Мобильность сотрудника компании обычно ассоциируется с удаленной загрузкой файлов через сотовый телефон, КПК или ноутбук. Но уже появляются новые классы устройств — ультрамобильные лэптопы и мощные смартфоны, поддерживающие несколько типов сетей и технологий связи. Процедуры их подключения к беспроводным сетям сильно различаются в зависимости от того, в каком месте находится человек. Сотрудники компаний могут переключаться от офисной WLAN к городской точке Wi-Fi или публичной сотовой сети передачи данных типа EV-DO.

Однако хотя публичная сотовая сеть должна «присутствовать» повсюду, она тоже имеет «белые пятна» в покрытии. «Добавим, что конфигурирование беспроводных подключений кошмарно по сложности для среднего пользователя», — отмечает в новом отчете аналитик Forrester Research Крис Сильва. Он вместе с другими исследователями пытается определить, когда же рыночные силы и передовые технологии смогут, наконец, удовлетворить потребность пользователей в легком повсеместном соединении с публичными и выделенными сетями.

Аналитики Forrester применяют термин «повсеместная мобильность», который означает «доступ и перемещение между множеством сетей без потери соединения». Отмечая наличие серьезных препятствий на пути к повсеместной мобильности, они все же указывают, что предпосылки для ее формирования — налицо, и призывают пользователей готовиться к ней заблаговременно. По прогнозам Forrester, повсеместная мобильность начнет формироваться в следующем году, но достигнет зрелости не ранее 2013 года. Постепенно благодаря решениям таких крупных компаний, как Cisco, Motorola и Nortel, разные сети предоставят пользователям бесшовный роуминг, а операторы типа Sprint Nextel и Clearwire разовьют инфраструктуру WiMAX. К концу указанного срока повсеместно будут использоваться мобильные ПК и другие устройства с интегрированной поддержкой 802.11n и WiMAX.

Forrester называет три условия повсеместной мобильности. Во-первых, это — единый провайдер, предлагающий все типы связи и сертифицирующий клиентское оборудование разных поставщиков. Во-вторых, полное географическое покрытие и широкий диапазон сервисов. В-третьих, «бесшовность» обслуживания при перемещении пользователя, то есть постоянство соединения. Сильва не вполне уверен в возможности быстрого удовлетворения всех этих требований. Однако опросы свидетельствуют о высокой заинтересованности в повсеместной мобильности как сотрудников, так и руководителей предприятий. Примерно 20% из 122 опрошенных крупных компаний США считают создание мобильной стратегии важным приоритетом, а 66% планируют использовать для связи устройства, совмещающие сотовые и Wi-Fi технологии.