Специалисты Nemertes Research опросили 90 руководителей ИТ-отделов и пришли к выводу, что ощутимая экономия достижима, но на это требуется определенное время. Один из ключевых выводов исследования заключается в том, что по сравнению с прошлым годом компании стали тратить больше времени и средств на планирование, установку оборудования и отладку корпоративных систем IP-телефонии. Причина - в том, что VoIP все чаще становится частью общекорпоративного проекта, нацеленного на объединение коммуникационных систем.

Другой важный вывод Nemertes Research таков: оборудования VoIP приближается по стоимости к традиционным TDM-решениям (без учета цены телефонных аппаратов).

Плата за планирование

С 2004 года среднее время планирования проектов, подразумевающих внедрение VoIP, увеличилось в четыре раза. На этот, подготовительный, этап участники опроса тратят больше всего времени, стараясь определить стадии реализации проекта, в том числе степень подготовки сетевой инфраструктуры. Вероятно, на них повлияли рассказы коллег о тех кошмарах внедрения, к которым приводит плохое планирование.

На этапе планирования заказчики должны провести аудит сети. Обычно компании тратят 3 тыс. долл. на исследование каждого сетевого узла при малых масштабах проекта (не более пяти объектов) и 63,5 тыс. долл. - при глубоком анализе многозвенной структуры. Стоимость полного обследования инфраструктуры составляет 12-150 тыс. долл.

С ростом числа подразделений, охваченных проектом модернизации телефонной сети, и количества абонентских терминалов продолжительность инсталляции и настройки оборудования увеличивается. Также удлиняется этап начального запуска системы, то есть период после ее установки и до перевода в режим промышленной эксплуатации. Вот три основных фактора увеличения времени начального запуска и, соответственно, стоимости проекта.

Во-первых, организации стали более серьезно воспринимать влияние VoIP-проектов на бизнес. Развертыванием конвергентной сети теперь занимаются множество специалистов в области коммуникационных приложений, информационной безопасности и построения сетей. В 2004 году опрашиваемые компании выделяли на проекты конвергенции голоса и данных в среднем 12 сотрудников, а в конце 2005 года - 27.

Во-вторых, увеличилась заработная плата ИТ-специалистов, работающих в области конвергенции сетей. С 2004 года по сегодняшний день ее средний уровень вырос с 96,77 до 98,62 тыс. долл. в год.

В-третьих, заказчики стали выделять больше средств на консультационные услуги, связанные с архитектурой и реализацией системы. Усредненные затраты на консалтинг составляют 23,12 тыс. долл. (с разбросом от 500 до 2 млн долл.).

Управление и обучение

Инструменты управления часто становятся незапланированными затратами, но их использование - и ключевой фактор успеха при внедрении VoIP. Только 15% организаций заранее предусматривают в бюджете приобретение соответствующих средств, а более половины начинают подыскивать специализированные инструменты спустя год (и даже больше) со старта проекта. В прошлом году объем средств, выделенных на покупку инструментов управления единой сетью, заметно увеличился, что отразилось и на общей стоимости проектов.

Еще одним, зачастую игнорируемым этапом реализации VoIP-проектов является обучение персонала. Системные интеграторы, оказывающие услуги внедрения голосовых систем, да и производители часто включают обучение в общую стоимость договоров.

По сравнению с 2004 годом затраты на обучение сотрудников работе с VoIP-технологиями снизились. К примеру, в 2004 году небольшие компании США тратили на каждого специалиста около 2,5 тыс. долл., а в минувшем - только около 2 тыс. долл.

Статьи экономии

При внедрении технологий VoIP предприятия обычно сохраняют средства (или увеличивают размер прибыли) по нескольким основным направлениям. Среди них - оплата труда, текущее управление и администрирование, организация аудио- и видео?конференций по IP (с уменьшением числа командировок), создание единой кабельной инфраструктуры в новых зданиях, повышение производительности труда.

Изменение длительности различных этапов VoIP-проектов

Когда организации переходят на VoIP, они начинают экономить на кадровом обеспечении и привлечении внешних консультантов. Правда, в нескольких компаниях (5%) при внедрении VoIP-приложений штат увеличился на несколько человек. Показатели средней экономии на персонале выросли по сравнению с 2004 годом, когда организациям удавалось перераспределять или сокращать в среднем 0,74 штатных единиц (экономия - 77 тыс. долл. в год). В нынешнем году среднестатистическая экономия на персонале составила 0,76 штатных единиц (81 тыс. долл. в год). Треть опрошенных «сэкономили» примерно 1,46 штатных единиц (192,5 тыс. долл. ежегодно). Обычно при интеграции коммуникационных систем сотрудников перераспределяют на другие участки работы, а не увольняют.

Проанализируем, каким бывает объем работ, выполняемых сотрудниками ИТ-департаментов, и сколько времени они тратят на обслуживание голосовой сети. Как выяснилось, они не чувствуют разницы между обслуживанием сети и устранением неисправностей. В любом случае все их вмешательства сводятся к управлению голосовой сетью. К их обязанностям относятся отслеживание установки последних обновлений для IP-УАТС, телефонных аппаратов и программных телефонов, устранение проблем недостаточной производительности сети или внезапных отключений, перенос, добавления и изменения на MAC-уровне, мониторинг общей производительности коммуникационной системы. Некоторые организации (как правило, из сферы SMB) начинают передавать управление VoIP-системами на аутсорсинг.

Экономия за счет автоматизации MAC-настроек - один из основных способов покрытия издержек на внедрение систем VoIP. Раньше респонденты тратили на одну MAC-операцию в среднем 124 долл., причем в расчет брались работы, выполняемые как внутренними, так и внешними исполнителями. В абсолютном выражении себестоимость таких операций составляла от 29 до 450 долл.

Усредненные капитальные затраты

Количество выполняемых ИТ-персоналом MAC-операций увеличивается вместе с размерами фирмы, что неудивительно. Однако интенсивность MAC-операций (она вычисляется как отношение числа изменений сетевых адресов к общему количеству сотрудников) не очень зависит от масштабов предприятия. В прошедшем году организации выполняли примерно 1,28 MAC-операций в расчете на каждого сотрудника. То, что происходит с изменением настроек на MAC-уровне, напоминает цепную реакцию. Если компанию покидает один человек, необходимы 3-5 MAC-операций: для самого увольняющегося, для сотрудника, намеренного занять его место (и для нацелившегося на очередное освободившееся место), для вновь принятого работника.

С переходом на VoIP MAC-операция становится очень простой. Время ее выполнения в рамках традиционной TDM-телефонии составляет 30-90 мин, а в сети IP - не более 10 мин. Общая экономия затрат, в зависимости от количества исполняемых MAC-преобразований, может оказаться значительной.

Организация видео- и аудиоконференций также позволяет сократить корпоративные расходы. Срок окупаемости проекта, подразумевающего замену системы конференц-связи на базе ISDN системой IP, составляет 6-12 мес. Обычно компании тратят 200-300 долл. в час на видеоконференции на основе ISDN и около 2 тыс. долл. - на международные звонки. При организации аудиоконференций требуются 6-12 центов за минуту сеанса.

Ряд организаций отметили, что используют аудио- и видеоконференции на основе IP для внутренних коммуникаций между сотрудниками и отделами. В зависимости от отрасли потребность в них составляет 10-75% общего числа организуемых телеконференций. На основе средних показателей, полученных в ходе исследования Nemertes, можно подсчитать, что переход от видеоконференций на базе ISDN к IP-технологиям окупается за один-три года. То же исследование показывает, что период окупаемости систем аудиоконференц-связи составляет всего полтора месяца.

Экономия на обслуживании сети достигает 50% - за счет объединения каналов доступа и консолидации неиспользуемых ресурсов пропускной способности. В новых помещениях стоимость прокладки кабеля снижается на 40-50%, поскольку к каждому рабочему месту теперь нет необходимости подводить 3-4 провода. Вместо этого компании используют для подключения рабочего места один-два кабеля, снижая расходы на материалы и, что более важно, трудозатраты.

Хотя это трудно оценить объективно, предприятия отмечают повышение производительности труда сотрудников при внедрении VoIP и сопутствующих приложений для организации совместной работы.

Робин Гэрейсс (robin@nemertes.com) - исполнительный вице-президент и финансовый директор компании Nemertes Research