Публичные сотовые компании «ВымпелКом» и МТС последние пару лет радовали аналитиков и инвесторов: результаты их работы всегда оказывались лучше ожидавшихся. И всякий раз, когда один из операторов сообщал свои финансовые итоги, для второго это означало повышение консенсус-прогнозов (причем они сбывались).

К хорошему быстро привыкаешь. Поэтому на результаты деятельности МТС в 2007 году, которые впервые за долгое время оказались хуже ожиданий, инвесторы среагировали жестко: в день объявления финансовых итогов котировки акций этого оператора упали более чем на 9%. Акционеры дважды оказались заложниками своих ожиданий. Первый раз — когда снова понадеялись, что МТС прыгнет выше головы. Второй — когда его показатели ухудшились, не в последнюю очередь из-за быстрого роста акций оператора, спровоцированного все теми же ожиданиями.

Как объяснили в МТС, повышение расходов связано с выплатами сотрудникам по опционным программам. Кстати, сотрудники «ВымпелКома» тоже неплохо заработали на увеличении стоимости своей компании. «ВымпелКом» выделил в IV квартале на опционные программы 118,7 млн долл., почти в три раза больше, чем в III квартале прошлого года. Столь огромные средства оператор был вынужден зарезервировать после того, как благодаря слухам о приобретении «Голден Телекома» цена его акций выросла практически вдвое.

Из-за резкого увеличения административных расходов, амортизационных и налоговых отчислений у обоих операторов в IV квартале пострадала маржинальность бизнеса. Так, у «ВымпелКома» рентабельность по OIBDA снизилась с 51,9% в III квартале 2007 г. до 45,7% в IV квартале; у МТС этот показатель упал с 53 до 48,4%. Не слишком хорошей была и динамика выручки. У обоих операторов, она, конечно, выросла за квартал: у «ВымпелКома» — на 3% (до 2,01 млрд долл.), у МТС — на 5% (до 2,3 млрд долл.). Но компании «прошли по нижнему краю» консенсус-прогнозов аналитиков.

Но все же столь острая реакция инвесторов на результаты работы МТС насторожила аналитиков. Последние бросились убеждать инвесторов в том, что в среднесрочной перспективе российские сотовые операторы будут продолжать показывать неплохие результаты, ведь годовые результаты МТС и «ВымпелКома» в целом выглядят неплохо. Аналитики банка Unicredit написали в своем отчете, что в текущем году для МТС вполне реально увеличить выручку на 29%, а большие, на первый взгляд, капитальные расходы компании (2,5 млрд долл.) достаточно адекватны. Так что, надеются аналитики, ценные бумаги МТС после кратковременной корректировки восстановятся в цене. Впрочем, полного восстановления еще не произошло. После того как 16 апреля стоимость этих бумаг упала с 78,03 до 70,52 долл. за акцию, на следующей неделе они «отыграли» только около 4 долл.

С тем, что в среднесрочной перспективе российские сотовые компании будут демонстрировать неплохие показатели, вряд ли кто-то не согласится. Но, как отмечают аналитики банка «Уралсиб», в минувшем году поменялась структура их выручки. Если раньше она росла за счет притока новых абонентов, то теперь, после насыщения рынка, на это больше не приходится рассчитывать. Зато часть абонентов стала «разговорчивее», и у операторов начал увеличиваться голосовой трафик. Причем так быстро, что MoU почти добрался до среднеевропейского уровня. А потому, предупреждают аналитики, потенциал роста и здесь практически исчерпан.

Операторам стоит позаботиться о развитии дополнительных услуг. Но пока абоненты не слишком активно реагируют на новшества в области беспроводной передачи данных. И развертывание сетей третьего поколения вряд ли исправит ситуацию, ведь на пятки сотовым компаниям наступают операторы сетей WiMax и WiFi. Возможно, более перспективными для МТС и «ВымпелКома» окажутся союз с проводными операторами и продвижение универсального пакета конвергентных услуг. Словом, если через пару лет отечественные сотовые компании не поменяют свою бизнес-модель, они станут расти, как европейские операторы, — всего на пару процентов в год.

Существенные коррективы в рыночную капитализацию МТС и «ВымпелКома» может внести IPO «МегаФона», которое, по некоторой информации, состоится уже во II квартале 2009 года. «МегаФон» все последнее время рос лучше, чем его основные конкуренты, и инвесторы, заинтересованные в присутствии на российском сотовом рынке, отдадут за его акции немалую сумму. Ту, которая могла быть по привычке вложена в ценные бумаги первых двух участников «большой тройки».

Ксения Болецкая, корреспондент еженедельника SmartMoney, специально для «Сетей»