к среднему и низшему ценовым диапазонам (от 100 до 250 долл.). А с выходом на рынок конкурентов из Юго-Восточной Азии у европейских вендоров практически не осталось шансов выжить в этом сегменте.

На Телефонах от BenQ еще пять лет будет фигурировать логотип Siemens

Руководство немецкой компании предпринимало отчаянные попытки спасти мобильное подразделение, инициируя кулуарные переговоры с производителями, которые несли в этом бизнесе меньшие издержки. Время от времени в качестве возможных покупателей Siemens Communications Mobile Devices или возможных партнеров по созданию СП фигурировали Motorola, Samsung и другие известные имена. Однако в официальных комментариях руководство Siemens AG всегда опровергало факт ведения переговоров и настаивало на важности сохранения за собой этого направления.

Буквально месяц назад, во время выставки «Связь-Экспокомм», президент департамента Siemens Comminications в России Раймонд Армес сообщил новость, радостную для многих российских пользователей мобильной связи: правление немецкого концерна окончательно решило не закрывать и не продавать бизнес производства мобильных устройств (см. «Сети», 2005, №8, статья «Законы больших чисел»). Он должен быть выделен из структуры корпорации в отдельное юридическое лицо, и лишь затем, как один из возможных сценариев, рассматривалась возможность образования на его базе совместного предприятия с кем-либо из независимых телефонных вендоров.

Тем большей неожиданностью стало официальное сообщение пресс-службы Siemens AG от 7 июня, в котором говорилось о заключении соглашения с тайваньской фирмой BenQ о продаже последней подразделения Mobile Devices. По условиям сделки, с 1 октября 2005 года BenQ вступает во владение подразделением мобильных телефонов Siemens, всеми его активами и пассивами. В рамках соглашения немецкий концерн становится владельцем специально выпущенных акций BenQ Corp. на сумму 50 млн евро (это примерно 2,5% рыночной стоимости компании) и вкладывает еще 250 млн евро в развитие телефонного бизнеса. Кроме того, BenQ становится привилегированным партнером Siemens по всему спектру решений мобильной связи. Как отмечается в пресс-релизе BenQ, это приобретение позволит тайваньскому производителю занять четвертое место в мире на рынке мобильных телефонов и увеличить общий годовой доход до 10,9 млрд долл.

Надо сказать, в 2002 году Siemens уже воспользовался подобной схемой избавления от «непрофильных» активов. Тогда он продал американской корпорации Juniper свое подразделение разработки магистральных маршрутизаторов Unisphere Networks. Правда, в тот раз Siemens получил во владение примерно 15% акций ныне преуспевающей фирмы. Добытые в ходе последней сделки 2,5% акций BenQ вряд ли позволят прежнему собственнику бизнеса мобильных телефонов рассчитывать на серьезное влияние в данном рыночном сегменте, хотя штаб-квартира вновь образованного департамента BenQ будет находиться в Мюнхене.

Возникает естественный вопрос: преследовали ли майские заявления руководства Siemens цель пустить конкурентов по ложному следу или же на тот момент они не противоречили действительности?

За разъяснениями причин смены курса нам пришлось обратиться в главный офис корпорации в Мюнхене, но на момент сдачи номера в печать ответ оттуда еще поступил. Некоторый свет на проблему пролили в самом продаваемом подразделении. Менеджер по маркетингу Siemens Communications Mobile Device Наталья Макарова уточнила, что обнародованное на полугодовой конференции Siemens AG 27 апреля решение о выделении подразделения мобильных устройств в отдельное юридическое лицо следует рассматривать как начальный этап, а не окончательную меру повышения прибыльности этого бизнеса. Продажа подразделения признана оптимальным решением для клиентов, поставщиков и сотрудников Siemens, позволяющим избежать трудоемкого процесса слияния двух компаний.