Сергей Ситников должен определить функции и структуру обновленной надзорной службы Не успел Россвязькомнадзор торжественно отметить 15-летний юбилей, а его руководитель отрапортовать о налаживании эффективной работы после очередной реорганизации, как в этом ведомстве вновь произошли большие перемены. Дмитрий Медведев подписал 3 декабря Указ о преобразовании Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Как говорится в документе, это сделано «в целях совершенствования государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Россвязькомнадзор реформируется не впервые: в 2007 году Владимир Путин объединил Россвязьнадзор и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуры). Затем Президент Дмитрий Медведев разделил этот орган на две составляющие: Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

8 декабря 2008 года Председатель Правительства Владимир Путин назначил руководителем обновленной структуры Сергея Ситникова, который с июля занимал должность заместителя руководителя Россвязькомнадзора. Прежде он, журналист по образованию, возглавлял костромской филиал ГТРК.

Борис Боярсков, сохранявший кресло руководителя Россвязькомнадзора во время прежних реорганизаций, на сей раз его потерял. Политика Боярскова давно вызывала недовольство некоторых игроков медиа-рынка и операторов связи — достаточно вспомнить скандалы с телеканалом «2х2» и газетой «Ведомости». Не исключено, что катализатором отставки Боярскова стало открытое письмо генерального директора Ассоциации операторов телефонной связи Владимира Зайцева Президенту России, поступившее в Россвязькомнадзор 28 ноября. В нем связисты обвиняют Боярскова в «почти абсолютной лояльности монопольным структурам ОАО «Связьинвест» и в противодействии развитию конкуренции». Подчеркивается, что не было ни одного случая поддержки органами Россвязькомнадзора малых операторов связи при рассмотрении их конфликтов с монополистами в арбитражных судах, а необъективное участие этих органов в арбитражных процедурах способствовало принятию неправомерных решений. А «не для печати» представители отрасли часто поговаривали о чересчур самостоятельной деятельности Боярскова, которая вела к прямому конфликту с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым.

Скорее всего, очередная реорганизация федеральной службы призвана решить сразу две проблемы: избавиться от скандальной фигуры Боярскова и дать государству контроль над динамично развивающейся сферой ИТ. В этом контексте нельзя исключать принятия дополнительных мер по лицензированию и контролю качества ИТ-услуг. Государственный надзор может применяться не только к персональным данным, но и к разработке ПО. Определить функции и структуру нового ведомства должен его новый руководитель. Известно лишь, что преобразованный Россвязькомнадзор останется в ведении Минкомсвязи, в котором он находится с весны 2008 года.