Тема Интернета вещей является широко обсуждаемой. Ведущие исследовательские агентства помещают ее в список ключевых технологических трендов ближайшего будущего.

Одно из авторитетных его определений было сформулировано IERC: «Интернет вещей является составной частью будущего Интернета и может быть определен как динамическая глобальная сетевая инфраструктура с возможностью самонастройки на основе общих стандартных и совместимых протоколов связи, где физические и виртуальные вещи имеют идентификаторы, физические атрибуты и виртуальные персоналии, используют интеллектуальные интерфейсы и легко интегрируются в информационную сеть».

Таким образом, «умные» вещи могут быть идентифицированы и имеют физические признаки, которые позволяют им чувствовать, взаимодействовать и общаться. С добавлением сетевого интерфейса люди и машины могут контролировать и управлять такими объектами, запрашивая и изменяя их состояние. Наиболее важными отличиями «Интернета вещей» от существующего Интернета являются фокус на машинах, а не на человеке, а также существенно большее число объектов и существенно меньшие их размеры.

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования «Интернет вещей и межмашинные коммуникации». Для этих целей были использованы консенсус-оценки, проведенные на основе прогнозов ряда агентств, таких как GSMA, Harbor Research, ABI Research, и преобразованы в наиболее вероятный прогноз.

Определение размера рынка представляет значительную сложность. В рамках исследования под рынком Интернета вещей понимается совокупность рынков оборудования, технологий и услуг RFID, SCADA, NFC, а также различных датчиков и связанных с ними облачных сервисов. Основную долю в его объеме занимают технологии RFID, датчики и NFC-модули.

В 2013 году размер мирового рынка ИВ составит 98 млрд долл. В ближайшие два года его рост будет относительно невелик, однако затем последует взрывной рост, и к 2020 году рынок вырастет до 359 млрд долл.

ИВ находит применение во множестве отраслей экономики и в повседневной жизни. Сегментация по сферам применения включает несколько основных направлений:

  • Городская среда и общественная безопасность («умные» города, подключенные здания, «умные» счетчики для ЖКХ, «умный» транспорт, технологии геолокации и другие);
  • Розничная торговля и банковские услуги (RFID, электронные платежные устройства и системы);
  • Электроэнергетика («умные» электросети, энергосберегающие технологии);
  • Здравоохранение (удаленная поддержка пациентов и пожилых людей);
  • Частная жизнь («умный» дом, «умные» автомобили, потребительская телематика).

Участники российского рынка достаточно сдержанно оценивают современное состояние и развитие Интернета вещей в сравнении с передовыми странами. Тем не менее, на протяжении последних лет национальный рынок начал формироваться путем реализации ряда «пионерских» проектов по применению технологии RFID, использования предустановленного оборудования GPRS/ГЛОНАСС на транспортных средствах, строительства «умных» парковок, пилотных проектов NFC в метро и платежных терминалах, запуска услуг M2M на базе специальных SIM-карт.

Интернет вещей, J'son & Partners, RFID, M2M