столичного оператора в расчете на дешевые тарифы, другие воспринимали запуск новой сети как неизбежность, третьи в это попросту не верили. Разговоры продолжались до осени 2004 года, когда на высотных зданиях Ставрополя начали устанавливать новые излучатели антенн МТС.

Запуск сети, состоявшийся 14 декабря 2004 года, запомнился длинной очередью в фирменный центр обслуживания и подключением в первые же несколько дней львиной доли теперешних абонентов МТС в Ставропольском крае — более 12,5 тыс. Оправдает ли МТС надежды абонентов? Изменится ли теперь ситуация с тарифами сотовых сетей? Эти вопросы задают себе как абоненты самой МТС, так и клиенты других сотовых операторов, каковых сегодня в Ставропольском крае насчитывается пять.

Вернемся в 2001 год, когда в Ставропольском крае развернула свою сеть компания «МегаФон». На тот момент в регионе уже действовали три оператора сотовой связи — «Ставропольская сотовая связь» (стандарт AMPS/DAMPS), «Сотел» (NMT450) и единственный в то время оператор сети GSM компания NС-GSM, прославившаяся поминутной тарификацией всех звонков и «космическими» расценками на услуги (до 10 руб. за минуту). Свою тарифную политику NС-GSM аргументировала более высоким качеством связи и предоставлением услуг международного роуминга.

Нельзя сказать, что услуга роуминга была неактуальной. В регионе нашлось немало граждан с высоким уровнем доходов, регулярно выезжающих за границу, которые и составили костяк пользовательской аудитории NC-GSM. Массовый потребитель прибегал к услугам «Сотела», уже тогда отменившего плату за все входящие звонки. А услуги «Ставропольской сотовой связи» снискали популярность благодаря посекундной тарификации вызовов.

Ситуация с тарифами коренным образом изменилась в 2001 году, после появления на местном сотовом рынке первого представителя «большой тройки» — «МегаФона». Хотя он предложил только три тарифных плана серии «Лайт» (с федеральными номерами, без абонентской платы), его расценки показались жителям края буквально революционными: минута разговора стоила от 3 руб.

Предваряя появление «МегаФона», оператор NC-GSM предложил ставропольцам тарифный план «Сити» с поминутной тарификацией и расширенным набором услуг. А после запуска сети конкурента NC-GSM предложил два экономичных тарифных плана, в которых стоимость минуты разговора составляла от 3,60 до 6,00 руб. Кроме того, NC-GSM отменил плату за внутрисетевые входящие вызовы, обеспечил некоторые дополнительные услуги и ввел посекундную тарификацию.

Таким образом, тарифная политика первого GSM-оператора Ставропольского края фактически копировала предложение «МегаФона». Однако в сети NC-GSM абонентам предоставлялись прямые городские номера, а «МегаФон» начал свою деятельность в регионе с предоставления федеральных номеров. С приходом конкурента значительно активизировалась и рекламная политика NC-GSM.

Купив активы компании «Ставтелесот», в 2003 году на Ставрополье пришел «Би Лайн GSM». Оператор предложил два тарифных плана, «Би+Тайм» и «Прайм», с бесплатным подключением и стоимостью минуты разговора от 1,90 до 5,60 руб. Кроме того, была обеспечена дисконтная платная услуга «Любимый номер». Рыночное предложение «Би Лайн GSM» также включало в себя контрактные, безлимитные и корпоративные тарифные планы с различными абонентской платой и стоимостью звонков.

В ответ (правда, с некоторым опозданием) «МегаФон» активизировал несколько корпоративных тарифных планов и предложил подключение на городские номера, догнав «Би Лайн GSM» по разнообразию услуг для клиентов. Кроме того, «МегаФон» разработал безлимитный тарифный план «Магнат» с ежемесячной абонентской платой 2,5 тыс. руб. (с федеральным номером) и 3 тыс. руб. (с городским номером). В 2004 году «МегаФон» сумел значительно повысить качество связи в своей сети, обогнав по этому показателю «Би Лайн».

МТС начал действовать в Ставрополе, предложив потребителям серию тарифных планов «Джинс» с федеральной нумерацией (аналог тарифов «Лайт» от «МегаФона»), ряд корпоративных планов, а в качестве «изюминки» — безлимитный тариф «МТС-open» с абонентской платой 399 руб. в месяц. Этот оператор пока отстает от конкурентов по охвату территории обслуживания. Следует также отметить, что «старожилы» ставропольского рынка сотовой связи отметили появление МТС «хулиганскими выходками». Так, «МегаФон» повысил стоимость исходящих вызовов на телефонные номера МТС до 15 руб. за минуту, а «Би Лайн» — до 12,75 руб.

Лучшей мерилом проводимой операторами ценовой и маркетинговой политики, конечно же, могли бы стать данные об абонентской базе и ARPU. Но, в силу различных причин, добыть исчерпывающую информацию о количестве обслуживаемых абонентов, а тем более — об их доходности, оказалось очень непросто. В отделе маркетинга ставропольского филиала МТС ответили лишь, что на конец апреля в их сети было зарегистрировано около 200 тыс. абонентов. В «МегаФоне» ограничились общими данными о количестве абонентов по всему Северо-Кавказскому региону (3 млн пользователей), но, как известно, распределение долей рынка здесь очень сильно меняется от одного субъекта РФ к другому. И только в «Би Лайне» с готовностью сообщили, что компания обслуживает на сегодня 1,1 млн абонентов, что соответствует 65% краевого рынка сотовой связи.