Жители России часто обращаются к врачу, когда болезнь уже сильно запущена. Это опасно для пациента и накладно для государства, поскольку в таких случаях лечение обходится гораздо дороже. Другая беда -- 40--60% ошибок в первичных диагнозах. Происходит это по многим причинам, в том числе из-за отсутствия возможности обеспечить все населенные пункты высококвалифицированными врачами. Решать проблему позволяет телемедицина, активно развивающаяся в России. Особенно нуждаются в ее услугах люди, живущие в сельской местности и труднодоступных районах.

Мобильные телемедицинские лаборатории способны пропускать в год 60 тыс. человек. Сейчас они обслуживают 25--30 тыс. пациентов, что соответствует уровню крупной стационарной клиники. С 2003 года телемедицина является одним из компонентов ФЦП "Электронная Россия". Председатель совета директоров «Национального телемедицинского агентства" Михаил Натензон считает, что направление «Телемедицина» необходимо сделать важной составляющей и  национального проекта «Здоровье», а также ряда других федеральных целевых программ. «Телемедицинские технологии позволяют решать очень важные задачи обеспечения общественной доступности и единого стандарта качественного медобслуживания», -- поясняет он.

Восемь мобильных телемедицинских лабораторий уже эксплуатируются в России, а в 2008 году планируется начать их серийное производство. Лаборатории размещают на специально оборудованных «КАМАЗах», в которых есть все необходимое для комфортной работы врачей -- кондиционер, душ, комната отдыха, система очистки воздуха и т.д. Пока реализованы только две модификации подвижных медпунктов: диагностическая предназначена для диспансеризации населения, а специальный телемедицинский комплекс -- для обследования женщин. При этом разработана документация на 20 модификаций таких медпунктов, в том числе служащих для оказания социальных услуг совместно с Почтой России. Кроме того, сообщил Натензон, по России ходят четыре спецпоезда с телемедицинским оборудованием, и намечено создать еще несколько.

Специалисты, ратующие за развитие телемедицинских проектов, приводят первые статистические данные, которые свидетельствуют, что «сплав» медицины и ИКТ действительно повышает качество жизни людей. Например, в составе телемедицинской сети, развернутой на Урале, действуют 20 телемедицинских консультационных центров в стационарах. За год работы улучшились показатели здоровья населения в этом регионе. На 20% увеличилась количество пациентов, которым доступны медицинские услуги (в том числе в сельской местности). На 10--20% выросло число случаев выявления онкологии на ранней стадии, а средняя продолжительность жизни выросла на 1 год. Подобную систему намечено развернуть и в Тверской области.

Разработан аэромобильный медицинский комплекс. Он позволяет быстро получать данные при авиакатастрофах, идентифицировать погибших, создавать базы данных для поиска людей и срочно транспортировать пациентов.

По мнению Натензона, внедрение телемедицинских технологий в стране должно идти по трем направлениям: развитие всероссийской телемедицинской системы, формирование телемедицинской службы медицины катастроф и создание системы многофункциональных передвижных телемедицинских комплексов. Натензон подчеркнул, что одним из главных итогов 2007 года стала разработка бизнес-модели, позволяющей сделать процесс развития телемедицинских услуг экономически оправданным. В ее основе -- идея партнерства бизнеса и государства: частные компании создают систему предоставления телемедицинских услуг. При реализации такой бизнес-модели можно ожидать возврата инвестиций примерно за четыре года.

Обращает на себя внимание тот факт, что отечественные телемедицинские системы начинают выходить на зарубежные рынки. Созданная при Региональном содружестве связи стран СНГ рабочая группа по телемедицине отвечает за координацию действий отечественных разработчиков и за взаимодействие с другими международными организациями (Международным союзом электросвязи, Всемирной организацией здравоохранения, Евросоюзом). По предложению России государства «большой восьмерки» решили использовать телемедицинские системы для борьбы с наиболее опасными эпидемиями.

Основные российские проблемы в этой области медицины -- отсутствие действенной правовой базы телеконсультаций (в том числе связанной с лицензированием телемедицинских услуг), утвержденных Правительством РФ механизмов оплаты телеконсультаций через систему медицинского страхования и, главное, государственной программы развития телемедицины с реальным финансированием. Но после заявления министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана о планируемых широкомасштабном подключении медучреждений к Internet и замене привычной медицинской карты электронным паспортом здоровья специалисты вправе надеяться на оптимистичный сценарий развития телемедицины в нашей стране.