«Головокружение от успехов» на российском рынке сотовой связи сменилось размышлениями о дальнейшей судьбе его игроков

Темпы роста абонентской базы российских операторов неуклонно снижаются, отрасль близка к насыщению. Даже без обращения к отчетам аналитиков ясно, что в течение двух ближайших лет уровень проникновения услуг мобильной связи в нашей стране достигнет предельного значения. Эти факторы напрямую влияют на развитие бизнеса ведущих сотовых компаний. О том, как преодолеть трудности на этапе «созревания» рынка и извлечь пользу из изменений, говорили участники конференции GSM Russia 2005.

Удержать ARPU от падения

Согласно данным, приведенным Кестером Манном, ведущим аналитиком компании Informa Telecoms & Media, к концу 2005 года совокупная абонентская база российских операторов будет насчитывать около 100 млн подписчиков. Сейчас их — примерно 90 млн, благодаря чему наша страна вышла на четвертое место в мире (первые три принадлежат Китаю, США и Японии). Манн считает, что достаточно высокие темпы прироста абонентской базы в России сохраняются благодаря региональной экспансии федеральных операторов. Значительная часть активных подписчиков (около 30%) имеют по две и более SIM-карт.

Николай Прянишников видит главным препятствием к развитию VAS ограниченную скорость передачи данных в сетях GSM

Аналитики уверены, что количественное увеличение объема рынка за счет региональных пользователей, низкобюджетных контрактов и учета «мертвых душ» продлится не больше двух лет. Этот процесс неизбежно приведет к ускорению темпов снижения доходности в пересчете на одного абонента (ARPU), которая во многих регионах страны и сейчас не превышает 20 долл.

В этой ситуации особенно актуальным становится предоставление дополнительных услуг, или услуг с добавленной стоимостью (VAS). Генеральный директор J?Son and Partners Карл Йоханнессон считает, что массовое внедрение сервисов категории VAS может «поднять» уровень ARPU до 50 долл. Сейчас, по сведениям Манна, 80-90% расходов российских абонентов на неголосовые услуги приходятся на SMS. К примеру, подписчики «ВымпелКома» отправляют 300-350 млн сообщений за квартал. Однако особые надежды операторы «большой тройки» возлагают на развитие служб на базе сервисов MMS, которые уже в ближайшее время должны прийти на смену текстовым посланиям.

Кроме того, в портфеле каждого уважающего себя оператора есть услуги доступа к Internet на базе технологий WAP и GPRS, а также развлекательные предложения («Знакомства», «Афиша», «Поиск» и т.д.). По оценкам аналитиков, доля сервисов с добавленной стоимостью составляет 16-21% общих доходов операторов «большой тройки».

«МегаФон» усиленно развивает услуги развлекательного характера и сервисы, связанные с определением местоположения абонентов. В начале года оператор запустил в тестовом режиме высокоскоростную передачу данных по технологии EDGE (Enhanced Data for Global Evolution), известной как «улучшенный GPRS». По мнению Алексея Ничипоренко, первого заместителя генерального директора «МегаФона», с началом предоставления услуг доступа в Сеть по технологии EDGE должна частично решиться проблема неудовлетворительного качества мобильной передачи данных. А с увеличением скорости доставки контента с нынешних 40-50 Кбит/с (GPRS) до 200 Кбит/с (EDGE) возрастет и пользовательский интерес к информационным сервисам оператора.

«ВымпелКом», развивающий услуги на базе GPRS, предлагает пользователям опробовать технологию Push-to-Talk, а в ближайшее время в сети оператора будут развернуты услуги EDGE. Хотя «Билайн» не может похвастаться таким же обилием VAS-сервисов, какое присуще ассортименту «МегаФона», подписчиками неголосовых сервисов компании уже стали примерно 400 тыс. человек по всей стране. «ВымпелКом» готов предоставлять корпоративным абонентам IP-адреса для групп пользователей, а также осуществлять оптимизацию Web-страниц для загрузки на мобильные терминалы и обеспечивать доступ к корпоративным сайтам.

Лидер «большой тройки» МТС занимается распространением базовых технологий VAS, таких как SMS, MMS, GPRS и WAP. Оператор предлагает разнообразные услуги передачи данных для корпоративных пользователей, в том числе организацию виртуальных Web-серверов, поддержку корпоративной электронной почты и VoIP. Развлекательные сервисы МТС продвигает неохотно: заметные шаги в этом направлении оператор сделал лишь весной, когда было объявлено о запуске LBS-услуг (Location-Based Services), основанных на определении местоположения пользователей мобильных телефонов.

Кроме того, на выставке «Связь Экспокомм`2005» фирма сообщила о подписании контракта с японским производителем NEC на поставку платформы и мобильных терминалов для сервиса i-mode, обеспечивающего доступ к широчайшему спектру мультимедийных приложений и работу с электронной почтой.

Нераскрытый потенциал интеграции

Все операторы «большой тройки» намерены в следующем году увеличить долю VAS-услуг в своем бизнесе. Единственным препятствием для развития сервисов этого класса, по мнению исполнительного вице-президента и генерального директора по регионам «ВымпелКома» Николая Прянишникова, является ограниченная скорость мобильной передачи данных в сетях второго поколения. На практике даже технология EDGE не всегда способна преодолеть барьер 120 Кбит/с. Более перспективной в отношении скоростных характеристик сети является технология IMT-MC, которую взяла на вооружение компания «Скайлинк». Специалисты оператора обещают поддерживать в сети передачу данных на скорости до 153 Кбит/с.

Другой способ расширения абонентской базы в сегодняшних условиях — создание виртуальных мобильных операторов (MNVO). Такие компании продают услуги связи под собственным брэндом, арендуя базовые станции и другие элементы инфраструктуры у действующих операторов. В России уже появились подобные фирмы, хотя полностью адекватной правовой базы для этого бизнеса пока не существует.

Очевидно, что наилучшим подспорьем для повсеместного распространения VAS станет запуск сетей 3G. Однако, как известно, внедрение технологий нового поколения в России постоянно откладывается, а потому и будущее рынка неголосовых сервисов, несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков, представляется весьма туманным. Лучшим подтверждением этого послужило отсутствие на конференции заявленных в программе представителей Мининформсвязи.

Серьезное внимание участники конференции уделили теме конвергенции сетей и услуг. Единые платформы необходимы для дальнейшего развития рынка сотовой связи. При помощи конвергентных решений операторы смогут взаимодействовать в таких важных сферах, как предоставление MMS-услуг и внедрение долгожданного сервиса Number Portability, который позволит абонентам сохранять телефонный номер даже при смене оператора. В качестве примера начавшейся интеграции сетей вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС Игорь Столяров назвал проект «Единая точка доступа», инициированный холдингом «Система Телеком». В его рамках планируется создать единую расчетно-сервисную платформу для оплаты услуг, которые оказывают МТС, «Скайлинк», «Комстар Объединенные Телесистемы» и «МТУ-Интел».

Зарубежные поставщики оборудования готовы предоставить технические платформы для реализации идей межсетевой конвергенции. Так, Пол Глизон, управляющий директор LogicaCMG Global Telecoms, заявил, что его компания имеет большой ассортимент решений для создания визуальных почтовых ящиков, платформ для передачи прямых голосовых сообщений («симбиоза» MMS и голосовой почты), а также для хранения адресных книг абонентов в Сети.