«ЭР-Телеком», работающий на отечественном рынке с 1999 года, пять лет назад приступил к строительству городских универсальных телекоммуникационных сетей. Сегодня они развернуты в 15 городах, а весной к ним прибавятся еще две — в Новосибирске и Нижнем Новгороде. Как пообещал журналистам генеральный директор компании Андрей Семериков, в нынешнем году оптическими сетями «ЭР-Телекома» во всех городах присутствия будет охвачено 100% зданий этажностью не ниже пяти. На базе действующих сетей предлагаются услуги аналогового и цифрового кабельного телевидения, широкополосного доступа, IP-телефонии, аренды каналов связи, организации домашних офисов.

Основными клиентами «ЭР-Телекома» являются физические лица, а на долю корпоративных пользователей приходится менее 2% абонентской базы. В конце 2007 года монтированная емкость оператора охватывала 2,27 млн домохозяйств (за год их число увеличилось на 72%), а число абонентов составляло 878 тыс. (на 138%). Основной прирост количества подписчиков пришелся на услуги КТВ (105%) и ШПД (275%). Именно эти два типа сервисов сегодня востребованы в наибольшей степени: 71% всех клиентов пользуются услугами КТВ, еще 28% — услугами широкополосного доступа к Internet. В очереди на подключение услуг постоянно числятся 10–15 тыс. абонентов, тем не менее время удовлетворения заявок составляет 2–3 дня.

Почти пятая часть всех клиентов проживают в Перми (городе, в котором компания начинала свою деятельность), 15% — в Самаре, 11,5% — в Волгограде. На пресс-конференции особо подчеркивалось, что по уровню проникновения и конкуренции некоторых услуг отдельные региональные рынки уже опередили Москву и Санкт-Петербург. Так, Ижевск характеризуется крайне жесткой конкуренцией в сегменте услуг ШПД, в котором действуют пять федеральных операторов связи. В результате тарифы на эти услуги там ниже московских. В Перми уровень проникновения услуг КТВ (если учитывать базовый и социальный пакеты) составляет 82%, и лишь 18% жителей смотрят передачи эфирного телевидения. Для сравнения: общероссийский уровень проникновения КТВ составляет примерно 30%, а услуг доступа в Internet — около 25%. В прошлом году оператор начал продавать в отдельных городах пакет услуг Tripple Play.

Выручка «ЭР-Телекома» в 2007 году увеличилась на 234% и достигла 1,28 млрд руб. Затраты превысили ее на 57%, составив около 2 млрд руб., причем 40% операционных затрат связаны с подключением новых абонентов. По заявлению руководства компании, убыточность является плановой и соответствует выбранной стратегии развития. В то же время доходы росли опережающими темпами, поскольку строительство городских сетей вступило в завершающую фазу. Немногим более половины совокупного дохода принес сервис ШПД, при этом доля услуг для корпоративных клиентов составила 14% (в Перми — 32%), сервиса КТВ — 42,9%, а дополнительных услуг (телефония, реклама, цифровой контент) — 5,7% оборота.

28 декабря 2007 года была утверждена долгосрочная стратегия развития оператора. Предполагается, что в ближайшие годы именно дополнительные услуги будут обеспечивать основной рост бизнеса «ЭР-Телекома». Уже в текущем году число пользователей IP-телефонии вырастет более чем в восемь раз (по сравнению с текущим уровнем), а к 2014 году рост окажется 70-кратным (рис. 1). За 2008 год монтированная емкость должна увеличиться на 44% (до 3,26 млн квартир), и уже в 2010 году этот параметр должен выйти на стационарный уровень (около 3,72 млн домохозяйств). За текущий год рост числа абонентов КТВ (включая цифровой сервис) составит 59%, пользователей ШПД — 90%, а общее число клиентов увеличится на 75% и достигнет 1,53 млн.

Согласно планам развития в 2008 году совокупная выручка компаний холдинга составит 2,93 млрд руб. (рост на 129%), затраты — на уровне 3,9 млрд руб. (рост на 95%). Текущий год станет последним планово убыточным периодом в деятельности «ЭР-Телекома». В 2010 году операционная рентабельность, исчисляемая по чистой прибыли, достигнет 19%, а в дальнейшем оператор намерен вывести этот показатель на среднеотраслевой уровень 25–30% (рис. 2). В 2014 году выручка должна превысить 13 млрд руб.

Во второй половине следующего года фирма намерена осуществить первичное открытое размещение акций (IPO) в целях реструктуризации долгов и привлечения новых финансовых ресурсов для развития. В этой связи уже начался переход на предоставление аудированной финансовой отчетности. По данным «РБК daily», руководство компании оценивает ее примерно в 500 млн долл., а на бирже будет размещено не более 25% акций.

Уже в нынешнем году оператор намерен выйти на лидирующие позиции (т.е. обслуживать более 50% общего числа клиентов) на рынках кабельного телевидения 15 городов России, в которых он уже предоставляет услуги абонентам. К концу 2009 года того же результата планируется достичь и в сегменте ШПД, причем во всех 17 городах присутствия. К 2014 году фирма планирует занять 60–65% телекоммуникационного рынка в городах присутствия и 9–10% всего российского рынка услуг КТВ.