Евгений Лисицин с удовлетворением отметил, что Россия характеризуется наибольшей среди стран мира долей «интенсивно подключенных» пользователей. Примерно три года назад специалисты по маркетингу и PR компании Nortel придумали термин «гиперподключенность», характеризующий масштабы использования коммуникационных технологий в деловой и повседневной жизни. Общее определение этого термина – «состояние среды, в котором количество устройств и приложений, подключенных к сети, превосходит число пользователей». Трудно сказать, какую пользу принесет такое словотворчество всему прогрессивному человечеству, но выгода для самой Nortel очевидна: тиражирование «инновационного» термина в СМИ формирует у читателей безусловную ассоциативную связь между современными коммуникационными технологиями и продуктами этой фирмы.

Весной текущего года аналитики IDC по заказу Nortel провели глобальное исследование, попытавшись выяснить, как современные коммуникационные технологии («гиперподключенность» в трактовке клиента) влияют на работу и саму жизнь людей. При этом сам термин «гиперподключенность» получил расширенное и углубленное толкование. Исследователи утверждают, что всех пользователей коммуникационных технологий можно разделить на четыре категории.

Первая – собственно «гиперподключенные» пользователи нового поколения. Они задействуют минимум семь разных устройств в личных и рабочих целях, а также не менее девяти приложений - мгновенного и текстового обмена сообщениями, проведения Web-конференций, участия в социальных сетях и др. Типичный джентльменский набор «гиперподключенца» включает в себя домашний и рабочий настольные ПК, ноутбук, КПК, фиксированный телефон, мобильный телефон и, например, GPS-навигатор. Впрочем, возможны варианты - включение в список MP3-плейера, игровой приставки, сенсорного экрана и других электронных систем, имеющих выход в Глобальную сеть.

С немного меньшим энтузиазмом задействуют коммуникации потребители из второй группы – «интенсивно подключенных». Они оперируют минимум четырьмя устройствами и шестью приложениями, активно пользуются блогами и вики-сайтами, но в два раза реже, чем «гиперподключенные», вовлекаются в социальные сети и втрое реже пользуются системами IP-телефонии.

Третья группа - «пассивно подключенные». Они применяют еще меньше коммуникационных устройств и только начинают экспериментировать с некоторыми приложениями (например, обмена мгновенными сообщениями), но еще не готовы пользоваться более сложными приложениями категории Web 2.0, такими как социальные сети или видеоконференции.

Замыкают список «ограниченно подключенные», которые хоть и задействуют Internet, но для передачи сообщений чаще всего используют электронную почту. Они обычно выходят в Internet через настольный ПК, а для голосовых вызовов задействуют мобильный телефон.

Опросив почти 2400 человек в 17 странах, специалисты IDC установили, что 16% респондентов уже работают в условиях гиперподключенности. Они полностью реализуют потенциал всех имеющихся устройств и активно применяют новые коммуникационные приложения. «Интенсивно подключенных» пользователей - 36%.

Результаты исследования позволяют заключить: по мере того, как «интенсивно подключенные» будут обретать новые возможности (среди прочего учитывается и меняющаяся демография рабочей силы), доля «гиперподключенных» будет расти. Согласно прогнозам, за пять лет она должна достичь 40%. Это связано с тем, что пожилые работники выходят на пенсию, а на их место приходят молодые люди, которые составляют основную часть «интенсивно подключенных».

Исследование проводилось в Северной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке. Были опрошены мужчины и женщины, работающие в разных отраслях и представляющие предприятия разного размера. Странами с самым большим числом «гиперподключенных» оказались Китай и США, а меньше всего их - в Канаде и Объединенных Арабских Эмиратах.

Больше всего «интенсивно подключенных» насчитывается в России – таковых в нашей стране более 36%», – с удовлетворением отметил Евгений Лисицин, управляющий директор Nortel по России, странам СНГ и Балтии. В Латинской Америке вновь народившиеся сегменты «интенсивно подключенных» и «гиперподключенных» растут стремительными темпами – 64% работающих относятся к одному из них. В Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель составляет 59%, в Европе – 50%, в Северной Америке – 44%.

Свыше 50% респондентов в регионе EMEA (вдвое больше, чем в Северной Америке) заявили, что используют в работе мгновенные и текстовые сообщения. На вопрос о том, какую вещь они взяли бы с собой при необходимости на сутки покинуть дом, более 38% всех респондентов (в Латинской Америке - свыше 50%) назвали мобильный телефон, отдав ему предпочтение перед бумажником, ключами, ноутбуком и MP3-плеером. Менее 30% опрошенных выбрали бумажник, а «гиперподключенные» - ноутбук.

Более трети респондентов пользуются в работе ресурсами социальных сетей и других онлайновых сообществ, таких как блоги, википедии и онлайновые форумы – лидируют в этом отношении страны Карибского бассейна и Латинской Америки. Личные сообщения, публикуемые в социальных сетях и других онлайновых сообществах, по объему втрое превосходят деловые.

Доли «гиперподключенных» в разных отраслях неодинаковы. Они варьируются от 9% опрошенных в здравоохранении до 25% в сфере высоких технологий и 21% в финансовой отрасли.

Для домашнего доступа к Internet задействуют несколько устройств почти 70% респондентов, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе цифра еще больше – 80%. С помощью нескольких устройств выходят в Сеть из дома примерно 80% опрошенных в возрасте от 18 до 34 лет. Почти каждый пятый отметил, что ему трудно пользоваться несколькими несогласованными средствами связи. Потребители из финансового и высокотехнологичного сегментов больше других недовольны тем, как их компании управляют несогласованными коммуникационными системами. Свыше 25% опрошенных считают свои корпоративные системы медленными и ненадежными.

Эти цифры внушают особый оптимизм маркетологам Nortel. Они утверждают, что эффективным ответом на запросы и чаяния растущей аудитории «гиперподключенных» являются продукты самой Nortel и ее стратегических партнеров в области унифицированных коммуникаций - еще одного модного термина нашего революционного времени.