Под таким лозунгом пройдет 2007 год для компании МТС.

Вероятно, в этом году борьба между сотовыми операторами за неохваченных абонентов достигнет пика, и дальше «делить» станет попросту некого. По оценке вице-президента МТС и директора подразделения «МТС Россия» Михаила Шамолина, реальный уровень проникновения сотовой связи в среднем по стране составляет приблизительно 70%. Он может дорасти максимум до 85%, поэтому сегодня борьба между игроками сотового рынка идет за оставшиеся 14–15 млн абонентов.

Удержание или привлечение?

На основе сложившихся реалий основными маркетинговыми задачами «МТС Россия» в текущем году станут повышение уровня доходности сегментов бизнес-пользователей и VIP, рост доли активных абонентов в массовом сегменте, увеличение числа абонентов в регионах и активная защита своих рыночных позиций. «Кардинально менять маркетинговую стратегию мы не будем, — добавил Шамолин, — но о некотором изменении ее фокуса можно говорить с полной уверенностью».

В свою очередь, Гарретт Джонстон, директор по маркетингу «МТС Россия», отметил, что, несмотря на значительную степень проникновения сотовой связи в России, уровень ее использования остается низким. Оказывается, в Западной Европе абоненты пользуются голосовыми услугами в 2–4 раза больше, чем в России, а в США — даже в десять раз. Среднестатистический европеец ежемесячно посылает свыше 100 SMS, россиянин же не дотягивает и до десяти. «Больше услуг! — заявил Джонстон. — Теперь вся наша маркетинговая политика так или иначе направлена на этот результат».

Кроме того, по утверждениям представителей МТС, в России еще остаются малоохваченные слои населения. Например, лишь половина пенсионеров имеют мобильные телефоны, да и ими пользуются нерегулярно, а дети 7–12 лет получают доступ к мобильным услугам не чаще раза в неделю. Правда, не совсем понятно, как оператор собирается завлекать в свои сети детей: как известно, владельцем SIM-карты может стать только человек, получивший паспорт, а эффективность воздействия через родителей весьма спорна. Таким образом, на вопрос «удержание прежних клиентов или привлечение новых?» следует практически однозначный ответ: удержание, тем более что на это требуются в пять раз меньшие затраты.

«В этом году для имеющихся абонентов будет сделано в несколько раз больше, чем за последние пару лет», — заявил Гарретт Джонстон. Однако ничего конкретного директор по маркетингу МТС не сообщил, отметив лишь, что для каждого сегмента разработана специальная программа.

Новых тарифов не будет

В рамках обновленной маркетинговой стратегии МТС состоялся запуск новой для российского рынка системы обновления тарифных планов, подразумевающей введение версий тарифов.

Версии ТП «Первый», «Мы», «Red», «Maxi», «Профи», «Эксклюзив», «Команда» и «Корпоративный Мобайл» уже действуют (с 12 марта) в девяти макрорегионах МТС. В биллинговой системе оператора, интерфейсе «Internet-помощник» и абонентских счетах модификации обозначаются индексом «07». Например, новая версия тарифа «Первый» будет называться «Первый 07», «Red» — «Red 07» и т.д. Исходя из текущей рыночной конъюнктуры в конкретном регионе, оператор снизил либо, наоборот, повысил ценовые параметры вызовов по отдельным направлениям.

«Впервые в России мы отходим от практики регулярного выпуска на рынок большого количества тарифных планов с новыми условиями и ценовыми параметрами. По большому счету, она лишь усложняет абонентам выбор, — прокомментировал новшество Михаил Шамолин. — Теперь компания начинает развивать и совершенствовать уже действующие предложения». В МТС считают, что дифференциация предложений в рамках одного и того же ТП окажется более выгодной для абонентов, упростит им расчет и планирование бюджетов на мобильную связь.

Версии тарифов пока введены только в 56 регионах России. Они не будут действовать в Москве, Московской области и ряде других субъектах РФ, поскольку там параметры тарифов МТС удовлетворяют потребностям абонентов и соответствуют сложившемуся рынку. Что же касается действовавших ранее тарифных планов, с 12 марта в выбранных регионах подключение по ним новых абонентов прекращается. Бесплатно перейти на новые версии можно с помощью сервисов «Мобильный помощник» и «Internet-помощник» или отправки SMS-сообщения на соответствующий номер сети в регионе. Период бесплатного перехода не ограничен.


Мобильные пенсионеры

Пока компания МТС формулировала для себя цели и задачи на текущий год, ее основной конкурент на российском рынке «Билайн» вновь решил сыграть на опережение. Он объявил 21 марта о запуске в московском регионе тарифного плана «Мобильный пенсионер», который вошел в линейку предложений для малообеспеченных слоев населения. Ключевой особенностью этого тарифного плана является низкая стоимость звонков на любые пять выбранных абонентом московских и областных номеров — как городских, так и сотовых (1,25 руб.). Кроме того, при нахождении абонента в тарифной зоне «Область» ему предоставляется 20-процентная скидка на исходящие звонки. Комплекты «Мобильный пенсионер» продаются в офисах обслуживания и продаж «Билайна» лишь при предъявлении пенсионного удостоверения.

С апреля у абонентов данного тарифного плана появится ряд дополнительных возможностей. В офисах оператора связи пенсионерам станет предоставляться бесплатная услуга детализации счета и настройки телефона. Пенсионерам, выбравшим адресное тарифное предложение «Билайна», будет предложен по специальной цене простой в обращении мобильный телефон с крупными кнопками и цифрами. А подключаться к новому тарифному плану пожилые люди смогут не только в салонах сотовой связи, но и в отделениях Почты России. Отметим: по статистике, пенсионеры составляют 22% населения Москвы.