Сумбурное возникновение отдельных направлений, их взрывообразное развитие и непредсказуемые перспективы заставляют сравнить российскую отрасль ИКТ с бурлящим горным потоком. Для того чтобы держаться на плаву, участникам рынка недостаточно стандартных бизнес-навыков и определенных финансовых активов. Им необходимы чуткая интуиция, смекалка и знание местной специфики.

Всего этого, видимо, не учла компания Terrapinn, которая организовала в начале марта конференцию для «тузов» телекоммуникационного рынка Telecoms World. В ее программе значились доклады руководителей МТС, МТТ, Altimo, «Скай Линка», «Соник Дуо» и «ТрансТелеКома». Организаторы мероприятия пообещали, что оно станет «беспрецедентной встречей высших руководителей крупного бизнеса», которые сообща создадут план успешной работы в условиях постоянно растущей конкуренции и выработают ключевые элементы стратегии роста.

Как «оказалось», решить проблемы российского телекоммуникационного рынка на одной конференции попросту невозможно. Отечественные игроки не готовы даже обсуждать свои проблемы с открытой трибуны, а не то что сообща их преодолевать. Бизнесмены-связисты не желают делиться информацией, которая впоследствии может быть использована против них конкурентами или контролирующими органами. Возможно, поэтому часть докладчиков просто не пришла на конференцию, а другая предоставила лишь общие данные о своей деятельности, которые можно почерпнуть и из Internet.

Старый друг лучше новых двух

Отдельные факты и элементы бизнес-стратегии участники конференции все же предали огласке. Компания МТТ подвела некоторые итоги своей деятельности в условиях либерализации рынка дальней связи, на который оператор официально вступил 1 марта 2006 года. Предполагалось, что с помощью более привлекательных тарифов новичок сразу «оттянет» значительную часть абонентов от конкурента-монополиста, но сделать это оказалось непросто.

Выяснилось, что у операторов попросту несопоставимы возможности информирования реальных и потенциальных клиентов. «Ростелеком» долгие годы присылает счета жителям России, которые привыкли к его «абсолютной власти» и воспринимают ее как данность. Телефонные роботы «Ростелекома» исправно уведомляют о клиентских задолженностях, его специалисты взаимодействуют с абонентами на районных узлах связи и по справочным номерам. В свою очередь, МТТ предоставляет информацию пользователям только через рекламный канал. О выгодности предложений нового оператора дальней связи россияне могут узнать на его сайте или в службе поддержки, но основная масса наших сограждан предпочитает оставаться во власти «Ростелекома».

Это и понятно: для того чтобы сменить оператора, жители большинства регионов должны прийти на телефонный узел, объясниться с его сотрудниками, самостоятельно вычислить преимущества того или иного тарифа. Только в Татарстане, Башкирии, на Урале и в Москве можно подписаться на услуги МТТ, позвонив по специальному номеру. А поскольку российские абоненты априори ленивы, им проще переплачивать за услуги или вовсе отказываться от общения с далекими родственниками, чем переоформлять договоры.

С момента запуска сервисов МТТ ими воспользовалось лишь примерно 2,6 млн пользователей. Свою долю на рынке междугородной и международной связи в сегменте конечных потребителей оператор оценивает в 4%, и его руководство считает это очень хорошим результатом в сложившихся условиях. В дальнейшем МТТ рассчитывает усиливать свои позиции, последовательно повышая уровень осведомленности абонентов. Кроме того, компания намерена расширить зону предложения услуг МГМН-связи, охватив удаленные регионы.

Хороший клиент — прибыльный клиент

Александр Нестеров: «Мы считаем необходимым отойти от поиска killer application и приступить к созданию среды killer environment»Александр Нестеров, генеральный директор «Скай Линка», поделился своими взглядами на то, какие изменения должна претерпеть бизнес-стратегия ключевого игрока телекоммуникационного рынка в условиях реорганизации отрасли. Абонентская база «Скай Линка» составляет 440 тыс. абонентов, а среднее значение ARPU находится на уровне 56,3 долл. Залог успеха сотовой компании — корпоративные пользователи: благодаря им оператор быстро развивается и получает высокие доходы.

Как сообщил Нестеров, руководство «Скай Линка» решило перейти от традиционной бизнес-модели оператора связи к открытой мультисервисной стратегии. Компания больше не желает эксплуатировать имидж «дискаунтера» в премиум-классе услуг мобильной связи и намерена предложить максимально широкий набор дополнительных услуг.

Нестеров назвал нынешний год «годом мобильного Internet». За счет предложения услуг на базе технологии EV-DO «Скай Линк» насыщает цепочку формирования добавленной стоимости и повышает величину маржи. В компании считают необходимым отойти от поиска «killer application» и приступить к созданию среды «killer environment», в которой каждый элемент равно востребован пользователями.

По мнению Нестерова, рынок мобильной связи нуждается в таких преобразованиях. Если в прошлом году емкость сегмента дополнительных услуг сотовой связи составляла лишь 140 млн долл., то в нынешнем этот показатель вырос до 330 млн долл. Среди сервисов, которые будут пользоваться несомненным спросом, Нестеров назвал приложения, связанные с мобильным широкополосным Internet, — передачу голоса и данных, «виртуальный офис», видеонаблюдение, идентификацию и определение координат. Привлекать клиентов «Скай Линк» планирует не только собственными силами, но и при помощи партнеров, которые в нынешнем году могут обеспечить пятую часть всех новых подключений.

Представители «Соник Дуо» остановились на том, что изменившиеся условия работы на рынке требуют от компаний ставить во главу угла клиентов и их интересы. Для того чтобы чутко реагировать на пожелания пользователей, операторы должны запустить или модернизировать механизмы обратной связи. В целом участники конференции согласились с растущей значимостью клиент-ориентированной модели для развития операторского бизнеса.