Network World, США

Поставщикам услуг сотовой связи придется усилить борьбу со спамом, чтобы не вызвать бурю недовольства у абонентов. Однако если операторы «перегнут палку», они могут потерять часть доходов. Этим объясняется относительная мягкость контрмер провайдеров мобильной телефонии в отношении нежелательных текстовых сообщений.

Проблема беспроводного спама пока находится в зачаточном состоянии, и операторы только начинают на нее реагировать, применяя различные фильтры. Часть аналитиков считают недостаточными усилия по защите абонентов от непрошеной корреспонденции. Они утверждают, что налицо — заинтересованность операторов в получении дополнительных доходов, противоречащая интересам клиентов. «Чем больше текстовых сообщений получает и посылает абонент, тем больше денег зарабатывает поставщик услуг», — говорит Боб Иган из фирмы Mobile Competency. А потому операторы фильтруют спам лишь в том объеме, который позволяет предотвратить захлестывание абонентов нежелательными сообщениями.

Один из операторов опровергает эти заявления. «Если возмущенные абоненты начнут беспрестанно звонить в центр поддержки клиентов, то стоимость их обслуживания превысит нашу выручку от трафика спамеров», — отмечает старший директор компании Nextel Боб Ивальд. В прошлом году число нежелательных текстовых сообщений в сети Nextel значительно увеличилось и достигло 45-60% объема всех SMS-сообщений. Фирме пришлось внедрить специальные фильтры, и поток жалоб со стороны абонентов резко сократился.

Спам в сотовых сетях даже больше раздражает, чем нежелательная корреспонденция, приходящая по электронной почте. Злоумышленникам относительно легко заполучить базы данных с тысячами номеров абонентов сотовой связи. Кроме того, спамерам не нужно набирать сообщения на сотовых телефонах одно за другим — существуют специальные Internet-сервисы, позволяющие автоматически передавать послания на заданные номера. Даже в малых дозах спам, приходящий на мобильные терминалы, невыносим для абонентов. Если для прочтения электронных писем нужно включить ПК и открыть почтовый ящик, то сотовый телефон зачастую активизирован круглосуточно. Приход нежелательного SMS-сообщения сразу же отмечается на его экране, что обычно сопровождается световым и звуковым сигналами. Раздражающий эффект усиливается, если тарифный план предусматривает оплату входящих сообщений.

Конечно, операторы не могут полностью игнорировать новую напасть. Некоторые из них установили в своих сетях средства обезвреживания спама и обещают клиентам возмещение их расходов на полученные нежелательные сообщения. Руководители Sprint и Verizon заявляют, что в их сетях спам не является проблемой, поскольку там используются системы защиты от IronPort Systems. Но сами специалисты этой компании отмечают, что в сфере мобильной связи борьба со спамом строится иначе, чем в компьютерных сетях.

Так, беспроводные сообщения обычно намного короче электронных писем, что усложняет идентификацию спама. Вдобавок SMS не имеют заголовков, которые часто используются для определения имени отправителя или маршрута передачи сообщения. Кроме того, в сотовой сети абонент идентифицируется по телефонному номеру, а не по адресу электронной почты или IP-адресу. Если, например, абонент Verizon подписывается на текстовые уведомления из Yahoo, а затем меняет оператора, то новый пользователь данного телефонного номера продолжает получать непрошеную корреспонденцию из Yahoo.

Абоненты тоже должны беспокоиться о защите мобильных телефонов от спама, воздерживаясь от публикации своих номеров в открытых источниках. Verizon, Cingular и T-Mobile предлагают индивидуальные средства борьбы со спамом, включая «черные» списки. В них можно вносить номера «атакующих» телефонов, и все сообщения с них будут блокироваться оператором.

Известно, что на разработку эффективных технологий защиты от нежелательной электронной почты потребовалось несколько лет. Вероятно, пройдет какое-то время, пока будут выработаны аналогичные средства борьбы со спамом в беспроводных сетях.