Ставрополь

В отдельных регионах сотовые компании проводят нетрадиционную для них политику завоевания рынка

Низкие расценки на мобильную связь — голубая мечта абонентов. Понятно, что сотовые операторы не могут в одночасье радикально снизить свои тарифы, не потерпев серьезных убытков. Это происходит постепенно, с увеличением числа абонентов и запуском новых перспективных услуг.

Несколько иначе обстоит дело с теми участниками рынка, которые расширяют свое географическое присутствие. При выходе на новые территории они вынуждены делать серьезные капитальные вложения и хотят как можно быстрее добиться их окупаемости. В этой ситуации операторы часто прибегают к ценовому демпингу для обеспечения притока абонентов и популяризации брэнда. Ну а демпинг заставляет конкурентов идти на крайние меры по отношению к «новичкам». Прежде всего, они устанавливают специальные повышенные тарифы на соединения с телефонными номерами нового оператора. Так произошло и в Став?ро?поль?ском крае, когда в него «пришел» МТС.

Однако в борьбе с «новичками» иные операторы не знают меры. Ставропольские офисы «Билайна» и «МегаФона», к сожалению, именно так и поступили, взвинтив тарифы на звонки в сеть МТС до невообразимого уровня. Положительного эффекта эти шаги не дали как операторам (часть абонентов все равно «купилась» на низкие внутрисетевые тарифы МТС), так и их клиентам (они выражают недовольство по поводу явно завышенной стоимости звонков в сеть конкурента). Межсетевой трафик в таких условиях стал стремиться к нулю.

Лихорадочные контрмеры несколько снизили динамику подключений абонентов к ставропольской сети МТС, но кардинально повлиять на ситуацию не могли. Наряду с продуманной тарифной политикой МТС, видимо, сработал и фактор известности торговой марки, которая ассоциируется в регионах с дешевизной услуг. Действительно, 140 руб. за подключение — это не деньги, и многие жители Ставрополья решили завести второй телефонный номер. Те же из них, которые сохранили верность прежним операторам, руководствовались не столько доступностью их тарифов, сколько нежеланием менять номер телефона и, соответственно, терять наработанные контакты (такая мотивация особенно характерна для корпоративных клиентов). Местный рынок мгновенно отреагировал на желание населения пользоваться телефонами нескольких операторов для разных целей, и появились услуги «прописки» разных номеров на одну SIM-карту.

Теперь поговорим об обратной стороне медали. Хотя компания МТС и установила небывало низкие для региона тарифы на исходящие звонки ко всем мобильным операторам (0,9 руб./мин с посекундной тарификацией), она, в отличие от своих ставропольских GSM-оппонентов, пока не обеспечивает приемлемого качества связи и не имеет аналогичной территории обслуживания. Кроме того МТС не предоставляет телефонные номера из городского шестизначного ресурса и доступ к Internet, в точности повторяя путь развития «МегаФона» в 2001 году.

Все это лишает МТС ряда конкурентных преимуществ в глазах платежеспособных потребителей из корпоративного сектора, и для них пока удобнее услуги «Билайна».

Как ни странно, на Ставрополье у МТС складывается имидж «оператора для бедных», который не в состоянии бороться за наиболее привлекательные группы абонентов. К счастью для местных пользователей сотовой связи, «МегаФон» и «Билайн» быстро поняли суть происходящего и с 30 мая снизили «заградтарифы» на звонки в сеть МТС до уровня стоимости звонков в ТфОП. Одновременно они активизировались в отношении предложений новых тарифов, отменив плату за ночные звонки. «Билайн», кроме того, снизил до 1 коп/с стоимость любых мобильных вызовов в тарифном плане «Суперхит» (правда, с подписчиков взимается фиксированная абонентская плата). А МТС предоставил конкурентам фору, не торопясь вводить на территории края тариф «Хот Джинс». Его прежняя политика освоения новых территорий в целом не меняется.