На саммите «Телекоммуникации в СНГ: стратегии развития», организованном британским Институтом Адама Смита, лидеры российского телекоммуникационного бизнеса обсуждали современное состояние отечественной отрасли связи, перспективы ее развития и влияние на этот процесс предстоящей приватизации холдинга «Связьинвест»

По итогам 2004 года общие доходы российской отрасли связи увеличились на 38%, что на 7% меньше, чем годом ранее. Но президент «Голден Телекома» Александр Виноградов считает, что, несмотря на некоторое замедление темпов роста, данная сфера экономики остается очень привлекательной для инвестиций. И причин для такого оптимизма — несколько.

Основная из них — стабильность политической системы и общий экономический подъем России. Вдобавок отечественный телекоммуникационный рынок постепенно адаптируется к мировым стандартам: наши компании становятся более прозрачными, а некоторые операторы успешно разместили свои акции на международных биржах. Наконец, принятие новых законов в области связи и формирование справедливых правил ведения бизнеса может стать дополнительным стимулом для привлечения инвестиций в телекоммуникационные предприятия. Правда, отметил Виноградов, нынешняя законодательная база еще не до конца понятна инвесторам, и операторам необходимо время для адаптации бизнеса к новым требованиям. Эти обстоятельства и привели к замедлению темпов роста связной отрасли в 2004-2005 годах.

Президент «Голден Телеком» также указал, что 2% ВВП, приходящиеся на российскую отрасль связи, вряд ли можно считать удовлетворительным показателем. В развитых странах его значение составляет 4-5% ВВП. Пока у нас остается довольно низким и уровень проникновения услуг во всех секторах телекоммуникационного рынка. К концу 2004 года услугами фиксированной связи были охвачены лишь 27% жителей страны, мобильной связью — 52%, а услугами доступа в Internet — всего 9% населения России. Чтобы выйти на уровень проникновения услуг Internet хотя бы 27-30%, нужно сначала построить современную инфраструктуру доступа. А для этого необходимо провести в регионы цифровые сети, которые позволят реализовать высокоскоростные Internet-услуги для конечных потребителей.

Не секрет, что около половины операторов связи в России используют аналоговые технологии. «Если в ближайшие годы традиционные телефонные компании не внедрят новое цифровое оборудование, которое обеспечит вывод на массовый рынок перспективных услуг, среднегодовой прирост фиксированной связи может выйти на уровень не более 0,1%», — отметил Виноградов.

Как убежден Алексей Шалагинов, заместитель директора департамента международного маркетинга московского офиса Huawei Technologies, правильнее говорить не о цифровизации сетей, а о переходе на технологии пакетной коммутаци. Установка обычных цифровых АТС поможет лишь частично снять проблему модернизации инфраструктуры на ближайшие два-три года, но инвестирование в сети с коммутацией каналов — это тупиковый путь. Пора ставить вопрос о создании универсальной сетевой инфраструктуры, позволяющей предоставлять любые инфокоммуникационные услуги на единой технологической основе, то есть говорить о построении сетей следующего поколения (NGN).

Старший аналитик «Альфа-Банка» Андрей Богданов отмечает, что проблематика развития бизнеса проводных операторов в нашей стране имеет характерную национальную специфику. Прежде всего, им еще сложнее, чем зарубежным коллегам, решать проблему оттока трафика в сотовые сети. Ежемесячные платежи населения операторам фиксированной связи в российской провинции находятся на уровне 6,5 долл., что сопоставимо с ARPU региональных операторов мобильной связи.

Кроме того, в нашей стране вряд ли достижимы европейские статистические показатели количества обслуживаемых линий в пересчете на одного работника. В России — совсем иные расстояния между населенными пунктами, и их телефонизация обходится гораздо дороже, чем в Европе. Вместе с тем численность персонала служб back-офисов у нас почти всегда больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности организации. Наконец, бизнес отечественных операторов фиксированной связи характеризуется относительно низкой маржой.

Разумеется, российские фирмы не исчерпали полностью резервы повышения эффективности бизнеса, но этот потенциал имеет некий потолок, и он гораздо ниже, чем у зарубежных операторов связи. Отсюда следует, что инвестиционная привлекательность отечественных компаний фиксированной связи априори ниже, чем иностранных. Достаточно показательный пример: по оценкам того же «Альфа-Банка», стоимость мобильных активов оператора «Уралcвязьинформ» (УСИ) сегодня намного больше стоимости его активов в области фиксированной связи. При этом количество абонентов фиксированной связи этого оператора (3,4 млн) до сих пор существенно превышает число пользователей GSM-сетей (2 млн).

Видимое благополучие

Как сообщила ведущий консультант агентства IKS-Consulting Оксана Панкратова, в течение последних пяти лет российский рынок сотовой связи рос в среднем на 48% в год. В соответствии с прогнозами, в 2005 году суммарные доходы операторов сотовой связи вырастут до 10,7 млрд долл., что на 35% больше, чем в 2004 году. Основным двигателем прогресса здесь является динамичное увеличение абонентской базы операторов. Сейчас в стране насчитывается порядка 110 млн абонентов мобильных сетей.

На первый взгляд, в индустрии сотовой связи дела обстоят вполне благополучно, но на деле все не так все безоблачно. Начнем с того, что количество проданных SIM-карт далеко не соответствует числу активных пользователей. Как заявил Богданов, по последним официальным данным уровень проникновения услуг мобильной связи в стране составляет 74%, но в действительности доля владельцев сотовых трубок колеблется на уровне 50-55%.

Специфика российского сотового рынка заключается и в том, что 90% доходов на нем делят между собой три ведущих игрока — МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон». В большинстве развитых стран на национальном уровне конкурируют 5-7 сотовых операторов, имеющих примерно сопоставимые доли рынка. Это обстоятельство объясняет относительно слабую конкуренцию на отечественном рынке мобильной связи. При этом доходность операций отечественных сотовых компаний намного выше, чем в среднем по миру. «Такой высокой маржи и низких операционных затрат не наблюдается, пожалуй, нигде, кроме Китая и Индии», — говорит Богданов.

В частности, у операторов «большой тройки» показатель EBITDA Margin находится на уровне 50% и выше. Зато их доходы в пересчете на одного абонента (ARPU) значительно ниже, чем у зарубежных коллег, и продолжают стремительно сокращаться. Исследования IKS-Consulting подтвердили, что по итогам 2004 года средний показатель ARPU в России снизился на 21% (до 11,9 долл.), что втрое меньше, чем в Европе, и впятеро меньше, чем в США. За первое полугодие 2005 года ARPU упал до 9 долл., а в целом за 2005 год ожидается его снижение на 27% (до 8,7 долл.).

Отечественные мобильные операторы стали заложниками собственной гонки за количество подключенных абонентов. «Реальный ARPU все-таки выше того, который вынуждены обнародовать мобильные операторы, поскольку при его подсчете учитывается абонентская база на основе данных о проданных SIM-картах»,  — отмечает Богданов. Увеличение значения ARPU приводит к арифметическому снижению показателей доходности, что давит на нервы инвесторов.

Сотовые компании стремятся компенсировать падение тарифов на голосовую связь за счет продвижения широкого спектра дополнительных услуг (VAS). По оценкам «Альфа-Банка», этот сектор российского рынка достиг в 2004 году объема 1 млрд долл., а в текущем году ожидается его дальнейший подъем в 1,5-1,6 раза.

Панкратова более пессимистична при оценке потенциала сегмента VAS. Она считает, что в этой сфере наглядно проявился «кризис жанра»: по итогам первого полугодия 2005 года объем рынка дополнительных услуг в России составил 602,3 млн долл., а доля VAS в общих доходах операторов достигла лишь 2,9%. Причем показатель усредненной выручки от продажи VAS снизился за данный период с 1,5 до 1,1 долл. По мнению аналитика IKS-Consulting, основными причинами спада являются завышенные ожидания от «кастомизации» телефонных аппаратов, нечеткая маркетинговая стратегия и невнимание к развитию собственного бренда контент-провайдеров, накопление негативного опыта потребления контент-услуг.

Аналитики в очередной раз предупреждают, что рынок сотовой связи приближается к точке насыщения. В ближайшее время рост операторских доходов от привлечения новых пользователей прекратится. Ведущим игрокам необходимо принимать превентивные меры по стабилизации доходов от голосового трафика и стимулированию роста доходов от дополнительных услуг.

Предпродажная подготовка

Еще одним фактором, препятствующим притоку инвестиций в отрасль, является давно ожидаемая приватизация «Связьинвеста». По некоторым сведениям, эпохальная сделка, подразумевающая продажу 75-процентного госпакета акций холдинга, состоится во второй половине 2006 года. Последующие изменения на рынке во многом будут зависеть от стратегии будущего владельца активов «Связьинвеста», но ее основные положения, как полагает Виноградов, можно предугадать уже сегодня. Новым хозяевам придется вкладывать огромные средства в модернизацию приобретенной инфраструктуры, а между размерами инвестиций и величиной рисков всегда существует прямая зависимость.

Богданов полагает, что приватизация «Связьинвеста» существенно повлияет на развитие мобильного рынка. Сейчас участники «большой тройки» достаточно взвешенно балансируют свои тарифные предложения, но фирмы, контролирующие оставшиеся 10% мобильного рынка (УСИ, «СибирьТелеком», «ВолгаТелеком» и Теlе2), еще продолжают борьбу за выживание. Они могут спровоцировать сначала локальные, а затем и всеобъемлющие ценовые войны. В этих условиях федеральные сети, скорее всего, попытаются выкупить мобильный бизнес у региональных компаний «Связьинвеста». Однако сейчас такие приобретения невозможны, поскольку будут расценены как попытки намеренно снизить стоимость «Связьинвеста» накануне приватизации. Лишь после ее завершения ситуация может измениться к лучшему. «Кто бы ни купил «Связьинвест», он вскоре осознает бесперспективность своего положения на мобильном рынке и продаст сотовый бизнес холдинга трем ведущим игрокам», — заключил Богданов.