В марте 2004 года, накануне ежегодной расширенной коллегии Минсвязи России, президент Владимир Путин упразднил связное ведомство как самостоятельную структуру, переподчинив его Минтрансу.

Ежегодный слет капитанов отрасли ИКТ прошел так, словно ничего не случилось. Железная выдержка чиновников вскоре была вознаграждена: всего через несколько недель в структуру Правительства влилось старое-новое министерство, отвечающее за развитие информационных технологий и связи.

В марте 2007 года мы стали свидетелями похожей ситуации. Как известно, своим указом Владимир Путин, фактически, ликвидировал Россвязьнадзор, объединив его с Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. А очередная отчетная коллегия Мининформсвязи этого события будто и не заметила! Целая секция была посвящена перспективам работы Россвязьнадзора как самодостаточного ведомства, подотчетного Мининформсвязи, и каких-либо комментариев или изменений в программе не последовало. Журналисты, разумеется, подняли этот вопрос, но Леонид Рейман высказался об инициативе главы государства предельно осторожно. Из его слов вообще нельзя было понять, как он относится к утрате министерством важных надзорных функций.

По мнению Сергея Иванова, Россия может и должна вернуть себе утраченные 15 лет назад позиции мирового лидера в области ИТНынешнюю коллегию связистов почтили присутствием высшие государственные чины — спикер Совета Федерации Сергей Миронов и первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов. Было очевидно: они оба вышли на трибуну, чтобы заработать дополнительные политические баллы на фоне позитивного развития высокотехнологичной отрасли. По уточненным данным, в прошлом году отечественный рынок ИКТ собрал рекордную сумму 1,16 трлн руб. (на 20% больше, чем в 2005 году) и внес заметный вклад в государственную «копилку».

Пленарное заседание открыл обширный доклад Иванова о состоянии и перспективах отрасли. На коллегии Мининформсвязи бывший министр обороны погнался сразу за тремя зайцами и убил их одним выстрелом. Во-первых, он проявил завидную осведомленность в сфере информатизации и отыграл очко у своего политического визави Дмитрия Медведева, отличившегося в ходе недавней всероссийской Internet-конференции. Во-вторых, Иванов дал понять министерским чинам, кто в доме хозяин: это он, первый вице-премьер, должен курировать инновационное развитие российской экономики, в том числе ИКТ-сектора. Наконец, возложив весь груз ответственности за «недоработки» на руководителей Мининформсвязи, куратор прозрачно намекнул на то, кто именно станет козлом отпущения в случае ее стагнации.

Доклад Сергея Иванова был построен по классической схеме: сначала похвали, а потом укажи на недостатки. Он назвал ИКТ «мерилом социально-экономического развития страны и ее конкурентоспособности на мировой арене». Отметив хорошие темпы роста «мерила», увеличение числа персональных компьютеров и другие положительные сдвиги, первый вице-премьер вскоре перешел ко второй части выступления. По его словам, ситуация в отрасли все же оставляет желать лучшего. Так, зависимость отечественного рынка от поставок зарубежной продукции близка к критической. «Наверняка у каждого в этом зале имеется сотовый телефон, но вряд ли у кого-то из вас найдется трубка российского производства», — предположил высокий докладчик. Кроме того, он выразил неудовлетворенность слишком большим разрывом между нашей страной и развитыми государствами по числу пользователей Internet, по качеству услуг «электронного правительства» и по уровню телефонизации населенных пунктов.

«Отдельно остановлюсь на проблеме огромных диспропорций в уровне информатизации регионов России. Такие различия неизбежны, а их полное преодоление — утопия. Вместе с тем цифровой разрыв нужно сократить, и как можно скорее»,  — заявил первый вице-премьер. Он призвал создавать в технологически отсталых регионах бюджетные целевые фонды и программы, направленные на развитие ИКТ.

В заключение Сергей Иванов указал отраслевым функционерам на долгосрочные цели и задачи. Он призвал совершить революционный прорыв и реализовать в России модель информационного общества. По словам спикера, к 2015 году не должно остаться ни одного населенного пункта (вне зависимости от удаленности от центра и численности жителей), в котором бы отсутствовала техническая возможность подключения стационарного телефона, использования мобильной голосовой связи и доступа к Internet. «Пятнадцать лет назад Россия занимала второе место в мире по уровню развития информационных технологий, и наш интеллектуальный потенциал остается огромным. Мы можем и должны вернуть утраченные позиции мирового лидера!», — подытожил он.

Следующий доклад на коллегии сделал министр Рейман. Он с энтузиазмом повторил озвученные ранее цифры годового отчета о развитии отрасли, но практически не отреагировал на критические замечания своего нового шефа. Затем последовало выступление председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Его речь оказалась довольно унылой и изобиловала избитыми истинами типа «законодатели обеспокоены хлынувшим со страниц СМИ потоком насилия и непристойностей и намерены ужесточить контроль над содержанием публикуемых материалов». Однако и он посчитал своим долгом «ущипнуть» руководство отрасли, сославшись на данные социологов, в соответствии с которыми только 14% россиян удовлетворены качеством услуг в области ИКТ. Мол, не дорабатываете, товарищи!


Цифры и факты

Экономика отрасли

В 2006 году доля ИКТ в российской экономике превысила 5%, тогда как в большинстве развитых стран она находится в пределах 8–12%. Общий объем рынка ИКТ оценивается в 1161,5 млрд руб. Сегмент информационных технологий достиг объема 361,5 млрд руб. (на 17% больше, чем в предыдущем году). Доход отрасли телекоммуникаций составил 800,0 млрд руб., из которых на услуги электросвязи пришлись 745,6 млрд руб. (рост на 21%), а на услуги почтовой связи — 54,4 млрд руб. (рост на 27%).

Традиционная телефония

За прошлый год введено в эксплуатацию примерно 50 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, свыше 2,3 млн номеров в сетях фиксированной телефонии, 26 млн номеров в сетях подвижной радиотелефонной связи, более 200 тыс. междугородных и международных каналов. Прирост количества оконечных устройств (телефонных аппаратов) в сетях местной телефонной связи составил примерно 1 млн — в основном, за счет оборудования, установленного у населения. Уровень телефонизации вырос с 22,8 телефонных аппаратов (в 2000 году) до 31,2 устройств (в 2006 году) на 100 человек.

Internet

К концу 2006 года число российских пользователей Internet составило почти 25 млн. Общее количество используемых в стране персональных компьютеров превысило 23 млн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 35%. Таким образом, каждый пятый житель России периодически обращается к ресурсам Сети (в Москве таковых — каждый второй).

Демонополизация

Настоящим прорывом стала демонополизация рынка услуг дальней связи, начало которой было положено 1 января 2006 года. Выдано уже 30 лицензий на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи. Три оператора — «Ростелеком», МТТ и «СЦС Совинтел» (входящий в группу «Голден Телеком») — оказывают услуги на всей территории страны. Ожидается, что в ближайшее время к ним присоединятся еще 2–3 оператора дальней связи.

Универсальные услуги

В минувшем году были проведены 116 открытых конкурсов на право оказания универсальных услуг в 58 субъектах РФ. Заключен 551 договор на общую сумму свыше 10 млрд руб. На территории страны в рамках реализации системы универсального обслуживания установлено 13,4 тыс. таксофонов и организовано примерно 1,5 тыс. пунктов коллективного доступ к Internet.

Звонящий платит

Согласно данным исследовательского агентства Comcon, свыше 90% граждан России позитивно или спокойно относятся к введению принципа «звонящий платит». Более 70% респондентов сообщили, что используют домашний телефон для звонков в сотовые сети. Россияне позитивно отнеслись и к введению новой системы тарификации разговоров в городских телефонных сетях: более 74% опрошенных (не включая Москву) уверены, что эта система позволит уменьшить (или хотя бы не увеличить) расходы на местную телефонную связь.