2 как наиболее либеральную с точки зрения операторов мобильной связи лицензию на программное обеспечение с открытым исходным кодом.

"Платформа представляет собой новый фундаментальный уровень инноваций, - пояснил он. - Он охватывает новые приложения для самых разных мобильных устройств, появление которых еще совсем недавно казалось невозможным, а также способы ускорения вывода этих приложений на рынок".

Ранее внедрение инноваций на рынке мобильных устройств сдерживалось из-за отсутствия четкого взаимодействия и технических стандартов, а также вследствие высокой стоимости разработки и трудностей распространения.

Все это привело к тому, что разработчики программного обеспечения, операторы мобильной связи и производители беспроводных устройств весьма неохотно шли на риск, разрабатывая новые продукты.

С другой стороны, владельцы мобильных телефонов уже давно хотят иметь Internet-приложения, аналогичные тем, которые доступны пользователям ПК. Платформа Android позволит разработчикам, операторам и производителям телефонов предоставить потребителям все необходимые им средства.

Точку зрения Шмидта разделяют руководители компаний Deutsche Telekom (выступающей в качестве родительской для T-Mobile), HTC, Qualcomm и Motorola. Все они поддержали его заявление и объявили о наличии планов разработки продуктов на базе Android. Правда, конкретные детали этих планов пока не разглашаются.

История «Андроида»

Известно, что большая часть технологии Android была разработана одноименной компанией, которую Google купила в 2005 году. Один из ее основателей - Энди Рубин, занимающий сегодня должность директора Google по мобильным платформам, также принял участие в пресс-конференции и пообещал подробнее рассказать о технической реализации платформы после выпуска пакета SDK, который намечен на следующую неделю.

Рубин сообщил, что компонент операционной системы создан на основе Linux. Кроме того, в состав платформы включен полнофункциональный мобильный браузер HTML, которому отводится ключевая роль в радикальном улучшении мобильных технологий Internet. Компонент браузера имеет критически важное значение и для расширения и улучшения доставки на сотовые телефоны интерактивной рекламы.

На вопрос об отсутствии в списке партнеров компании Apple, в состав совета директоров которой он входит, Шмидт заметил, что и сам является ныне "счастливым обладателем" iPhone, но цель разработчиков Android заключается в дальнейшем расширении "мобильного функционала", в том числе и в создании еще не изобретенных функций.

Сегодня мы видим явные свидетельства того, что усилия Google совершенно не радуют руководство Apple, поскольку альянс предоставляет очевидные преимущества конкурирующим производителям и операторам, не поддерживающим iPhone. Основной телекоммуникационный партнер Apple - корпорация AT&T также предпочитает дистанцироваться от инициативы Google.

«Ответный удар» Apple

Появление Android ускорит темпы создания устройств, которые смогут составить конкуренцию iPhone, а следовательно, будут способствовать снижению привлекательности продукта Apple для пользователей.

Несколько недель назад представители Apple объявили о грядущем выпуске пакета SDK. Таким образом, независимые разработчики получат возможность самостоятельно создавать приложения для iPhone. Ожидается, что пакет SDK появится в феврале будущего года.

Со своей стороны, Google представит предварительную версию SDK уже на следующей неделе. Программное обеспечение предполагается улучшать и развивать в соответствии с замечаниями и пожеланиями разработчиков. В рамках этих усилий компания Google планирует поддерживать специальные службы, с помощью которых независимые разработчики смогут распространять мобильные приложения на базе Android.

Шмидт  не считает, что появление еще одной мобильной платформы приведет к усилению технологической фрагментации, поскольку доступ к Android будет открыт всем желающим, а лицензия позволяет разработчикам модифицировать платформу по своему усмотрению.

К числу крупных поставщиков платформ для мобильных операционных систем относятся также компании Microsoft и Symbian. Сегодняшние усилия Google можно рассматривать как прямой вызов их предложениям.

Генеральный директор Google заметил, что бесплатное и открытое распространение Android вовсе не исключает для его компании возможности подписания с операторами и производителями телефонов соглашений о разделе доходов, получаемых за счет предоставляемых Google услуг и рекламы на мобильных устройствах.