Примерно год назад было констатировано, что сотовый телефон — не только средство коммуникаций, но и эффективная «рекламная площадка»

Именно год назад родились технология Cell Broadcast (вещание по сотовым каналам связи) и интерактивные сотовые сервисы Interactive Broadcast Services. Они позволяют выводить на дисплей телефона, находящегося в режиме ожидания, различную информацию — от курсов валют и прогнозов погоды до газетных передовиц и театральных афиш. Причем все это — с привязкой к местности и только для абонентов, которые потенциально могут воспользоваться такими сведениями. Как вариант, появились сервисы мгновенного массового оповещения о чрезвычайных ситуациях по мобильным сетям (Mass Alert).

Мобильная мимикрия

Рынок решений Cell Broadcast пока не очень велик: не более 30 операторов во всем мире установили и запустили в коммерческую эксплуатацию подобные системы. Однако его потенциал сложно переоценить. Среди крупных игроков зарождающегося сегмента услуг нужно отдельно упомянуть «ВымпелКом», который запустил в эксплуатацию решение «Хамелеон». По оценкам компании «Беркут», типовая стоимость внедрения системы сотового вещания для региональной сети емкостью 1 млн абонентов составит от 250 тыс. до 1 млн долл. Конечная цифра зависит от производителя, числа базовых станций и контроллеров, оснащенности необходимым ПО контроллеров БС, а кроме того, от топологии сотовой сети, пропускной способности IP-каналов и наличия нужного IP-оборудования.

Как отмечает заместитель коммерческого директора «Беркута» Сергей Ермилов, все решения, предназначенные для сотового широковещания, отвечают стандартам ETSI, 3GPP, IS и 3GPP2. Стандарты ETSI и 3GPP определяют требования к платформам для сетей GSM и UMTS, а стандарты IS и 3GPP2 — к решениям для сетей на базе CDMA. По сути, эти решения незначительно отличаются друг от друга, поскольку во всех стандартах бизнес-требования к системам Cell Broadcast примерно одинаковы. Разница состоит лишь в интерфейсах соединений между сервером Cell Broadcast Centre (CBC) и контроллерами базовых станций (BSC).

Однако именно на этом участке сосредоточены основные усилия производителей систем Cell Broadcast. По мнению Сергея Ермилова, в силу разночтений указанных стандартов каждый из вендоров реализует собственные дополнительные функции в протоколе взаимодействия BSC-CBC. Таким образом, чтобы обеспечить полноценную работу CBC с базовой сетью любого оператора, поставщик широковещательной платформы должен внимательно изучить спецификации интерфейсов BSC, проконсультироваться с производителем BSC и, по возможности, протестировать свое решение на его стендах. Как правило, работа по такой схеме позволяет снять все вопросы, которые могут возникнуть на площадке заказчика.

Наиболее заметный игрок в сегменте Cell Broadcast на мировом рынке — компания LogicaCMG, а на российском — НПФ «Беркут». В области интерактивных вещательных услуг только две фирмы предоставляют готовые коммерческие решения — Celltick и «Беркут». Причем для Celltick такое решение — единственный продукт, разрабатываемый и поставляемый операторам связи. А вот для «Беркута» решение JUST Broadcast (относящееся к классу Interactive Broadcast) является развитием платформы JUST, которая реализует предоставление абонентам множества дополнительных мобильных услуг.

С помощью Interactive Broadcast Services существенно изменяется форма предоставления контента конечным потребителям. Поясним это на примере службы «Хамелеон», весной текущего года введенной в режиме коммерческой эксплуатации. С тех пор более 5 млн подписчиков отправили свыше 13 млн запросов — неплохой результат для национального оператора связи.

На технологическом уровне реализация сервиса достаточно проста. «Хамелеон» представляет собой специальное java-приложение на SIM-карте, которое позволяет абонентам сети «Билайн» в режиме реального времени получать структурированную информацию. Какие это будут сведения, пользователь решает сам путем активации или отключения вещательных каналов. Кроме того, он бесплатно получает от оператора «обязательную» информацию, такую как прогнозы погоды или курсы валют.

По способу доставки данных на мобильный телефон Interactive Broadcast Services схож с технологией USSD или организации push-каналов: информация появляется по мере поступления в сеть. Это напоминает онлайновую трансляцию текстовых заголовков, которые сразу же отображаются на мониторе телефона. При желании абонент сможет прочитать подробное сообщение, нажав на своем аппарате клавишу Ok. Кстати, заголовки не назойливы, не сопровождаются звуковыми сигналами или включением подсветки дисплея. Если на них не отреагировать, они исчезнут через одну-две минуты без сохранения в памяти телефона. Кроме того, сообщения приходят, когда телефон находится в режиме ожидания, поэтому расход электроэнергии минимален. По словам Рона Дэниэла, вице-президента по маркетингу компании Celltick, разработчики сервиса хотели сделать «молчащий» экран мобильного устройства более информативным и живым, развлечь пользователя и предложить ему простой доступ к ресурсам контент-провайдеров.

Процесс активации услуги «Хамелеон» очень прост, а в новых SIM-картах «Билайна» этот сервис активирован изначально. Для уточнения расценок на инфоканалы предусмотрен раздел «Стоимость», в который можно зайти с помощью обычных клавиш навигации. Включать и отключать каналы можно через раздел телефонного SIM-меню «Темы».

Принципы работы систем оповещения

Еще более эффективно системы Cell Broadcast работают в режиме экстренного оповещения абонентов о чрезвычайных ситуациях. Не секрет, что стихийные бедствия и террористические акты требуют мгновенной реакции властей и эвакуации населения из опасных зон. Теперь оповещать людей можно не только с помощью телевидения или звуковых сирен, но и по сотовым телефонам. Системы, реализующие режим массового оповещения, есть и у Celltick, и у «Беркута». К сожалению, у нас пока нет информации об использовании возможностей этой передовой технологии МЧС и другими силовыми структурами РФ.

Еще 11 сентября 2001 года стало понятно, что оповещение о чрезвычайных ситуациях должно быть оперативным, емким и точным. Мобильные операторы начали экспериментировать с SMS-оповещением. По логике вещей, этот сервис гарантированной доставки поддерживается всеми телефонами. Можно рассылать сообщения на русском и других языках. Для фильтрации абонентской базы (оповещения лишь тех пользователей, которые находятся в опасной зоне) применима технология определения местоположения (LBS). В результате короткие текстовые уведомления будут распространяться только на территории, обслуживаемой конкретными базовыми станциями.

На деле же с этим сервисом возникла масса проблем. Во-первых, пропускная способность операторского SMS-центра редко превышает 1 тыс. сообщений в секунду. У большинства федеральных операторов сотовой связи таких центров — считанные единицы, поэтому оповещение 10 млн человек (среднее население мегаполиса) может занять до 2,5 ч, что слишком долго в условиях чрезвычайной ситуации. Во-вторых, сложно выстроить прозрачное управление сервисом, а ведь кто-то должен отдавать приказ на рассылку экстренных сообщений и кто-то — его выполнять, причем исполнителей (операторов) всегда будет несколько. В-третьих, каждое текстовое сообщение вмещает в себя не более 70 символов кириллицей, чего недостаточно для описания ситуации и рекомендаций по ее преодолению. Таким образом, все проекты SMS-оповещения населения о чрезвычайных ситуациях развивались не дальше местного уровня.

Эксперименты по массовому оповещению с помощью USSD вообще не проводились. Пропускная способность данной платформы еще меньше, чем у SMS-центра, и к тому же для получения информации пользователь должен инициировать исходящий запрос. Рассматривалась возможность применения системного канала, на котором «общаются» базовые станции, с одновременным оповещением владельца телефона о роумиге, нахождении в той или иной тарифной зоне. Но для этого надо убедить его активизировать соответствующий канал, что является достаточно затратным мероприятием.

Единственным выходом оказалось применение системы MassAlert на базе Cell Broadcast. Принцип ее работы прост и очевиден: через специальный шлюз представители органов власти могут посылать тревожные сообщения из любой точки страны, используя каналы безопасной связи со всеми сотовыми операторами. Алгоритмы кодирования сигнала и разграничения доступа предотвращают несанкционированный доступ к системе. Таким образом, можно предупреждать миллионы людей почти мгновенно, к тому же направляя в каждый регион сообщения с учетом местной специфики проблемы.

Как отмечает Гай Вейтс, вице-президент по продажам компании Celltick Technologies, в отличие от технологии SMS, которая работает по схеме «точка-точка», технология Cell Broadcast действует по принципу «точка-зона». Чтобы оповестить 1 млн человек посредством одного SMS-центра, потребуются примерно 16 мин, а с помощью сети Cell Broadcast — около 10 с. Надо учесть, что система информирования о чрезвычайных ситуациях создается не для «идеальных условий», поэтому в коммерческие решения закладывается определенный запас мощности на случай перегрузок в сети.

Содержание оповещений может различаться в пределах региона и даже отдельных «сот». Кроме того, можно рассылать сообщения группам пользователей, рассредоточенным по всей территории обслуживания (к примеру, сотрудникам правоохранительных органов). И хотя системы Cell Broadcast не интегрируются с сервисами LBS, разработчики предусмотрели их интеграцию с принадлежащими государству ГИС-системами.

Большинство сотовых телефонов, выпущенных после 2001 года, поддерживают обычное сотовое вещание (Cell Broadcast) «по умолчанию», что позволяет передавать на них текстовые сообщения без каких-либо оговорок. Но для передачи картинок на SIM-карте нужно установить специальную программу-клиент (как и в случае с услугой «Хамелеон»), да и сам телефон должен поддерживать эту возможность. Впрочем, как показывает практика, текстового сообщения вполне достаточно для чрезвычайного оповещения, а графика может оказаться избыточной.

Системы быстрого реагирования

Идея внедрения рассматриваемых сервисов должна исходить от правительственных структур. К примеру, в Голландии по решению регулирующих органов трех национальных операторов обязали внедрить системы MassAlert. Но в большинстве стран на законодательном уровне механизм взаимодействия государства и операторов мобильной связи в режиме массового оповещения не «прописан», поэтому сначала нужно заручиться поддержкой последних.

Экстренные службы должны контролировать менеджера системы MassAlert и ее центральный сервер. Каждому мобильному оператору потребуется установить «тревожный шлюз» (Alert Gateway), для сопряжения которого с базовыми станциями разных производителей понадобятся от нескольких дней до нескольких недель. Система управляется дистанционно — представители власти могут посылать сообщения из любой точки, используя каналы безопасной связи.

В этом смысле показателен пример сотовой сети Hutchison в Индии, которая была задействована для оперативной связи с жителями Бомбея в 2003 году. Тогда террористы атаковали здание парламента и начались уличные бои. Город был охвачен паникой, а телефонные сети и Internet вышли из строя из-за перегрузок. Продолжала безукоризненно работать лишь система передачи широковещательных сообщений от Celltick, поэтому жизненно важные сообщения правительства непрерывно поступали на сотовые телефоны. Еще один пример — сотовая сеть MTN Networks, функционирование которой не прекратилось во время недавнего стихийного бедствия в Юго-Восточной Азии, хотя остальная инфраструктура связи была нарушена. С помощью сервиса MassAlert пользователи получали на экраны телефонов в режиме реального времени информацию об опасных районах и расположении пунктов распределения гуманитарной помощи, узнавали номера «горячей линии».

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор.