Борис Бобровников: «Компания берется за те проекты, которые позволяют ей наработать компетенцию в нужных сферах»Компания «Крок» подвела итоги минувшего года. Согласно ее отчету, общий оборот составил в 2007 году 803 млн долл., что на 53% превышает объем продаж в позапрошлом году. Больше половины выручки принесли заказы, выполненные в регионах. За год было реализовано порядка 650 крупных проектов, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч долларов. Однако, как отметил генеральный директор компании Борис Бобровников, системный интегратор охотно берется и за более мелкие проекты, особенно те, которые позволяют нарабатывать компетенцию в перспективных областях.

По мнению представителей «Крока», стоимость самых масштабных российских ИТ-проектов достигает 20–25 млн долл. — именно в такие суммы обходится создание высоконадежных корпоративных дата-центров. Какая часть доходов пришлась на поставку решений, а какая — на сопутствующие ИТ- и консалтинговые услуги, руководство фирмы не уточняет, но традиционно «Крок» является лидером рынка ИТ-сервисов.

Фирма активно наращивает свои отраслевые компетенции. Распределение годовой выручки «Крока» по основным вертикальным сегментам рынка в целом соответствует зарубежной практике ИТ-интеграторов: 37% доходов обеспечил финансовый сектор (99 заказчиков), 5% — предприятия розничной торговли, примерно по 10% — телекоммуникации, промышленность и энергетика, еще почти 20% — государственные заказы. В банковской сфере оказались востребованными практически все технологии и методики построения/модернизации ИТ-систем из арсенала «Крока». Это интеграционные платформы для объединения банковских приложений и данных, системы бизнес-аналитики, контакт-центры, видеоконференц-связь, IP-телефония, решения для центров обработки данных, высокопроизводительные кластеры, услуги аудита в области обеспечения безопасности и многое другое.

Взрывное развитие ИТ в финансовой отрасли первый заместитель гендиректора «Крока» Дмитрий Васильев объясняет выходом банковского сектора на качественно иной уровень развития, борьбой за частного клиента и усиливающимся давлением на рынок зарубежных финансовых институтов, открывающих представительства в нашей стране.

Финансы и телекоммуникации — самые ИТ-зависимые отрасли. В этих областях очень высок интерес заказчиков к созданию централизованных, защищенных и отказоустойчивых архитектур, практическим воплощением которых являются современные дата-центры. На данном фоне существенный рост продемонстрировало направление инженерных систем «Крока», которое наращивает компетенцию в области комплексных систем бесперебойного энергоснабжения и вентиляции. В рамках этого направления значительно увеличилось число проектов создания интеллектуальной инженерной инфраструктуры зданий, причем одним из заказчиков стал диспетчерский центр Московской энергосистемы ЕЭС России.

Учитывая перманентные сложности подключения к распределительным энергосетям, которые испытывают коммерческие предприятия, а также растущие тарифы на электричество, руководители «Крока» полагают, что настало время предлагать альтернативные энергетические центры, работающие на природном газе и дизельном топливе. Пока это семейство решений, самое экзотическое в портфеле системного интегратора, не приносит ощутимых доходов. Однако в компании надеются, что уже вскоре усилия по продвижению энергоцентров на базе газопоршневых и газотурбинных генераторов окупятся сторицей.

Главные вызовы телекоммуникационной индустрии бросают стремительно развивающиеся Internet-ресурсы формата Web 2.0 и активное потребление мультимедийного трафика конечными пользователями. Директор департамента телекоммуникаций «Крока» Наталия Дьяконова подчеркнула, что необходимость радикальной модернизации сетей доступа подчас становится непосильной задачей для мелких операторских компаний, и их поглощают более крупные игроки. У последних, в свою очередь, имеются каналы связи с избыточной пропускной способностью, поэтому рост объемов мультимедийного трафика им только на руку, так как он позволяет быстрее окупить инфраструктурные вложения. Самыми «горячими» темами отрасли становятся управление доставкой контента, контроль над работоспособностью, мониторинг производительности сети и серверов услуг. «Крок» считает целесообразным усиленно наращивать свои знания и прикладной опыт в сфере контент-менеджмента, сотрудничая с операторами мобильной связи.

Очевидными «точками роста» российской ИТ-индустрии в ближайшем будущем останутся строительство ЦОДов, а также интеграционные/оптимизационные проекты, охватывающие уровни бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры. Вместе с тем представители «Крока» видят огромный потенциал развития промышленных ИТ-систем, работающих на стыке АСУ ТП и бизнес-приложений верхнего уровня. К аутсорсингу в «Кроке» относятся с некоторой осторожностью, потому что в этой области пока сложно зарабатывать большие деньги. Тем не менее аутсорсинговую компетенцию тоже решено развивать, чтобы не остаться в стороне от глобальных трендов.