Служба новостей IDG, Сан-Франциско

Компания Texas Instruments намерена всерьез заняться повышением надежности и качества услуг передачи голоса в VoIP-сетях. Она собирается использовать для этого программный инструментарий управления качеством Piqua.

Протокол IP изначально ориентирован лишь на качественную передачу данных, но VoIP и другие мультимедийные приложения стремительно набирают популярность. Такой контент весьма чувствителен к потерям отдельных пакетов, задержкам и вариациям задержек потока данных (джиттеру), которые возникают в Internet. Увеличение пропускной способности каналов связи и использование современного оконечного оборудования делает мультимедийные приложения все более доступными для пользователей, но проблема долстижения стабильного качества голоса остается актуальной для конвергентных сетей.

Как работает Piqua. Программное обеспечение Piqua является посредником между различными абонентскими устройствами и системой управления сетью (NMS) сервис-провайдера

«Piqua поможет сервис-провайдерам проводить мониторинг услуг, отдельных устройств и сетей, а во многих случаях обеспечит автоматическую адаптацию сетевой инфраструктуры, — рассказывает Майкл Стич, директор по работе с сервис-провайдерами DSP-подразделения (Digital Signal processor) компании Texas Instruments (TI). — Данное решение позволяет снижать себестоимость услуг». А это, в свою очередь, должно вызвать снижение тарифов и лавинообразный приток новых пользователей в мир IP-телефонии.

По расчетам Стича, за несколько лет число абонентов услуг VoIP вырастет на порядок и достигнет десятков миллионов. Если при такой динамике служба поддержки будет заниматься решением индивидуальных проблем, связанных с качеством передачи голоса, то себестоимость услуг возрастет. Поэтому TI выпустила специальный инструментарий Piqua, который пригодится провайдерам, передающим по IP-сетям мультимедийную информацию, в том числе сигналы телевещения (IPTV), музыку, изображения с домашних охранных устройств и данные автоматизированных производственных систем.

Уверенности в успехе начинания придает активное использование микросхем TI в оборудовании VoIP. В конце года система управления качеством голосовых служб появится в составе продуктов, предназначенных для операторов связи и их партнеров по разработке клиентского программного обеспечения. «Motive и Viola Networks уже обратились к TI с просьбой внедрить Piqua в их программы управления IP-сетями», — сообщили представители Texas Instruments. Как пояснил Стич, в отдельных модулях Piqua используются стандартные отраслевые протоколы управления, которые могут служить для контроля над любым сетевым оборудованием. Однако в остальных случаях этот инструментарий управляет только продуктами на базе микросхем TI.

«Texas Instruments выпускает наборы микросхем, на которых основаны всевозможные устройства VoIP, в том числе IP-телефоны и шлюзы, — отметил аналитик IDC Уильям Стофега. — Привязка заказчика к продуктам одного производителя зачастую становится неизбежным побочным эффектом гонки за инновациями».

В Piqua входят разные инструменты для автоматического решения проблем со звонками. К примеру, если это ПО обнаружит задержки в передаче пакетов, оно сможет определить их причину и перенаправить звонок по другому маршруту либо изменить приоритеты конкретных приложений. Для уменьшения вариаций задержек используется динамический буфер данных, размер которого автоматически изменяется в зависимости от текущих условий передачи. При учащении потерь пакетов Piqua автоматически переводит службу в режим повышенной надежности, в котором поток данных передается по сети дважды.

По своему назначению Piqua является аналогом диагностических инструментов, встраиваемых в традиционные телефонные системы с коммута?цией каналов. С их помощью инженеры быстро определяют, что происходит между телефонным аппаратом абонента и сетью оператора. «Эти механизмы были утеряны, когда звонки стали транслироваться через IP-сеть, — констатирует Стич. — Наша система ориентирована на устранение проблем и в других мультимедийных приложениях, например передачи потокового видео. Piqua может оповещать оператора в случае превышения абонентом определенного лимита загрузки или отправки видеоконтента».

Как показывает проверка работы американских операторов, проведенное в июле прошлого года компанией Keynote Systems, качество звонков в пакетной сети — зачастую хуже, чем в традиционных телефонных системах. В исследовании Keynote Systems услуги «вторичных» провайдеров и операторов, владеющих сетевой инфраструктурой, оценивались по таким показателям, как доступность связи, доля прерванных соединений и разборчивость речи. По качеству передачи речи, в том числе наличию помех и шипения, звонки с помощью VoIP получили оценки от 3,5 до 5 по шкале Mean Opinion Score (MOS). Это — даже хуже показателей мобильных вызовов, оценки которых колебались от 3,6 до 5.

По прогнозу исследовательского агентства Yankee Group, в следующие несколько лет грядет ажиотажный спрос на услуги VoIP. Как считает аналитик Линдсей Шрот, оказание технической поддержки новым пользователям станет тяжелым бременем для тех сервис-провайдеров, которые не вооружены технологиями автоматического мониторинга сети. «Одной из проблем, которые можно решать с помощью Piqua, является ухудшение качества пакетного голоса. А качество снижается по целому ряду причин, в том числе из-за особенностей конфигурации сети, некорректной настройки программного обеспечения или неправильной прокладки кабеля», — отмечает Шрот.


Как проходило тестирование

За пять недель сотрудники Keynote Systems сделали порядка 163 тыс. телефонных звонков между Сан-Франциско и Нью-Йорком через сети шести сервис-провайдеров VoIP. На участке «последней мили» звонки маршрутизировались по трем сетям бизнес-класса и четырем широкополосным сетям доступа для индивидуальных пользователей (по двум кабельным и двум DSL-сетям). Каждый звонок оценивался по 180 показателям. Помимо надежности сервиса (она устанавливалась на основе количества попыток успешного соединения и доли прерванных сеансов) аналитики Keynote определяли качество звучания и уровень задержек голоса по стандарту Perceptual Evaluation of Speech Quality (PESQ), известному как ITU-T P.862.

Июльское исследование Keynote Systems выявило самого надежного провайдера VoIP-услуг, которым оказался Vonage (99,4% успешных попыток соединения). Самый худший показатель надежности составил 94,8%. Это означает, что примерно 5% вызовов разрываются (либо их вообще невозможно установить). Для сравнения: средний уровень доступности телефонных сервисов в сетях ТфОП равен 99,9%. По результатам тестов, самым «качественным» оператором, обеспечивающим лучшее звучание речи, является AT&T (сервис CallVantage).