Тезис «самые интересные события в отрасли теперь будут происходить в сфере проводной связи», с завидной регулярностью повторяемый высокопоставленными чиновниками Мининформсвязи с осени прошлого года, оказался почти пророческим

В самом деле, мобильная связь, являвшаяся в последние годы камнем преткновения, о который ломали копья инвесторы и финансовые аналитики, производители оборудования и операторы связи, сейчас развивается по экстенсивному пути. Каких-либо революций, связанных с внедрением качественно новых сервисов и меняющих привычные представления о возможностях сотовой связи, не предвидится вплоть до раздачи лицензий 3G. А в сегменте проводных сетей, напротив, грядут радикальные преобразования операторского бизнеса, обусловленные выходом на новый виток конвергенции технологий и услуг.

Общее название этого витка конвергенции — Tripple Play, то есть доставка голоса, видео и данных посредством единой физической инфраструктуры сети. А частный случай данной концепции — интеграция технологий широкополосного доступа к Internet и телевещательных сервисов. Именно этот вариант взят на вооружение крупнейшим столичным Internet-провайдером (ISP) «МТУ-Интел», запустившим в коммерческую эксплуатацию сервис «Стрим ТВ».

Победная стримотерапия

Прежде чем анализировать перспективы телевизионного проекта «МТУ-Интел», стоит остановиться на результатах деятельности провайдера, связанных с развертыванием сервиса домашнего Internet-канала «Стрима». Официальный запуск «Стрим» состоялся в феврале прошлого года, а его активное продвижение началось на выставке «Связь Экспокомм?2004». До весны 2004 года крупнейший московский Internet-провайдер предлагал широкополосные подключения в рамках проекта «Точка.Ру». Тарифная политика «МТУ-Интел» на том этапе была «заточена» исключительно под снятие сливок с представителей малого и среднего бизнеса, а также с самых обеспеченных граждан.

Тогда динамика роста абонентской базы «Точки.Ру» выглядела довольно скромно: несколько тысяч за год, включая коллективные подключения пользователей через домовые сети. Да и на текущий момент ситуация с развитием этого проекта изменилась не сильно. По словам заместителя генерального директора «МТУ-Интел» Николая Захарова, у «Точки.Ру» насчитывается всего 11 тыс. клиентов. Правда, они ежемесячно приносят провайдеру в среднем по 200 долл.

Предложения семейства «Стрим» изначально позиционировались как массовые услуги, и в этом отношении декларации руководства «МТУ-Интел» не разошлись с делом. Был обеспечен целый набор тарифных планов с определенным объемом предоплаченного трафика, который должен был покрывать потребности разных категорий абонентов в получении информации, виртуальном общении и развлечениях. Самый «легкий» тарифный план («Стрим Лайт») включает в себя 200 Мбайт предоплаченного трафика и обходится подписчику в 15 долл., а самый «тяжелый» («Стрим Торнадо») — подразумевает 7,5 Гбайт предоплаченного трафика и стоит 75 долл. в месяц.

Среди прочих предложений нужно указать безлимитные тарифные планы «Стрим Нео 20» и «Стрим Нео 25», цифровой индекс в названиях которых означает величину ежемесячной абонентской платы в условных единицах (долларах США). При подключении по первому тарифу абоненту предоставляется постоянный неограниченный доступ к Сети на скорости 128 Кбит/с, а при выборе второго быстродействие входящего канала увеличивается в два раза (до 256 Кбит/c).

Безлимитные тарифные предложения буквально взорвали московский рынок. У офисов продаж «МТУ-Интел» стали выстраиваться очереди из желающих подключиться к широкополосным сервисам, а производители не успевали поставлять провайдеру сертифицированные ADSL-модемы. На середину мая 2005 года этот ISP обслуживал 175 тыс. абонентов домашнего Internet-канала «Стрим». Усредненный показатель доходности подписчиков всех тарифных планов семейства «Стрим» составил 26 долл.

Темпы новых подключений к услугам «Стрим» ежемесячно составляют примерно 17 тыс. абонентов, тогда как естественный отток абонентской базы не превышает 0,5%.

Потенциальная клиентская база

При всех достоинствах ADSL нельзя забывать о самой многочисленной аудитории столичного провайдера — абонентах коммутируемого доступа. Число клиентов этой категории не поддается точному исчислению, поскольку они часто меняют учетные записи, а для предоставления услуг dial-up достаточно заключения публичного договора-оферты. Сославшись на исследования компаний Intel, J?son & Partners и Pyramid Research, Николай Захаров сообщил, что коммутируемым доступом сегодня пользуются от 600 до 700 тыс. москвичей. Причем ежемесячно к Internet приобщаются примерно 15% новых потребителей. Одновременно наблюдается некоторый переток абонентов dial-up в сегмент широкополосных услуг. Очевидно, что эти два процесса влияют на состояние абонентской базы коммутируемых услуг разнонаправленно, но общий тренд пока остается повышающимся.

Усредненный показатель ежемесячной выручки с одного абонента dial-up по Москве составляет не более 5 долл. Эти же данные справедливы в отношении клиентов «МТУ-Интел». Но чтобы определить, сколько денег приносит в казну провайдера самая многочисленная аудитория пользователей Internet, ее нужно как-то подсчитать. По весьма приблизительным оценкам, приведенным Захаровым, крупнейший московский провайдер обслуживает до 420 тыс. абонентов dial-up, большинство из которых потенциально готовы стать подписчиками более качественных широкополосных услуг.

Неосновной бизнес

Общий оборот «МТУ-Интел» за прошлый год составил 75 млн долл. Примерно девять десятых этой суммы обеспечили все виды услуг доступа к Internet, а оставшаяся часть приходится на прочие направления деятельности, в том числе IP-телефонию и хостинг. Кстати, этого столичного провайдера, оказывавшего населению услуги IP-телефонии с помощью телефонных линий МГТС, не сильно взволновали новые правила лицензирования операторской деятельности и присоединения к сетям электросвязи. «Для нас IP-телефония никогда не была основным бизнесом», — констатировал Захаров.

Николай захаров: «Случаи отказов от услуг ?Стрим? у нас объясняются только сменой абонентами своих мест проживания»

Что касается перспектив развития голосовых сервисов в соответствии со вступившими в силу правилами регулирования, «МТУ-Интел» собирается работать над решением этой проблемы совместно с другими членами холдинга «Система Телеком». Главное препятствие на пути популяризации услуг «чистой» IP-телефонии (SIP-телефонии), по мнению Захарова, заключается не столько в административной стороне дела, сколько в наличии платежеспособного рыночного спроса. «При нынешней стоимости телефонных услуг сети МГТС (на уровне 7 долл. за одну абонентскую линию) мы не можем опустить расценки на SIP-телефонию ниже 15 долл. А 8 долл. дают огромную разницу в потребительской привлекательности сервисов, ориентированных на массовую аудиторию», — подчеркнул заместитель гендиректора «МТУ-Интел». Тем не менее в портфеле услуг компании имеется решение, подразумевающее установку второй телефонной линии поверх канала ADSL, и многие жители столицы уже воспользовались этим предложением.

Сеть готова, услуги — нет

Чтобы подвести окончательную черту под анализом текущего состояния сервисов ADSL «МТУ-Интел», необходимо рассказать о сегодняшней политике МГТС. На балансе последней находится инфраструктура «последней мили», используемая для организации широкополосного доступа. «МТУ-Интел» выступает в этой связке как сервисная компания, а за установку и поддержку сетевого оборудования (маршрутизаторов, концентраторов, мультиплексоров DSLAM и пр.) отвечают инженерно-технические службы МГТС.

Как стало известно от информированных источников, в конце прошлого года московский телефонный оператор произвел очередную замену оборудования DSLAM, установив изделия Nokia и Huawei, которые поддерживают как базовый вариант ADSL, так и ADSL 2+. Примерно 70% узлов телефонной сети уже оснащены мультиплексорами ADSL 2+, но максимальная ширина канала, предлагаемого клиентам «МТУ-Интел», остается равной 7,5 Мбит/с.

На вопрос о том, почему простаивает новое дорогостоящее оборудование ADSL 2+ (вернее, почему не в полной мере используются его возможности), один из представителей МГТС ответил, что в Москве нет спроса на каналы доступа с пропускной способностью 24 Мбит/с, а потому не разработаны и коммерческие предложения.

В Internet найдется не так уж много ресурсов, которые, являясь актуальными для российского пользователя, могли бы требовать скорости абонентского канала, большей 7,5 Мбит/c. Однако если принять во внимание, что современному бизнесу нужны не только доступ к Web и электронная почта, но и множество мультимедийных сервисов, включая доставку видео, то станет понятно: для традиционных телефонных операторов внедрение ADSL 2+ — единственный способ сохранить за собой место под солнцем в мире сетей NGN.

Оборудование в сети МГТС установлено и ждет своего часа. Он пробьет, когда оператор совместно с партнерами разработает приложения, которые смогут эффективно задействовать асинхронный канал шириной более 20 Мбит/c (при том, что для доставки обычного телесигнала формата MPEG 2 хватает и 3,5 Мбит/с). Первое, что приходит на ум, — предложить услуги ТВ высокой четкости (HDTV), но для подавляющего большинства российских граждан телевизоры с поддержкой этого стандарта являются неоправданно дорогими. Второй вариант — разработать предложения, связанные с одновременной трансляцией клиенту нескольких телевизионных потоков в прежнем формате вещания (например, для воспроизведения на нескольких телеприемниках). Этот вариант ближе к российской действительности, но для начала нужно, чтобы наши сограждане почувствовали вкус к платным телевизионным сервисам и стали доверять телевидению и Internet «из одной розетки».