Перспективы превратятся из теории в реальность лишь при наличии соответствующей инфраструктуры и услуг, позволяющих мобильным сотрудникам не ощущать неудобств вдали от родного офиса. Существенную роль в предоставлении пользователям всех возможностей, которыми они располагают на рабочих местах, сыграют беспроводные сети передачи данных, развернутые в городских масштабах или как множество локальных «хот-спотов». Наряду с ними определенное значение имеют услуги в сетях мобильной связи 3/3,5G, тем более что сейчас в этой области наблюдается заметное оживление на уровне идей, технологий и операторских проектов.

Обмен сообщениями

Несмотря на многолетние разговоры о перспективности передачи разных типов трафика между абонентами сетей мобильной связи, в этой области по-прежнему безраздельно господствует сервис SMS. Достаточно сказать, что в мировом масштабе на него приходятся до 80% совокупных доходов сотовых операторов от неголосовых услуг, и только в прошлом году абоненты всех стран отправили около 1,5 трлн коротких текстовых сообщений. Ставка операторов на мультимедиа-сообщения (MMS) оказалась несостоятельной: их «валовый» мировой объем на два порядка меньше количества отсылаемых SMS.

В такой ситуации одним из перспективных путей эволюции сервисов передачи сообщений становится перенос в мобильную среду услуги мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging, IM), получившей надежную прописку в сетях фиксированной связи. Мощный импульс этому направлению обещала придать инициатива Personal IM, анонсированная около полутора лет назад рядом крупнейших операторов — членов GSM Association (GSMA). Однако уже в конце 2006 года стало ясно, что уложиться в намеченные сроки не суждено, причем не только из-за технических проблем. Представляя свою инициативу, операторы не определились с позиционированием новой услуги и даже с целесообразностью сохранения за ней названия Instant Messaging. Неудивительно, что уровень ее распространения в мобильных сетях остается крайне низким: так, в США этой услугой пользуются лишь 4% из 220 млн абонентов сетей мобильной связи.

Охлаждение участников проекта Personal IM к своему детищу заставляет операторов продвигать новый сервис как расширение SMS. Зачастую они вообще не упоминают о мгновенном обмене сообщениями, намеренно избегая напрашивающихся ассоциаций с сетями фиксированной связи. Так на свет появились обозначение SMS 2.0 и его синоним SMS+.

Позиционирование мобильного IM как расширения SMS-сервиса олицетворяет попытку опереться при продвижении новой услуги на уже имеющуюся абонентскую базу — сотни миллионов пользователей, привыкших отправлять SMS по несколько раз на дню. Оно же позволяет избежать традиционной фрагментации рынка услуг, из-за которой каждый новый сервис обмена сообщениями получает самостоятельное название (SMS, MMS, мобильная электронная почта, IM). Отойти от нее первой решилась, по-видимому, японская NTT DoCoMo, внедрив в рамках семейства i-mode сервис i-mail. Поначалу он походил на обычный SMS, но позднее к нему добавилась возможность выхода на почтовые серверы по всему миру, что превратило i-mail в полноценный сервис мобильной электронной почты.

Услуга SMS+ «поддерживает» протокол IP, полностью совместима с традиционным сервисом SMS в сетях с сигнализацией SS7, привязана только к номеру мобильного телефона, а ее пользователи могут наладить взаимодействие с IM-сообществами сетей фиксированной связи. В результате построение сервиса IM на базе SMS+ сегодня воспринимается едва ли не как самый эффективный сценарий. Однако на практике его реализация наталкивается на барьеры — необходимость оплаты терминации трафика (теоретически, ее должен осуществлять поставщик IM-сервиса), малочисленность терминалов с поддержкой данного сервиса, дефицит индустриальных стандартов. А без интеграции услуги IM с функцией определения присутствия абонента она лишается своих преимуществ перед SMS.

Правда, крупные операторы типа Orange и 3 уже обеспечили в своих сетях поддержку ПО Windows Live Messenger компании Microsoft, что указывает на их стремление обеспечить естественное расширение сервиса мгновенной обработки сообщений, доступного пользователям обычных ПК. В этом смысле партнерство с AOL, Yahoo или MSN представляется куда более короткой дорогой к рыночному успеху, нежели попытка «с нуля» сформировать сообщество IM-пользователей в сетях мобильной связи.

Разговор об «эфирной» разновидности услуги IM применительно к концепции мобильного предприятия не случаен. Одно время казалось, что мгновенный обмен сообщениями ориентирован только на частных пользователей и имеет лишь косвенное отношение к корпоративному сегменту. Но в последнее время бизнес все активнее использует новые методы коммуникаций, уже получившие распространение среди частных пользователей Internet и абонентов сетей мобильной связи. Мгновенный обмен сообщениями — не исключение.

Конвергентные послания

Еще один пример — перенос в мобильную среду услуги универсальной обработки сообщений (Unified Messaging), хорошо известной пользователям сетей фиксированной связи. Реализующая ее технология конвергентных сообщений сочетает методы обработки посланий на базе IP и архитектуры IMS с унаследованными технологиями и сервисами. Благодаря ей вместо передачи разных сообщений для транспортировки контента разных типов абонент пользуется средой, обеспечивающей прозрачное взаимодействие технологий. Увеличивается число форматов и типов пересылаемого контента, возрастает гибкость настройки новой услуги под нужды абонента. Одним из вариантов сервиса конвергентных сообщений является объединение электронной почты с MMS, которое уже произошло в сетях итальянской Wind, индонезийских Indosat и Hutch, французского подразделения Vodafone.

Выгоды операторов от внедрения такого сервиса состоят в разнообразии методов его персонализации, а значит, в увеличении доходов и оптимизации использования сетевой инфраструктуры, в снижении операционных издержек и возможности более детального контроля над взаимодействием абонента с сетью, наконец, в переходе на повсеместное применение протокола IP, архитектуры IMS и других передовых технологий. Впрочем, чтобы эти выгоды проявились на практике, необходимы высокоинтуитивные интерфейсы доступа к мобильному варианту услуги универсальной обработки сообщений, максимально простые способы ее подключения и настройки.

Короткие сообщения вне «дома»

Вывод услуги SMS за пределы сети базового оператора сотовой связи позволяет заинтересовать абонентов, в том числе корпоративных, более привлекательными тарифами. Такой вариант небезынтересен для виртуальных мобильных операторов (MVNO), реселлеров услуг мобильной связи и независимых агрегаторов сообщений, передаваемых по сотовым сетям. Теперь они могут проводить собственную ценовую политику и формировать новые пакеты услуг.

Операторы всячески противодействуют описываемому сценарию, пытаясь защитить свои доходы. Не секрет, что у некоторых компаний на долю SMS приходится почти треть совокупного оборота. К тому же эта услуга является сверхприбыльной: ее себестоимость для оператора составляет около 1 цента за сообщение, что в несколько раз ниже абонентских тарифов. Несмотря на постоянное удешевление полосы пропускания в сетях мобильной связи и уменьшение эксплуатационных расходов, сотовые операторы сохраняют высокие тарифы на отправку SMS. Видимо, альтернативные провайдеры SMS-услуг не смогут на равных конкурировать с ними без вмешательства регулирующих органов в тарифную политику таких операторов.

Мобильный поиск

Хотя поиск информации при помощи мобильного терминала доступен уже несколько лет, а развитие технологий и выход на этот рынок крупных Internet-компаний делает его все более удобным и дешевым, об услугах мобильного поиска всерьез заговорили лишь полтора года назад. Видимо, операторы, поставщики телекоммуникационных решений и владельцы поисковых сайтов осознали, что кооперация сулит увеличение доходов. Новостные ленты последних месяцев пестрели сообщениями о новых альянсах.

К сожалению, и на сей раз потенциал переноса в мобильную среду услуг и инструментов, создававшихся для сетей фиксированной связи, не реализуется сам собой. Предполагается, что в сотовых сетях начнет работать бизнес-модель, подтвердившая свою эффективность в проводном Internet: прибыль генерируется за счет размещаемой рекламы. Однако основными проблемами являются технологии и пользовательские интерфейсы.

Принято считать, что основное в мобильном поиске — его «локальная» привязка: как правило, абонента интересуют объекты, расположенные вблизи от него. Представители Microsoft, например, ожидают, что на долю «локального» контента придутся до половины поисковых запросов сотовых абонентов. Однако вторая половина запросов будет лишена территориальной специфики, поэтому при размещении в результатах поиска рекламы, привязанной к текущему местоположению абонентов, провайдерам следует соблюдать баланс. К тому же для корпоративных клиентов «локальная» привязка не столь важна, как для частных: мобильный поиск нередко нужен для оперативного принятия бизнес-решений, не связанных с текущим местоположением сотрудника.